МААМ-картинки

«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

юлия ефремова
«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольное детство – важнейший период в развитии личности ребенка. Именно в этот период происходит стремительное формирование познавательной сферы, функционирующей в течение всей жизни.

В этот период ребенок способен к более четкому различению таких сфер действительности, как мир природы и мир человека. Здесь не только происходит интенсивное количественное увеличение постигаемой информации, но и появляется возможность формирования представлений о различных сторонах каждого их этих миров посредством более детальной и глубокой переработки.

Публикация «„Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Природа является важным фактором в формировании личности, она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, поэтому ему должна быть предоставлена возможность получать информацию о мире природы, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, действия людей в природе и формировать отношение, создавая как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поддьяков Н. Н. писал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно – исследовательской деятельности, при принятии мною активной роли ребенка, одним из направлений своей работы в рамках программы «Из детства в отрочество» определила изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.

Данное направление базируется на решении задачи: совершенствовать и внедрять новые формы и методы в организации работы, направленной на формирование основ естественно - научных и экологических понятий на основе экспериментирования.

Планируя и организуя свою работу по детскому экспериментированию, учитываю возрастные особенности экспериментирования.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей, что и учитывается при составлении перспективного планирования работы в данном направлении. Именно поэтому, работа по детскому экспериментированию проводится мною в течение всего учебного года – с сентября по май.

Подготовку к проведению экспериментов начинаю с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, соответствующий требованиям. Знакомлюсь с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне незнакома.

К примеру, в марте в детском саду проходит акция «Царица Вода», посвящённая Всемирному Дню Воды. Основными задачами определяю следующие: воспитать бережное отношение к водным ресурсам, познакомить детей с основами рационального использования воды в быту и природе. На первоначальном этапе организую беседы с детьми на такие темы, как «Вода вокруг нас», «Ходит капелька по кругу», «Кто живёт в воде», «Как беречь воду», «Опасный лёд». Помимо этого, провожу наблюдения за изучаемым объектом на прогулках: выносим в небольших ёмкостях окрашенную в разные цвета воду и оставляем до конца прогулки, по завершении которой возвращаемся теперь уже к цветным льдинкам, рассматриваем их, и воспитанники самостоятельно делают выводы: какие цветные льдинки, как лед превращается в воду. В первом месяце весны наблюдаем за снегом: какой снег и сколько его на участке, как снег превращается в воду, разные снежинки, замораживаем воду. Затем предлагаю дошкольникам в домашних условиях нарисовать картину, центральное место в которой отведено воде в разных её состояниях. Свои работы дети по очереди демонстрируют и комментируют сверстникам, после чего объединяем их в общий тематический альбом «Такая разная Водица».

Отметив, что знания воспитанников пополнились и уточнились, а также возрос интерес к объекту природы – вода, планирую экспериментирование.

На него отвожу 20-30 минут в зависимости от предположения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая дошкольникам поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Часто подвожу детей к проведению опытов таким образом: предлагаю послушать сказку, например, «Как ослик спасся» (Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой — легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.).

После этого задаю вопросы: 1. Ребята, как вы думаете, кому из осликов легко было переплыть речку и почему? 2. Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее? 3. Кто из осликов принес свою ношу домой?

Затем, чтобы проверить их ответы, ставим два опыта с использованием раздаточного материала: емкость с водой, мешочек из ткани (2 x 3 см) с солью; емкость с водой, поролоновые губки 2 x 3 см.

1). - Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик ничего не привез в мешочках. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

2) - А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ними происходит? Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты как : «Водное Торнадо», “Подводная лодка из яйца”, “Цветы лотоса”, “Чудесные спички”, “Капля - шар”, “ Можно ли склеить бумагу водой?”.

Организуя экспериментирование детей, строго придерживаюсь следующих принципов:

- заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей;

- во время работы не требую от детей идеальной тишины : работая с увлечением, они должны быть раскрепощены;

- постоянно стимулирую детское любопытство, готова к вопросам детей, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт;

- проверяю все предложения детей, позволяю им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку);

- в процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Здесь стимулирую развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. ( Вопрос: «Почему в солёной воде яйцо всплывает?» Ответ: «В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли»). При анализе и фиксировании полученных результатов всегда помню, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место — чистят и убирают оборудование на место, протирают столы, выбрасывают мусор и моют руки с мылом.

Полученные знания детей о свойствах воды закрепляются на занятиях по рисованию - «Капельки», «Где фонтан, где водопад?», аппликации: «Аквариум», «Кружевные снежинки»; лепке: «Рыбка»; конструированию - «Мост через речку», «Кораблик».

Использование психогимнастики также помогает закрепить представления детей о воде : «Золотые капельки», «Сосулька».

Огромное внимание уделяется работе с родителями: в групповых родительских уголках оформляются консультации, папки-передвижки, информационные листы с экологическим содержанием, организуются выставки работ, выполненных родителями совместно с детьми.

И заканчиваются все мероприятия в рамках акции «Царица Вода» развлечением с участием старших дошкольников, освобождённых специалистов, родителей.

Результаты сравнительного анализа знаний детей в конце года показали, что у воспитанников выпускной к школе группы значительно повысился уровень усвоения программного материала по экологическому образованию.

Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач: видят проблему, высказывают гипотезу самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя, некоторые при этом широко пользуются аргументацией и доказательствами. Для деятельности осознанно выбирают материалы и предметы в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Проявляют настойчивость в достижении цели. Хорошо могут формулировать выводы, пользуясь доказательствами, с помощью воспитателя.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Целенаправленная работа с детьми дала положительные результаты.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений»Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство - короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 января 2013 в 19:21
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД