Получи документы

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте

Юлия Юрина
Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте

Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте.

На сегодняшний день проблема детских страхов актуальна в учебно-воспитательном процессе дошкольного и школьного образования.

Цель: коррекция детских страхов посредством песочной терапии.

Задачи:

Образовательные: обучить способами контроля над эмоциями (страхами, тревожностью, принимать решение самостоятельно через игру в песке.

Публикация «Детские страхи, Коррекция страхов в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Развивающие: развивать речевые навыки ребенка, творческую активность, фантазию, воображение, формировать положительное отношение к себе, развивать адекватную возрасту самооценку.

Воспитательные: воспитывать успевающего ребенка, гармоничную личность.

Современный ребенок является потребителем огромного количества информации, которая обрушивается на него извне. В силу своего возраста ребенок еще не в состоянии правильно систематизировать ее, поэтому часто возникают неблагоприятные последствия: увеличивается количество детей со страхами, тревожностью, эмоциональной нестабильностью. В работе с детьми дошкольного возраста целесообразно использовать песочную терапию, так как ребенок не боится песка, ведь с самого раннего возраста мы отправляем его в большую «педагогическую» песочницу, где происходят первые социальные контакты детей друг с другом. Песок притягивает ребенка, как магнит, своей податливостью, способностью принимать причудливые формы в зависимости от того сухой он или влажный.

Ребенок готов часами пересыпать песок из формочки в формочку, строить замки, тоннели, дороги. Очень часто, приходя ко мне на консультацию, родители задают вопросы по поводу наличия у ребенка того или иного страха и причин его возникновения. На сегодняшний день развитие ребенка идет в рамках насыщенной социально - информационной среды, а это значит, что информационная среда зачастую бывает заместителем полноценного общения ребенка с родителями. Происходит деградация детской субкультуры : появление в доступном виде мультфильмов и телепередач, которые несут в себе агрессивный посыл, избыток информации несоответствующей возрасту, а родители в свою очередь не всегда контролируют содержимое и объем получаемый ребенком информации. Все эти критерии приводят к тому, что у детей идет накопление негативных эмоций, с которыми он не может справиться самостоятельно. Растет число детей с повышенной тревожностью, неуверенностью в себе, со страхами. Психологические концепции, в которых ведущим понятием был «страх и тревожность» выдвигали ряд авторов: З. Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл и др. Они считали, что нарастание страхов у ребенка всегда сопровождается той или иной степенью социальной дезадаптации и нарушения адекватного психического развития, что, в свою очередь, негативно влияет на становление его личности в целом [4, с. 206]. Ряд ученных занимающихся спецификой, видами и основными проявлениями детских страхов (А. И. Захаров, Л. Д. Лебедева, С. В. Капранова, О. А. Карабанова, М. В. Осорина) считает, что детство является сензитивным периодом для коррекции детских страхов [2, с. 136]. Но силу своего возраста дети не всегда могут словами в полной мере выразить свои переживания, эмоции, страхи, тревоги. В этом большим помощником выступает песочница, как прекрасный инструмент, который позволяет дополнительно реализовать потаенные возможности ребенка. Впервые песок в терапии начали использовать в 20 годы, как некий вспомогательный элемент. Песок выступал как способ проявления внутреннего символизма. Автором методики песочной терапии является Дора Кальф.

Песок является проводником между педагогом-психологом и ребенком. Благодаря своей структуре он оказывает благотворное воздействие на тактильные ощущения, стимулирует нервные окончания. Используя в игре с песком коллекцию фигурок, ребенок развивает фантазию, творческиеспособности, образное мышление, воображение. Проигрывая ситуацию, ребенок чаще всего озвучивает сюжет, что в свою очередь позволяет, опосредованно развивать речевые навыки ребенка, а также анализировать услышанное. Потому что неосознанно ребенок проигрывает волнующую его ситуацию, оречевляет ее. Многие ученые (Л. Штейнхардт, А. И. Копытина и Л. Д. Лебедева и др.) считают, что песок является эффективным средством коррекции страхов. Проигрывая волнующую ситуацию в песочнице, используя при этом маленькие фигурки-символы, ребенок раскрывается, и психолог имеет возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент, и тревожащая ситуация обязательно «выльется» на песчаную поверхность. В символической форме ребенок во время занятий по песочной терапии сообщает о себе, опосредовано старается проанализировать свои эмоции.

Занятия по песочной терапии строятся в игровой форме и таким образом, чтобы у ребенка формировалось положительное отношение к себе, развивалась адекватная возрасту самооценка, ребенок овладевал чувством контроля над эмоциями. Позволяет преобразовывать агрессивные, тревожные, разрушительные чувства, предупреждая проявление их в поступках. По мнению А. И. Захарова– «это творческий акт, позволяющий детям ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, развить эмпатию, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды».

Таким образом, песочная терапия способствует коррекции страхов, создавая на занятиях максимально комфортную ситуацию, ребенок чувствует себя защищено, поэтому проявляет творческую активность, фантазию, воображение. Ребенок не боится принимать решение, работать самостоятельно.

В играх с песком ребенок неосознанно учится понимать себя, положительно принимать себя. Песок способен «заземлять» негативную энергию и эмоции ребенка. Проживание ребенком какой-либо социальной ситуации, ее проигрывание будет являться полезным жизненным опытом, который в свою очередь очень пригодиться ребенку в его дальнейшей взрослой жизни.

Список литературы:

1. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей / А. И. Захаров. — СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. — 313с.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб. : «Речь», 2007.

3. КочетоваЮ. А. Психологическая коррекция детских страхов [электронный ресурс] /Ю. А. Кочетова. — электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2012, № 1.

4. Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия / Л. Штейнхардт. — СПб. : Питер, 2001.

Публикации по теме:

Детские страхи КАК НАДО вести себя родителям с ребенком, испытывающим страх Первым делом выяснить причину страха. При выборе.

Детские страхи Детский страх – это обычное явление для психического развития ребенка. Для детей типичны страхи одиночества, темноты, замкнутого пространства,.

Детские страхи «Детские страхи.» Составили воспитатели МБДОУ ДС №:5 «Незабудка» Грабарь Э. А. Агеева Г. В. «Именно эмоции осуществляют первые связи маленького.

Консультация для родителей «Детские страхи» Каждый человек в жизни испытывал на себе проявление страха. Эта эмоция связана с различными переживаниями. Дети испытывают страх чаще,.

Консультация для родителей «Детские страхи» Взрослея, ребенок расширяет свой кругозор, интересуется окружающим миром и развивает фантазию. Появляются детские страхи. Для каждого возраста.

Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними Детские страхи и фобии, методы борьбы с ними. Страх — психическое состояние, связанное с выраженным проявлением астенических чувств (тревоги,.

Детские страхи в старшем дошкольном возрасте и пути их преодоления Актуальность темы. Проблема эмоционального неблагополучия детей, в частности, проблема детских страхов, несмотря на достаточную изученность.

Мастер-класс «Коррекция страхов посредством сказкотерапии» Мастер-класс. Тема: «Коррекция страхов посредством сказкотерапии». Обратите внимание на экран (фото: взрослые и дети, испытывающие чувство.

Психокоррекционные сказки для дошкольников и младших школьников-коррекция детских страхов «Как Марк победил свои страхи» Пояснительное слово Уважаемый взрослый! Эти сказки, сочинены для того, чтобы вы смогли помочь малышу побороть страхи. Увы, никто не может.

Выступление на родительском собрании «Детские страхи» ЕСЛИ ВАШ МАЛЫШ БОИТСЯ (Детские страхи и причины их возникновения) Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы обсудить вопросы воспитания.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Детские страхи. Коррекция страхов в дошкольном возрасте
Опубликовано: 13 декабря 2017 в 13:53
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД