МААМ-картинки

Консультация «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Ольга Дебой
Консультация «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»

Дебой Ольга Анатольевна

«Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания

детей младшего дошкольного возраста»

«Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный

мир ребенка вливается живительный поток представлений

об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек

пытливости и любознательности».

Сухомлинский В. А.

Публикация «Консультация „Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Игра – стихия детей. Играя, ребенок познаёт мир, учится осязанию, восприятию и усваивает все сенсорные эталоны. А воспитатель решает цели и задачи по сенсорному воспитанию детей, а именно…

Цель:

Формирование и развитие сенсорных представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.

Задачи:

- Создать предметно-развивающую среду для обогащения и накопления сенсорного опыта детей.

- Пocлeдoвaтeльнo знакомить дeтeй c paзными видaми ceнcopных этaлoнoв.

- Совершенствовать умения сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие.

- Использовать дидактические игры в непосредственной образовательной деятельности.

- Применять сенсорные эталоны в практической деятельности детей.

- Взаимодействовать с родителями по изготовлению дидактических игр для развития сенсорных способностей.

Для решения данных задач выработаны принципы:

- принцип наглядности,

- принцип доступности,

- принцип системности,

- принцип последовательности.

Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети особенно чувствительны к сенсорным воздействиям. Упущения в формировании сенсорной сферы детей на ранних этапах развития компенсируются с трудом, а порой невосполнимы. Вот почему одной из главных задач педагога в дошкольном учреждении, является развитие сенсорных систем ребенка, направленных на восприятие окружающего.

Значение сенсорного воспитания :

- является основой для интеллектуального развития;

- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

- совершенствует двигательные функции (развитие общей, ручной моторики, формирование графомоторных навыков);

- развивает слуховое, зрительное восприятие,

- развивает восприятие формы, величины, цвета; особых свойств предметов (вкус, запах, вес); восприятие пространства и времени;

- развивает наблюдательность;

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

- является основой для развития воображения;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Детям «как воздух» необходимы игровые занятия для сенсорного воспитания. Чтобы осязать, ощущать, видеть и через органы чувств развиваться каждую минуту своего игрового времени.

Дидактическая игра – это одно из средств обучения детей дошкольного возраста. Она дает возможность осуществлять задачи воспитания и обучения через доступную и привлекательную для детей форму деятельности.

1. Одним из элементов игры является дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.

2. Вторым элементом является содержание. Подготовка к игре - это уточнение имеющегося багажа знаний и умений или формирование их.

3. Третьим элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей.

4. Четвертый элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник игры для достижения результата. Они активизируют интерес к дидактической игре.

5. Пятый элемент дидактической игры – результат. Показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности, взаимоотношений.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия чего – то нового, неизведанного; иногда игра – «поиск и открытие», и всегда игра – радость, путь детей к мечте. Особенность дидактической игры – наполненность обучения эмоционально – познавательным содержанием.

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с того, что дети знакомятся с отдельными геометрическими фигурами и цветами, т. к для дошкольника наиболее доступными сенсорными эталонами являются геометрические формы (квадрат, треугольник, круг).

Игры для сенсорного развития.

Форма: «Найди и назови», «Какой это формы», «Волшебный коврик», «Найди окошко для фигуры», различные вкладыши, «Заплатки», «Геометрическое лото», «Составь геометрическую фигуру», «На какую фигуру похож предмет» и т. п. Дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.

В младшем дошкольном возрасте дети учатся узнавать все цвета, запоминают их названия. Полученные представления о цветах они применяют при выполнении заданий, требующих определения цвета различных предметов и элементарного обобщения предметов по признаку цвета.

Игры: «Подбери по цвету», «Составь узор» (из различных мозаик, конструктора, «Подбери прищепку по цвету», «Разложи яблочки в ведерки», Пазлы с цветными кнопками, «Разноцветные бусы», «Продолжи ряд» «Подбери чашки к блюдцам», и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.

C большим трудом дети усваивают представления о величине предметов.

Общепринятые эталоны величины имеют условный характер. К началу дошкольного возраста дети имеют представления по величине между двумя предметами (больше – меньше). В младшем дошкольном возрасте у детей начинают складываться представления о соотношении по величине между тремя предметами (большой, меньше, самый маленький).

Игры на величину: «Какой мишка больше», «Подари мишке мячик», «Найди мишке домик», «Собери матрешку, пирамидку», «Расставь грибочку от большого к маленькому», и т. п. Дети учатся различать, чередовать, группировать по величине.

Во время игр с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку», игры с Блоками Дьенеша ребенок познает их качества, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Он старается добиться результата. Перед ребенком ставится умственная задача.

С целью развития тактильных ощущений проводятся игры «Чудесный мешочек», «Холодно – тепло» (с водой, «Определи ткань на ощупь» (гладкая, шершавая, меховая).

Одновременно проводится и работа с родителями, им было предложено для ознакомления несколько распечаток с дидактическими играми. Совместно с родителями организовали выставку работ «Фантазии из геометрических фигур». Также родители помогали в изготовлении дидактических игр по сенсорике, которые мы использовали в создании лэпбука.

Таким образом, дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Роль дидактических игр очень велика в сенсорном воспитании.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Чьи это вещи?» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра "Чьи это вещи?" направлена на развитие гендерного воспитания для детей младшего дошкольного возраста. Цель: учить детей.

Дидактическая игра «Мы солдаты» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Мы солдаты». Физическое развитие. Дидактическая задача. Учить детей правильной ходьбе с сохранением хорошей осанки.

Дидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Овощи» для детей младшего дошкольного возраста "Сложи картинку" Цель: познакомить детей с разнообразием овощей; учить подбирать части в целую картинку; развивать целостное восприятие,.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возрастаДидактическая новогодняя игра как средство развития внимания у детей дошкольного возраста Дидактическая новогодняя игра на развитие внимания у детей дошкольного возраста Воспитатель: Назарова Т. А. Дошкольный возраст - это период.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Консультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возрастаКонсультация для педагогов и родителей «Дидактическая игра — находка дошкольной педагогики» для младшего дошкольного возраста Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Сказки о животных как средство умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Консультация для воспитателей Одним из самых распространенных литературных жанров, с которым дети знакомятся еще с раннего детства, являются сказки о животных. И начинаем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Дидактическая игра, как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 8 января 2020 в 00:09
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД