Альфия Шафеева
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Шафеева Альфия Аркадьевна
учитель-дефектолог высшей квалификационной категории
МБОУ ППМС «Центр диагностики и консультирования» НМР РТ
Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ
Одной из основных задач учителя-дефектолога, работающего с дошкольниками, является подготовка детей к школьному обучению. Педагог должен подготовить детей с ОВЗ к обучению в школе, дать необходимые знания, навыки и умения, расширить их кругозор.
Публикация «Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Исходя из опыта работы можно сказать, что отклонения в речевом развитии у детей часто сопровождаются нарушениями психических процессов и познавательной деятельности. Это проявляется в неустойчивости внимания, памяти, несовершенстве мыслительных процессов, низкой саморегуляции, отвлекаемости детей во время занятия и слабой познавательной активности. Такой сложный комплекс нарушений отрицательно сказывается на продолжительности коррекционного процесса. Кроме того, специфика коррекционно-развивающей работы такова, что учебный материал требует многократного повторения и закрепления. Использование повторяющихся приёмов, однообразных средств способствует быстрой утомляемости детей во время занятий. На фоне утомляемости у ребёнка наблюдается снижение интереса, общей мотивации к посещению коррекционно-развивающих занятий.
Одним из эффективных средств обучения является использование компьютерных технологий, всё чаще применяемых и в специальной педагогике.
Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. Этому способствует совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
Использование компьютерных технологий обеспечивает большое разнообразие презентаций на любую лексическую тему, где каждая тема раскрывается разными методами представления, красивыми иллюстрациями, грамотным озвучиванием слайдов. Электронный материал охватывает различные направления: ориентировку в пространстве, количество и счет, геометрические формы, словообразование, обогащение активного словаря, развитие мыслительных процессов т. д.
Нарушение внимания, памяти, недоразвитие мыслительных процессов делают необходимым проведение целенаправленной работы по преодолению этих расстройств. А поскольку у дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, то учебный материал, предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребенка виде вызывает интерес и обращает на себя внимание. В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, так как позволяет предоставлять информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания занятия, но и делает его долговременным.
Элементы компьютерного обучения помогают формировать у детей знаковую функцию сознания, что является крайне важным для их языкового и интеллектуального развития. У дошкольников начинает развиваться понимание того, что есть несколько уровней окружающею нас мира - это и реальные вещи, и картинки, слова, схемы и т. д.
На коррекционных занятиях дошкольники работают не с компьютером, а с персонажем, который «приходит» к ним в конце занятия. Во время таких занятий у детей исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения материала. Появляется уверенность в своих силах и желание научиться говорить правильно. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность, так как предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несёт в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма. Движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка.
С целью оптимизации процесса обучения и воспитания наряду с традиционными методами и приёмами коррекционного воздействия в своей работе я использую развивающие компьютерно-игровые программы.
Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНов.
Для коррекционно-педагогической работы использую компьютерные технологии :
- Л. Р. Лизуновой «Игры для Тигры»;
- Мерсибо: «Логопедическая экспресс – диагностика»,«Конструктор картинок», «Звуковой калейдоскоп», «Ума палата», «Работа над ошибками»;
- Адалин «Уроки математики для дошкольников», «Занимательные уроки для подготовки к школе»;
- Пономаренко «Комплексная программа развития интеллекта» и другие.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность коррекционно-педагогической деятельности.
При осмысленном, дифференцированном и фрагментарном применении, ИКТ могут с успехом применяться для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Литература
1. Гаркуша Ю. Ф., Черлина Н. А., Манина Е. В. Новые информационные технологии в логопедической работе/ Ю. Ф. Гаркуша, Н. А. Черлина, Е. В. Манина // Логопед. – 2004. - № 2. – С. 22-29
2. Горвиц Ю. М., Чайнова Л. Д., Подьякова Н. Н., Зворыгина Е. В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц., Л. Д. Чайнова, Н. Н. Подьякова, Е. В. Зворыгина. и др. – М. :ЛННКА-ПРЕСС, 1998.3.
3. Левина Е. В. Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических занятиях / Е. В. Левина // Логопед. - 2011. – № 3. – С. 68-73.
4. Лизунова Р. Л. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры». Учебно-методическое пособие Р. Л. Лизунова – Пермь: 2009.