МААМ-картинки

Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

инна ивлиева
Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»

Тема «Быт народов севера-ненцев».

Образовательные задачи:

-дать представления детям о жизни и традиционных занятиях ненцев;

-продолжать знакомить с животным севера оленем, показать взаимосвязь и зависимость жизни животного (оленя) от человека и человека от животного;

-ввести в активный словарь существительные :чум, нарты, паница, малица, пимы, ягель; оленевод, чумработница; глаголы : кочевать.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать целостность восприятия,умение составлять целостной предмет из частей;

Публикация «Конспект занятия „Быт народа Севера — ненцев“» размещена в разделах

- развивать понятийность мышления, умение устанавливать последовательность действий (сбор чума) по серии картинок;

- развивать связную речь, продолжать учить составлять рассказ-описание по плану-образцу взрослого;

-развивать слуховое восприятие;

-развивать координацию движений и речи.

Воспитательные задачи:

-воспитывать чувство уважение к коренным народам, к их труду традициям

Предварительная работа:

-рассматривание фотографий, альбомов о жизни, труде людей коренных национальностей,

-рассматривание иллюстраций, модель-игрушку о северном олене;

-экскурсия в краеведческий музей,

-фотографии с изображением ненецкой национальной одежды.

Наглядный материал:

- сборный макет чума,

-иллюстрации с изображением национальной одеждой (кукла в ненецкой н одежде);

-иллюстрации с изображением оленя;

- сюжетные картинки о быте и занятии ненцев;

Раздаточный материал:

-разрезные картинки (5-6 частей) с изображением оленя;

- последовательные картинки для упражнения «Собери чум»

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Педагог:

Здравствуйте, дети! Я очень рада вас видеть. Давайте возьмемся за руки и поздороваемся друг с другом, а поможет нам в этом ветерок «дружбы» .Сейчас я сделаю вдох и передам легкое дуновение на щечку своему соседу слева. Вот так! (дети по кругу передают «ветерок дружбы»). Отлично! Вот мы поздоровались и подружились.

Родина наша- это наш дом,

Где мы все вместе дружно живем?

Педагог: Ребята, что значит жить дружно?

Дети: Ответы (помогать, не обижать друг друга, не ссориться, не обзываться.)

Педагог: Молодцы, значит вы умеете дружить, дружбой дорожить.

2. Основная часть.

Педагог: В нашем округе живут люди разных национальностей (русские, ненцы, коми, украинцы, белорусы, татары, азербайджанцы,) и все они тоже живут единой, дружной семьей, проявляют к друг другу внимание, уважение, помогают друг другу в беде.

- Сегодня мы поговорим о северных коренных народах, узнаем, где они живут, чем занимаются.

- Какие национальности коренных народов вы знаете?

Дети: Ответы (если затрудняются педагог называет сам и одновременно показывает иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах- ненцев, коми).

Педагог: Сегодня мы побываем в гостях у ненцев.

Ребята, где живут ненцы? Как называется их жилище?

Дети : Ответы. (В тундре, чум)иллюстрация

Педагог: Ненцы живут в тундре. Мы с вами живем в домах, а ненцам домом служит чум. Чум- это дом, он напоминает конусообразную палатку из жердей, покрытую полотнищами из оленьих шкур. Место установки определяет мужчина, а устанавливает чум женщина.

(показ макета чума, рассматривание строение чума, затем педагог показывает последовательность сборки чума).

Чуму не страшны ни ветры, ни метели, ни морозы. Чум быстро разбирается и собирается, т к ненцы не живут на одном месте, они кочуют с одного места на другое, потому что пасут оленей.

Занимается хозяйством в чуме женщина, ее называют чумработница, значит занимается работой по чуму.

Как вы думаете ребята, чем занимается хозяйка-мама в чуме.

Дети: Ответы (Готовит пищу, стирает, убирает.)

Педагог: Правильно. Хозяйка чума готовит еду, убирает в чуме, смотрит за детьми, обрабатывает оленьи шкуры, шьет из них одежду.

В тундре нет магазинов, поэтому игрушки для своих детей делают родители. Для мальчиков-лодочки, фигурки оленей, нарты, для девочек –куколок, которые изготавливают из утиных носиков, шью куколке такую же одежду, какую носят сами. (Показ ненецких игрушек)

У хозяина тоже много работы. Он ловит рыбу, занимается охотой. Но основное занятие мужчины-ненца - пасти оленей и называют его пастухом- оленеводом.

Педагог: У каждого на столах лежит четыре картинки. Внимательно посмотри и расположи картинки в правильной последовательности, что нужно сделать сначала и что потом, чтобы поставить чум.

Коррекционно развивающее упражнение «Собери чум»»( 4 картинки с изображением последовательности собирания чума)

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти, нагл. действенного мышления.

Педагог: Мы немного отдохнем, физминутку проведем.

Физминутка «Чум».

Что нам стоит чум построить (руки сцеплены над головой «крыша»)

В лесотундре из жердей. (руки в стороны)

Закрепить шкуры веревкой, (поворот вокруг себя)

Дом,мы строим со сноровкой (руки на поясе покачивания из стороны в

По привычке кочевой. сторону)

Чум готов!

Пора и печку (присед на согнутые ноги имитация «разжигаем»п ечь)

(прыжок вверх)

По -хозяйски растопить,

И на наше новоселье (поклон, руки поднимаем через стороны вверх)

Всех соседей пригласить!

Дети садятся за столы.

Педагог: На столах у вас картинки, а картинки непростые,а разрезные. Собери картинку и скажи, кто на ней изображен?

Коррекционно-развивающее упражнение «Собери целое из частей»

Педагог вносит картину «Северный олень» (читает стихотворение) :

Быстро мелькают легкие тени,

Мчаться зимою в тундре олени.

Не остановятся ни на минутку,

Ноги их быстры, уши их чутки.

Педагог: Послушайте мой рассказ о жизни оленя рядом с человеком.

Самый главный помощник в тундре это олень. Олень кормит людей, мясо оленя основная пища ненцев. Олень одевает людей, из оленьей шкуры ненцы шьют себе одежду. Малица- одежда мужчин- ненцев. Паница – это женская верхняя одежда. Пимы-это обувь, которую шьют из шкуры оленя (показ слайдов). Шкура у оленя теплая и в такой одежде ненцам не страшны холода и морозы.

Олень прекрасное животное. У него крупное, овальное тело, большая голова, ветвистые рога, высокие сильные ноги, т. к оленю приходится много бегать. Кроме того, широкие копыта оленей не дают им проваливаться в снег или болото.

Их тело покрывает густая теплая шерсть, защищающая животное от холода.

Олени едят ягель- это главная пища оленей. Ягель-это белый мох, который растет в тундре. (Показ слайда) .Летом ягель просто найти, а зимой оленям приходится выкапывать копытами глубокие ямы в снегу, чтобы добраться до ягеля. Олени пасутся стадами, чтобы хватило пищи стаду, приходится оленеводам не стоять на месте, а все время двигаться. Вот почему оленеводы кочуют со своими стадами по тундре. Складывают чум и едут на другое место, Оленей запрягают, они тянут нарты, везут груз и семью оленевода. (показ макета саней). Без оленя в тундре не прожить, без оленя человек погибает. Поэтому жители тундры ценят и любят это умное животное.

Педагог вносит мнемотаблицы.

Педагог: Дети, сейчас по этим табличкам-схемам мы будем составлять рассказ про оленя.

.

Педагог: (разъясняет и рассказывает по таблицам рассказ)

По первой табличке нужно рассказать- кто это (Это-олень,

- по второй -где живет олень (Олень живет в тундре);

по третьей табличке рассказать о внешнем виде оленя (строение животного);

- по четвертой - чем питается олень (Олень питается ягелем, ягодами, грибами)

- по пятой как помогает олень человеку (Олень перевозит людей груз, из оленьей шкуры шьют одежду ит. д.)

Дети: Ответы (Рассказывают рассказ про оленя, при затруднении помощь педагога).

Педагог: Замечательные рассказы!

3. Итог занятия.

Педагог: А сейчас мы поиграем в занимательную игру «Слушай, вспоминай, на вопрос отвечай» .

-Дети, о каком коренном народе мы говорили на занятии?

-Где живет этот народ?

-Как называется жилище ненцев?

-Чем занимаются ненцы в тундре?

-Что такое паница (малица, пимы? Кто ее носит?

- Какое животное живет в тундре и помогает человеку?

-Чей рассказ об олене вам больше всего понравился и почему?

Дети: Ответы.

Педагог: Вот сколько нового и интересного мы узнали на занятии о жизни северного народа- ненцах и о жизни северного оленя. !

Ребята давайте послушаем детскую песню «Северный олень» Слова М. Шульгина, муз. А. Выучейской.

нарты;

Публикации по теме:

Конспект НОД «Животные Севера» Цель: - закрепить с детьми названия животных Севера, знания их внешних признаков, чем питаются, характерные повадки, знать "семью"; - упражнять.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Сказки народов севера» 1. Программное содержание: формирование представлений об образе жизни коренных народов севера Тюменской области, развитие познавательного.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Жизнь и быт народов Севера» Цель: Углубить и обобщить знания детей о народах Севера, их быте и деятельности. Задачи: - развивать любознательность и интерес к особенностям.

Проект «Краеведческий мини-музей. Быт и культура малочисленных народов севера» Подготовка к работе по данной теме: Изучить краеведческую литературу, пополнить мини – музей в детском саду. Вместе с родителями оборудовать.

Проект «Животные севера и юга» Проект «Животные севера и юга» Актуальность: Экологическое образование дошкольников – это формирование у дошкольников экологического сознания,.

Формирование духовно-нравственных качеств в процессе ознакомления с региональными особенностями и традициями народов Севера Суровая Югорская земля является для наших детей малой родиной. Родители многих наших воспитанников приехали с разных концов России и стран.

Конспект экскурсии «Древняя письменность ненцев, или Ненецкий орнамент» Цель и задачи экскурсии: • познакомить с разнообразными ненецкими орнаментами; • научить «читать» орнаменты; • воспитать чувство любви.

Сценарий спортивно-игровой программы «Традиционные народные игры ненцев» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЕЯХИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ОЛЕНЕНОК» Спортивно – игровая.

«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера«В гостях у Айоги». НОД в старшей группе, посвященная культуре народов Севера Цель: обогатить знания детей о культуре коренных народов, населяющих Тюменскую область, фольклоре народов Севера. Программное содержание:.

Викторина-игра по сказкам народов Севера «Многоцветье ямальского фольклора» к юбилею Ямало-Ненецкого автономного округа Викторина - игра по сказкам народов Севера "Многоцветие ямальского фольклора" (для детей 6 – 8 лет к юбилею ЯНАО) Тьютор МБДОУ «Детский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Быт народа Севера — ненцев»
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 22:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД