Киселева Марина Владимировна
«Деревянные истории». Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Деревянные истории
Цель: привлечь внимание детей к богатству и разнообразию мира звуков, издаваемых предметами и музыкальными шумовыми инструментами;
Задачи:
Развивающие:
• развивать тембровый слух;
• развивать у детей фантазию и изобретательность в звукотворчестве;
• развивать логическое и образное мышление;
Образовательные:
• продолжать работу над обогащением, закреплением и активизацией словаря;
Публикация «„Деревянные истории“, Музыкально-тематическое занятие в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
• расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания дошкольников;
• продолжать знакомство детей с способами игры на шумовых музыкальных инструментах;
Воспитательные:
• учить слушать и следовать инструкции взрослого;
• формировать умение работать в коллективе, аленьком оркестре;
• воспитывать умение внимательно слушать музыку, свою игру и товарищей;
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.
Методы и приё мы:
Наглядный: показ, рассматривание, исследование;
Словесный беседа, объяснение, вопросы;
Средства обучения:
Музыкальные шумовые инструменты : деревянные ложки, трещотки, маракасы, ксилофон;
Пособия и материалы: деревянные кубики, палочки, деревянная посуда, берестяная коробочка, матрёшки; рубель, аудио записи «Голоса природы», «Русские наигрыши»;
портрет композитора П. И. Чайковского;
Оборудование: ноутбук, баян;
Предварительная работа: Беседы с детьми по теме: «Музыкальные инструменты»;
Словарная работа: ритмичное декламирование стихотворения, озвучивание стиха шумовыми инструментами, исследование звуков;
Музыкально – игровой материал
• Дидактическая игра «Узнай звук по слуху»
• Речевая игра «Поиграем в палочки»
• Озвучиваем стихи («Игрушки» В. Степанов)
• Импровизируем («Камаринская» П. Чайковский)
Литература: Т. Э. Тютюнникова «Сто секретов музыки для детей. Игры звуками»
Ход занятия:
Звучит фонограмма «Голоса птиц». Дети заходят в зал, располагаются на стульчиках.
Музыкальный руководитель Здравствуйте! (радостно) Дети отвечают.
Музыкальный руководитель Ребята, что вы сейчас слышите?
Дети: Пение птиц, журчанье ручья.
Музыкальный руководитель Где можно услышать эти звуки?
Дети В лесу.
Музыкальный руководитель Что будет, если исчезнут все звуки на земле?
Дети Будет очень тихо, мы ничего не услышим, нельзя будет общаться, будет не интересно.
Музыкальный руководитель Я с вами согласна, ребята.
Жизнь была бы страшно скучной,
Если б жизнь была беззвучной….
Как прекрасно слышать звук:
Шум дождя и сердца звук!
Мы кричим, смеёмся, дышим,
Мы слова и мысли слышим,
Слышим даже тишину….
Как гуляет кот на крыше,
Как шуршат за стенкой мыши.
Волки воют на луну.
Мир без звуков был бы грустный,
Серый, скучный и «невкусный»
А. Усачёв. «Звукарик»
А вы смогли бы их различить? (ответ детей) Давайте попробуем!
Дидактическая игра «Узнай звук по слуху»
( за настольной ширмой педагог извлекает разные звуки: хлопки, притопы, стуки по столу, удары по металлу, стеклу) Дети узнают и называют.
И сегодня я предлагаю вам послушать необычные истории. А рассказывать их будут деревянные звуки, которые живут повсюду. Оглянитесь вокруг и найдите деревянные предметы, сделанные из дерева. Назовите их.
Дети Стол, стулья, двери, скамейки, пианино.
Музыкальный руководитель Давайте подойдём к этим деревянным предметам, постучим палочкой и послушаем звуки, издаваемые ими.
(подходят к столу, стучат по нему)
Музыкальный руководитель Какой звук?
Дети Глухой, сухой. (также обследуют другие предметы из дерева)
Музыкальный руководитель Отчего по – вашему зависит качество звука?
Дети От размера предмета.
Музыкальный руководитель Да, а ещё от способа звукоизвлечения, от того чем стучим и от силы удара. А сейчас повторяйте за мной:
«Деревянный звук какой?
Он стучащий и сухой.
Тёплый и трескучий,
Тихий и гремучий»
Музыкальный руководитель
Ребята, а ведь многие деревянные звуки со временем переселились в деревянные музыкальные инструменты : ложки, рубель, коробочки.
В старину деревянными ложками ели, а сейчас это ударный музыкальный инструмент
(показывает)
Существуют целые ансамбли ложкарей! (показывает картинку)
А вот - рубель (показывает) – служил стиральной доской. На таких досках ваши прапрабабушки когда – то стирали бельё и гладили.
А вот колотушки, коробочка – которая стала шкатулкой.
«Шкатулка – это стукалка,
Для разных всяких штук
Она побольше коробка,
Но меньше, чем сундук.
Шкатулка – это стукалка,
Для всяких разных штук.
И если потрясти её,
Услышишь «тук – тук – тук».
А. Усачёв.
Давайте послушаем, действительно ли это так!
(заранее в шкатулку положить пуговицы. Предложить детям потрясти её.)
Слышите звук? Он какой? (ответ детей)
А давайте в другие коробочки положим например болтики, шурупчики. (трясут)
А сейчас какой вы звук слышите? Такие на первый взгляд одинаковые шкатулки, а издают разные звуки.
Давайте пофантазируем: попробуем представить себе разговор этих шкатулок между собой.
О чём они могут беседовать? ( ответы детей: о погоде, о нарядах)
Ребята, а самое удивительное превращение произошло с деревянными поленьями – они стали клавишами красивого ксилофона.
Звучит звук ксилофона.
Музыкальный руководитель Какой звук у ксилофона? (мелодичный, нежный)
Давайте, ребята вы сами попробуете по – разному поиграть инструментах – предметах. Возьмём деревянные палочки и поиграем по – разному.
«Чики – чичикалочки, поиграем в палочки?
В палочки – игралочки. (педагог раздаёт детям палочки)
Речевая игра
Тук – тук – тук – тук (дети говорят медленно)
Что это за звук? (стучат палочкой о палочку
Тук – тук - тук, тук – тук – тук (дети говорят быстро)
Что это за звук? (стучат скрещенными палочками)
Дятел жил в дупле пустом, дуб долбил как долотом.
Тук – тук, тук – тук (дети говорят с остановкой)
Подбивает наш каблук. (стучат по полу поочерёдно каждой палочкой)
Туки- тук, туки – тук. ( дети говорят: два коротких звука и долгий звук)
В дверь к нам кто – то постучался – вот откуда этот звук.
Озвучиваем стихи.
«ИГРУШКИ» (по мотивам стихотворения В. Степанова)
Есть игрушки – хохотушки,
Есть игрушки – тарахтушки.
Хохотушки все хохочут,
Тарахтушки – тарахтят.
Вместе весело им очень,
Расставаться не хотят.
Тарахтушки – хохотушки,
Заразили всех.
Отовсюду – отовсюду
Слышен смех!
Вместе весело им очень,
Расставаться не хотят!
(Предложить детям подумать какие деревянные инструменты подойдут, чтобы озвучить это стихотворение. Какие первыми будут - хохотать, а вторые – тарахтеть. Дети выбирают.
Музыкальный руководитель
Подходите, выбирайте один любой инструмент м вместе мы исполним русскую плясовую «Камаринскую». Музыку написал русский композитор Пётр Ильич Чайковский. (показывает портрет)
ИМПРОВИЗИРУЕМ
«КАМАРИНСКАЯ» (П. И. Чайковский)
Музыкальный руководитель
- Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Скажите, сегодня инструменты в ваших руках молчали?
- А звучали они одинаково?
- А деревянный звук какой? (Он стучащий и сухой. Тёплый и трескучий, Тихий и гремучий)
Мне бы хотелось, чтобы вы дома продолжили знакомство со звуками, издаваемыми деревянными предметами. До новой встречи!
Звучит музыка, дети выходят из зала.