ирина чмутова
Технологическая карта ОД «Деревянное зодчество. Дом художников» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
образовательной деятельности на тему
“Деревянное зодчество. Дом художников”
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие.
Группа: группа детей дошкольного возраста 6-7 лет.
Педагоги: Катасонова М. В., Чмутова И. О. детский сад №10
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление о понятии “деревянное зодчество”, его характерных чертах.
Публикация «Технологическая карта ОД „Деревянное зодчество, Дом художников“ для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Показать уровень высокого мастерства создателей дома художников, что ставит его в ряд достопримечательностей города Рыбинска.
Развивающие:
- Способствовать развитию речевой и познавательной активности детей, умению рассуждать, сравнивать.
- Формировать навыки связной речи, общения в диалоге, вопросно-ответной структуры, грамматического строя речи, лексического словаря (зодчий, плотник, наличники, орнамент, узоры, крыльцо и т. д.).
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к архитектурным особенностям деревянного зодчества в Рыбинске, умении замечать прекрасное в окружающей жизни.
Материал: презентация “Дом художников” (фото, сундучок с веткой дерева, игра “Разрезные картинки”
Методы и приемы:
Словесные: проблемные вопросы, беседа, рассказ педагога, пояснения, уточнения, художественное слово.
Наглядные: рассматривание слайдов, веточки дерева.
Практические: решение проблемных вопросов, игровые действия в играх “Угадай по запаху”, ”Разрезные картинки”.
Предварительная работа: рассматривание альбома “Деревянное зодчество”, рассматривание иллюстраций русских народных сказок с изображением изб, теремов, дворцов, рисование русской избы, знакомство с пословицами и поговорками о мастерах.
Этапы образовательной деятельности.
1. Организаационный
2. Мотивационный
3. Ориентировочный
4. Исполнительский
5. Рефлексивный
6. Перспективный
Педагог вносит сундучок.
Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, модная задвижка.
Кто сундучок открывает, тот загадку отгадает.
Игра “Угадай по запаху” (педагог растирает кору на веточке, пронося перед каждым ребенком).Дети стоят в кругу, ощутив аромат, стараются определить его принадлежность, высказывают свои предположения.
- Давным-давно все на Руси было деревянным – от простой ложки до царского дворца.
- Как вы думаете, почему все делали из дерева?
- Как называли мастеров, которые занимались постройкой домов? (плотники)
- Что строили в старину на Руси из бревен? (избы, терема, дворцы, церкви, крепостные стены, сараи, колодцы и т. д.).
- Вы хотите узнать, кто такие “зодчие” и что они создавали в нашем городе Рыбинске?Рассуждения, высказывания детей.
- В далекие времена родилось искусство, которое называли “деревянное зодчество”. Слово “зодчество” произошло от слова “строить”, ”создавать”. Многие постройки были похожи, но двух совершенно одинаковых не найти. Каждая постройка неповторима. Русское деревянное зодчество – это народная архитектура, поистине сказочная.
- Посмотрите на старинную фотографию (слайд 2).Дети рассматривают иллюстрацию на слайде. Обратите внимание на дом, который стоит слева от улицы Пушкинской недалеко от железнодорожного вокзала. Этот дом больше 100 лет назад построил купец Гордеев и отдал в приданое своей дочери. Потом в этом доме размещались жилые квартиры. К сожалению, деревянные постройки не вечны, и это здание пришло в аварийное состояние и начало разрушаться. Многие считали, что дом не подлежит ремонту. Но рыбинские художники решили по-другому.
- Как поступили рыбинские художники, чтобы сохранить этот дом? Решение проблемной ситуации.
- Художники во главе с архитектором Ждановым разработали интересный проект. Перед началом работ были сделаны фотографии и составлен подробный план. Каждую досочку задокументировали, все декоративные элементы бережно сохранили и отреставрировали. Старое здание снесли, построили новое, кирпичное, со всеми удобствами.
- Попробуйте определить последовательность строительных работ, глядя на эту фотографию (слайд 3).Дети рассматривают фотографию, рассуждают.
- Потом специалисты восстановили деревянную обшивку и декоративные элементы такими, какими они были раньше.
- Давайте рассмотрим дом внимательно (слайд 4).
- Как художники украсили свой дом?
- Что такое наличники?
- Зачем нужны наличники на окнах? (украшают окна и защищают его от дождя и снега)
- Какие орнаменты использовали мастера в резьбе и что они обозначают? (круг – солнце, дуга – радуга и т. д.)
- Как украшен парадный вход? (слайд 5)Дети рассматривают фотографии, ищут архитектурные детали, высказывают предположения, делятся впечатлениями.
- Что вы видите на крыше? (слайд 6)
- Здание обращено двумя нарядными фасадами на две улицы. 2 этажа прорезаны окнами, на них богатые наличники. В центре фасада чердачное окно украшено крупным декоративным кокошником.
- Найдите на фотографии эту архитектурную деталь и догадайтесь, почему она так называется? (напоминающая старинный женский головной убор кокошник).
- По бокам тройные окна переходят в башню, на углу дома – два высоких шатра. Башни и шатры украшены декоративными кокошниками, коваными шпилями и орнаментом.
- Обратите внимание на маленькие окошки на башнях и шатрах. Зачем они нужны? (для освещения и проветривания чердака).
- Ниже шатров фасады на высоте второго этажа объединены полукруглыми балконами с ажурной решеткой.
- Мастера каких профессий потрудились над созданием этого дома? (архитектор, художники, каменщики, плотники, маляры, кузнецы).
- На какие здания из русских сказок похож этот дом? (на терем, дворец) (слайд 7).
- Сейчас я предлагаю вам игру “Разрезные картинки”. Мы попробуем собрать изображение дома художников. Дети встают вокруг стола и собирают изображение из архитектурных деталей.
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Почему этот дом называется Домом художников?
- Как вы думаете, что сейчас находится внутри этого дома? (Художники построили этот дом заново на свои средства, здесь живут несколько семей художников, на чердаке располагаются мастерские, есть небольшой выставочный зал, где экспонируются работы местных молодых талантов. Дети высказывают свои предположения.
- После реконструкции Дом художников стал городской достопримечательностью. Что это значит? (он привлекает внимание жителей города и туристов).
- Что вы можете предложить своим родителям, когда придете сегодня домой после нашего интересного занятия? (послушать рассказ про Дом художников, посмотреть фотографии в интернете, сходить вместе на прогулку к Дому художников, взять в библиотеке книгу о Рыбинске со старинными фотографиями улиц и домов, познакомиться с другими достопримечательностями родного города).Дети рассуждают, делятся своими планами.