Папки-передвижки

«Без прошлого нет будущего». Конспект НОД в старшей группе

Ирина Япончинцева
«Без прошлого нет будущего». Конспект НОД в старшей группе

«Без прошлого нет будущего»

Конспект интегрированной НОД в старшей группе

Образовательные области: «Музыка», «Художественное творчество»,

«Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы».

Участники: дети средней группы № 9 «Колокольчик».

Оборудование: Мультимедийный проектор;

Публикация «„Без прошлого нет будущего“, Конспект НОД в старшей группе» размещена в разделах

флэш – карта с репродукцией картины К. Лебедева «Народный танец», со слайдами фотографий русских народных сарафанов и картинками различных орнаментов, с фонограммой русских народных песен: «Во кузнице», «Ах, Самара городок» и музыкального произведения А. К. Лядова «Народная песня», в исполнении оркестра; дидактический (раздаточный материал) : плоскостные геометрические фигуры из цветного картона.

Музыкальный инструмент – гармонь.

Цель: Воспитание любви к Родине и русским народным традициям через произведения изобразительного искусства, национальной одежды и музыкального фольклора.

Задачи:

1. Дать детям представление о фольклоре, как основе народной мудрости и красоты.

2. Развивать познавательную активность детей при изучении русского народного сарафана.

3. Формировать навыки пения без музыкального сопровождения (a cappella).

4. Использовать логоритмические упражнения для закрепления правильного и чёткого произношения звуков, формирования певческой дикции и интонационной выразительности.

5. Развивать моторику рук средствами здоровьесберегающих технологий.

6. Развивать самостоятельность и импровизационные способности детей.

7. Обогащать активный словарь детей (эхо, сарафан, узор, орнамент).

8. Способствовать формированию эстетического и художественного вкуса детей.

9. Воспитывать интерес детей к русскому народному творчеству через интеграцию образовательных областей.

Ход занятия:

Дети заходят в музыкальный зал под фонограмму русской народной песни «Ах, Самара городок» и встают полукругом лицом к гостям.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей в зале.

Давайте дружно, весело поприветствуем их нашей песенкой (пояснить, как звучит эхо, повторяя слово «песенкой» с изменением динамики). Ой, слышите, это эхо к нам пожаловало. Видно эхо тоже хочет с гостями поздороваться.

Ну, что ж, тогда я сейчас запою, а вы, ребята, не зевайте,

С эхом дружно подпевайте!

Муз. руководитель (поёт) :

Добренького всем здоровья, здравствуйте!

К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Хлопает и кланяется детям.

Дети (поют хором) :

Добренького всем здоровья, здравствуйте!

К нам пришли сегодня гости, дружно их встречайте!

Хлопают и кланяются гостям.

Муз. руководитель: А сейчас прошу ребята вас по кругу я пройти.

Только не забудьте, детки, юбочку и поясок найти!

Дети идут по кругу и проходят на места.

Муз. руководитель: Ребята, в наш детский сад пришло необычное письмо от бабушки Авдотьюшки из далёкой деревушки. Вот это письмо. В нём бабушка

Авдотья просит нас помочь придумать для её сарафана праздничный узор, орнамент. Да – да, именно так. Она пишет:

«Люди добрые, мне помогите, орнамент сарафану моему вы подберите!»

Ой, ребята, чтобы бабушке помочь надо сначала разобраться, что такое орнамент и зачем он нужен сарафану!

И так, нам известно, что сарафан это старинная женская одежда, которую любили носить и женщины, и девушки, и девочки. Сарафаны были не только самой красивой, но и самой удобной одеждой.

Ребята, а вы хотели бы заглянуть в прошлое и посмотреть, как русские люди жили-поживали: что одевали и как танцевали?

Дети: Да!

Муз. руководитель: Ну, тогда закрывайте глазки. Да, подглядывать нельзя!

Раз, два, три – на экран смотри!

Дети открывают глаза.

На экране появляется картина К. Лебедева «Народный танец».

Муз. руководитель читает:

«Вот так радость и веселье! Посмотрите вы на них

На танцующих нарядных и счастливых молодых!

Парень весело, игриво, от души пустился в пляс!

Девица же в сарафане красотой пленила нас!»

Дети рассматривают картину.

Ребята, как вы думаете, если бы эта картина зазвучала, то какую мы бы музыку услышали?

Дети: Красивую, весёлую.

Муз. руководитель: Я тоже так считаю, что музыка должна быть подвижной, весёлой, красивой. Потому что девушка с парнем танцуют, стараются, а люди вокруг, посмотрите – улыбаются.

Давайте сейчас встанем на ножки, да потанцуем немножко!

Девочки возьмут платочки, и буду повторять движения красной девицы, а мальчики – движения доброго молодца.

Девочкам раздаются платочки. Звучит «Народная песня» А. К. Лядова, в оркестровом исполнении. Дети встают на ножки и выполняют танцевальные движения, которые предварительно обговариваются музыкальным руководителем. Пока дети танцуют, в зал входит воспитатель в русском народном костюме.

Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, к нам русская красавица идёт. А сарафан то у неё – загляденье!

Воспитатель подходит к детям, кружится и кланяется. Экран и музыка выключаются.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости дорогие!

Простите, за то, что я задержалась!

Но дело всё в том, что я наряжалась!

Одела такой вот красивый наряд –

Хотела порадовать милых ребят!

Муз. руководитель: Ах, как хорошо, что вы пришли на наше музыкальное занятие в этом замечательном русском народном костюме. Мы с ребятами сегодня как раз изучаем русский народный сарафан и его украшение, которое называется орнамент.

Воспитатель: Я с радостью вам помогу – всё что знаю, расскажу. Вот посмотрите, ребятки, на моём сарафане есть вышитая полоса, которая называется орнамент. Посмотрите, рисунок в орнаменте повторятся.

Дети рассматривают орнамент на сарафане.

Сейчас я взмахну своим волшебным платочком, и на экране появятся картинки с разными сарафанами. Вы, ребятки смотрите внимательно. На каждом сарафане есть своё украшение, свой неповторимый орнамент.

Подходит к экрану, взмахивает платком. На экране появляются фотографии русских народных сарафанов.

Воспитатель: В старину сарафаны украшались орнаментами в виде вышивки, кружев, тесьмы. Воспитатель комментирует слайды.

Орнаменты, которые мы сейчас с вами рассмотрели, располагались в полоске. А так же есть орнаменты, которые располагаются в круге и квадрате.

Дети рассматривают орнаменты на экране.

Муз. руководитель: Так что же получается, орнамент это такой узор, на котором птички, цветочки, кружочки повторяются, то есть меняются местами. Да к тому же орнамент может быть и украшением, например сарафана!

Воспитатель: Всё правильно. Вот я приготовила для вас разные цветочки,

из которых может получиться очень красивый орнамент.

Расстилает на ковре широкую зелёную ленту из ткани и выкладывает поверх неё орнамент из больших и маленьких цветочков.

Ребята, посмотрите, какой красивый цветочный орнамент получился!

Муз. руководитель: Да очень красивый. Ребята, у меня в этой коробочки находятся разные геометрические фигурки. Показывает детям коробочку.

И я хочу сейчас попробовать создать геометрический орнамент. Но мне понадобится ваша помощь. Вы, пожалуйста, встаньте в две линии – несколько ребят встанут на эту сторону ковра, а остальные детки встанут на другую сторону – напротив них.

Дети делятся на две команды. Каждому из них раздаётся по одной геометрической фигурке (круг, квадрат).

Посмотрите, кружочки и квадратики, которые вы держите в руках, находятся в определённом порядке – они повторяются несколько раз.

Воспитатель: Ребята, да у вас получился геометрический орнамент, то есть орнамент, состоящий из геометрических фигур.

Муз. руководитель: А сейчас, я предлагаю поиграть в интересную игру, которая называется «Танцевальный орнамент». Правила игры такие:

Дети, у которых в руках находится кружок, будут кружиться, а ребята, которые держат квадрат, будут приседать. Давайте потренируемся.

Муз. руководитель показывает круг – дети кружатся, показывает квадрат – дети приседают.

Воспитатель: Ах, какая интересная игра. Можно и я с вами поиграю?

Я с платочком волшебным пойду

Да ребятушкам всем помогу!

К кому платочком я прикоснусь, будет танцевать – свои движенья выполнять!

Проводится игра с музыкальным сопровождением гармони. При повторе игры, детям предлагается выложить свои фигурки на ковре перед собой. Взрослые изменяют орнамент и игра повторяется. По окончании игры геометрические фигурки собираются.

Муз. руководитель: Ну, что ж, ребята, вот мы с вами и разобрались в том, что такое орнамент, как он создаётся и для чего он нужен сарафану.

А теперь я предлагаю вам вспомнить шуточную песню, в которой народные умельцы изготовили необычный сарафан.

Звучит фрагмент песни «Во кузнице» в оркестровом изложении.

Муз. руководитель: Ребята, вы догадались, о какой песне идёт речь?

Дети: Да! Это песня «Во кузнице».

Муз. руководитель: Молодцы, ребята, конечно, это русская народная песня

«Во кузнице». И сейчас мы её споём так, как она звучала в старину, то есть без музыкального сопровождения.

Дети поют и обыгрывают русскую народную песню «Во кузнице».

Воспитатель:

Велика Россия - мать и талантлив наш народ.

О Руси родной умельцев на весь мир молва идёт!

Муз. руководитель: Потрудились кузнецы наши на славу,

Да на общую радость и забаву.

А теперь пришло время поплясать -

Приглашаю в хоровод скорее встать!

Под фонограмму песни «Во кузнице» дети встают в хоровод и выполнят танцевальные движения в парах по показу взрослых.

Звучит фонограмма песни «Ах, Самара городок». Дети идут друг за другом и встают в хоровод.

Муз. руководитель: Молодцы. Ребята! Вы сегодня были такими старательными, внимательными, активными. Спасибо вам за это! Только вот мы совсем забыли о просьбе бабушки Авдотьи. Нужно ведь нам придумать для её сарафана праздничный орнамент.

Воспитатель: Ребята, а у меня как раз есть полная корзина сарафанов, которые можно украсить, раскрасить так, как душе вашей угодно! Вот только где бы нам этим заняться? Здесь ни красок, ни карандашей нет!

Муз. руководитель: А вы знаете, наши дети не только любят петь и танцевать, но рисовать. В группе у ребят есть краски, карандаши и многое другое.

Воспитатель: Ребятки, а можно и я с вами пойду рисовать – сарафаны украшать! Дети отвечают.

Муз. руководитель: Ребята, вы, когда украсите свои сарафаны, пожалуйста

не забудьте нас пригласить на них полюбоваться!

Ну, а сейчас, пришла пора прощаться. Давайте красиво встанем перед гостями и попрощаемся с ними:

«Вот пришла пора прощаться – до свидания!»

Дети (поют) : До свидания!

Дети кланяются гостям и уходят из зала под фонограмму песни «Ах, Самара городок».

Публикации по теме:

«Тот, кто не помнит своего прошлого, тот не достоин будущего» (фотоотчет)«Тот, кто не помнит своего прошлого, тот не достоин будущего» (фотоотчет) Коллеги, хочу с вами поделиться своими новостями. 17 июня в Городищенской библиотеке прошла очередная встреча членов Ассамблеи народов России.

Без ребенка-патриота у Родины нет ни прошлого, ни будущего Восточная мудрость гласит: «Маленький камешек, брошенный с горы, порождает лавину». Трудно не согласиться с тем, что от того, какой камень.

Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе «Из прошлого ложки» Формирование целостной картины мира. Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Из прошлого ложки». Цель: познакомить ребят с кухонной.

Гости из прошлого (фотоотчет)Гости из прошлого (фотоотчет) При формировании представлений о времени у детей старшего дошкольного возраста мы знакомим детей с понятием «прошлое». Рассказ о животных,.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Гиганты прошлого» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Гиганты прошлого» Цель: - Закрепить понятие прошлое на примере представителей.

НОД «Одежда: от прошлого к настоящему» Цели: расширение и уточнение представлений воспитанников об одежде. Задачи: Обучающие: - продолжать знакомить воспитанников с историей.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Портрет будущего первоклассника» Задачи: 1. Сообщить родителям о знаниях, умениях, навыках по проблеме подготовки ребёнка к школе. 2. Расширить представления родителей о.

Познавательный проект в старшей группе «Гиганты прошлого» Паспорт проекта Актуальность проекта: Ребенок в любой деятельности познает, развивается, общается. А в познавательно-исследовательской деятельности.

Проект «Без прошлого нет будущего» О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость.

Викторина «В гостях у прошлого» Викторина в средне-старшей группе "Великая Отечественная война" Цель -формировать у детей представление о героизме и отваге у детей Великой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Без прошлого нет будущего». Конспект НОД в старшей группе
Опубликовано: 5 января 2016 в 16:09
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД