Получи документы

«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»

юлия ефремова
«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное детство – важнейший период в развитии личности ребенка. Именно в этот период происходит стремительное формирование познавательной сферы, функционирующей в течение всей жизни.

В этот период ребенок способен к более четкому различению таких сфер действительности, как мир природы и мир человека. Здесь не только происходит интенсивное количественное увеличение постигаемой информации, но и появляется возможность формирования представлений о различных сторонах каждого их этих миров посредством более детальной и глубокой переработки.

Публикация «„Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Природа является важным фактором в формировании личности, она постоянно окружает ребенка, очень рано входит в его жизнь, поэтому ему должна быть предоставлена возможность получать информацию о мире природы, должен быть обеспечен процесс активного ее усвоения; следует помочь ребенку оценить события, явления, действия людей в природе и формировать отношение, создавая как можно больше возможностей для реального поведения, поступков, действий.

Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно - действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание развитию поисковой деятельности; проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает стать знаниям детей осознанными.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Поддьяков Н. Н. писал: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования».

Осознавая необходимость развития у детей активной познавательно – исследовательской деятельности, при принятии мною активной роли ребенка, одним из направлений своей работы в рамках программы «Из детства в отрочество» определила изучение особенностей детского экспериментирования и внедрения его в своей практической деятельности.

Данное направление базируется на решении задачи: совершенствовать и внедрять новые формы и методы в организации работы, направленной на формирование основ естественно - научных и экологических понятий на основе экспериментирования.

Планируя и организуя свою работу по детскому экспериментированию, учитываю возрастные особенности экспериментирования.

Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т. е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель; решать проблемы; анализировать объект или явление; выделять существенные признаки и связи; сопоставлять различные факты; выдвигать гипотезы и предположения; отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности; осуществлять эксперимент; делать выводы; фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей, что и учитывается при составлении перспективного планирования работы в данном направлении. Именно поэтому, работа по детскому экспериментированию проводится мною в течение всего учебного года – с сентября по май.

Подготовку к проведению экспериментов начинаю с определения текущих дидактических задач. Затем выбираю объект, соответствующий требованиям. Знакомлюсь с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне незнакома.

К примеру, в марте в детском саду проходит акция «Царица Вода», посвящённая Всемирному Дню Воды. Основными задачами определяю следующие: воспитать бережное отношение к водным ресурсам, познакомить детей с основами рационального использования воды в быту и природе. На первоначальном этапе организую беседы с детьми на такие темы, как «Вода вокруг нас», «Ходит капелька по кругу», «Кто живёт в воде», «Как беречь воду», «Опасный лёд». Помимо этого, провожу наблюдения за изучаемым объектом на прогулках: выносим в небольших ёмкостях окрашенную в разные цвета воду и оставляем до конца прогулки, по завершении которой возвращаемся теперь уже к цветным льдинкам, рассматриваем их, и воспитанники самостоятельно делают выводы: какие цветные льдинки, как лед превращается в воду. В первом месяце весны наблюдаем за снегом: какой снег и сколько его на участке, как снег превращается в воду, разные снежинки, замораживаем воду. Затем предлагаю дошкольникам в домашних условиях нарисовать картину, центральное место в которой отведено воде в разных её состояниях. Свои работы дети по очереди демонстрируют и комментируют сверстникам, после чего объединяем их в общий тематический альбом «Такая разная Водица».

Отметив, что знания воспитанников пополнились и уточнились, а также возрос интерес к объекту природы – вода, планирую экспериментирование.

На него отвожу 20-30 минут в зависимости от предположения и предложения детей. Продолжительность эксперимента определяется и особенностями изучаемого явления, наличием свободного времени, состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.

Предлагая дошкольникам поставить опыт, сообщаю им цель или задачу, которая должна быть решена, даю время на обдумывание и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Часто подвожу детей к проведению опытов таким образом: предлагаю послушать сказку, например, «Как ослик спасся» (Как-то раз два ослика возвращались домой с рынка. Один нес тяжелые мешки с солью, а другой — легкие губки из поролона. По дороге им нужно было переплыть речку. Вошли ослики в речку и поплыли. Одному было легко плыть, и он ее быстро переплыл, а другому пришлось приложить немало усилий, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Но когда они пришли домой, оказалось, что только один ослик донес свою ношу.).

После этого задаю вопросы: 1. Ребята, как вы думаете, кому из осликов легко было переплыть речку и почему? 2. Почему ослику, который вез поролоновые губки, пришлось плыть тяжелее? 3. Кто из осликов принес свою ношу домой?

Затем, чтобы проверить их ответы, ставим два опыта с использованием раздаточного материала: емкость с водой, мешочек из ткани (2 x 3 см) с солью; емкость с водой, поролоновые губки 2 x 3 см.

1). - Вы утверждаете, что соль в воде растворилась, и ослик ничего не привез в мешочках. Возьмите мешочки. Они из ткани, а внутри них находится соль. Опустите их в емкость с водой. Что происходит? Правильно, соль растворяется, и мешочек становится пустым.

2) - А сейчас возьмите кусочки поролона и опустите их в воду. Что с ними происходит? Они впитывают воду и становятся тяжелыми, но не тонут. Вот почему ослику пришлось приложить немало усилий, чтобы спастись.

Наиболее интересными для детей стали такие опыты-эксперименты как : «Водное Торнадо», “Подводная лодка из яйца”, “Цветы лотоса”, “Чудесные спички”, “Капля - шар”, “ Можно ли склеить бумагу водой?”.

Организуя экспериментирование детей, строго придерживаюсь следующих принципов:

- заранее не предсказываю конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей;

- во время работы не требую от детей идеальной тишины : работая с увлечением, они должны быть раскрепощены;

- постоянно стимулирую детское любопытство, готова к вопросам детей, не сообщаю знания в готовом виде, а помогаю в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт;

- проверяю все предложения детей, позволяю им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет нанесен вред - ни объекту наблюдений, ни ребенку);

- в процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой - то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. Здесь стимулирую развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа. ( Вопрос: «Почему в солёной воде яйцо всплывает?» Ответ: «В соленой воде легче плавать, потому что тело поддерживает не только вода, но и растворенные в ней частички соли»). При анализе и фиксировании полученных результатов всегда помню, что непредусмотренный результат не является неправильным.

После эксперимента дети самостоятельно приводят в порядок рабочее место — чистят и убирают оборудование на место, протирают столы, выбрасывают мусор и моют руки с мылом.

Полученные знания детей о свойствах воды закрепляются на занятиях по рисованию - «Капельки», «Где фонтан, где водопад?», аппликации: «Аквариум», «Кружевные снежинки»; лепке: «Рыбка»; конструированию - «Мост через речку», «Кораблик».

Использование психогимнастики также помогает закрепить представления детей о воде : «Золотые капельки», «Сосулька».

Огромное внимание уделяется работе с родителями: в групповых родительских уголках оформляются консультации, папки-передвижки, информационные листы с экологическим содержанием, организуются выставки работ, выполненных родителями совместно с детьми.

И заканчиваются все мероприятия в рамках акции «Царица Вода» развлечением с участием старших дошкольников, освобождённых специалистов, родителей.

Результаты сравнительного анализа знаний детей в конце года показали, что у воспитанников выпускной к школе группы значительно повысился уровень усвоения программного материала по экологическому образованию.

Дети проявляют инициативу и творчество в решении проблемных задач: видят проблему, высказывают гипотезу самостоятельно или с небольшой подсказкой воспитателя, некоторые при этом широко пользуются аргументацией и доказательствами. Для деятельности осознанно выбирают материалы и предметы в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Проявляют настойчивость в достижении цели. Хорошо могут формулировать выводы, пользуясь доказательствами, с помощью воспитателя.

Экспериментирование как специально организованная деятельность способствовала становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Целенаправленная работа с детьми дала положительные результаты.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений»Дидактическое пособие на развитие тонкой моторики рук. «Коробка ощущений» Дошкольное детство - короткий период в жизни человека, всего первые 6-7 лет жизни. Но оно имеет важное значение, именно в этот период стремительно.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 18 января 2013 в 19:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»» (включая файлы) размещена пользователем юлия ефремова (УИ 52638) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД