Татьяна Тюляпина
Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста»
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень не простом мире. Современная социальная среда, как общества, так и семейного окружения, сложна и нестабильна. Проблема социальной адаптации дошкольника на сегодняшний день очень актуальна, ведь процесс социализации личности начинается в детстве и продолжается всю жизнь.
В дошкольном возрасте игра – ведущая деятельность детей. Характерной особенностью нашего времени является повышение роли игры во всестороннем развитии ребенка. О важной роли игры в развитии дошкольника писал С. Л. Рубинштейн: «Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются социальные потребности и интересы ребенка; проявляясь, они вместе с тем и формируются».
В играх отражается отношение дошкольников к жизненным явлениям. Ребенок в игре может быть машинистом, врачом, учителем – кем захочет, и это доставляет ему огромную радость. Ведь в игре он живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, мультфильмов. Поэтому игра становится существенным компонентом развития личности, важным механизмом социализации.
Когда ребенок играет, он не просто входит в образ другой личности, - он расширяет свой опыт, углубляет свою собственную личность, обогащает свой внутренний мир новыми идеями, чувствами, представлениями. Игровая деятельность играет важную роль в социальном развитии дошкольников, так как формирует у них коммуникативные умения и навыки. В игре старшие дошкольники проявляют стремление к сопереживанию партнеру, проявлению внимания, доброжелательности, отзывчивости. «Игра – это подлинно социальная практика ребенка. В ней дети по собственной инициативе вступают в общение между собой, в значительной мере самостоятельно строят свои отношения» писал Д. Б. Эльконин. Поэтому, именно игровая деятельность помогает ребенку научиться взаимодействовать с другими людьми и выработать определенные навыки социального поведения.
В качестве приоритетной темы своей работы выбрала проблему социальной адаптации дошкольников к жизни в обществе, поэтому углубленно работаю над темой «Дидактическая игра как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста». По моему мнению, любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, дидактическая игра формирует знания детей о явлениях общественной жизни, помогает, активно познавать окружающий мир и становиться его частью. Решая задачи, поставленные в игре, ребенок учится рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется его внимание, память, развивается познавательный интерес.
Дидактическая игра неслучайно заняла прочное место среди методов обучения и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности. Через содержание дидактических игр у детей формируются правильные представления о социальной деятельности : отношение к явлениям общественной жизни, природе, к предметам окружающего мира. В игре у детей систематизируются, углубляются знания о Родине, о людях разных профессий, о труде людей, о людях разных национальностей.
Мир ребенка начинается с семьи, впервые он осознает себя человеком – членом семейного общества. Игры «Найди сходство», «Найди различия», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару» помогают ребенку находить внешнее сходство с родителями и другими родственниками, закрепляют знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким. В старшем дошкольном возрасте знакомлю детей с генеалогическим деревом, например, дидактическая игра «Определи свое место на семейном дереве», «Разложи на листе фотографии членов семьи по линии родства» формируют интерес к родословной семьи.
Тема труда является стержневой при ознакомлении детей с явлениями общественной жизни. Знания о профессиях даю детям в определенной системе. Такие игры, как «Кто построил этот дом?», «Кто растит хлеб для всех людей?», «Кто и что делают из дерева?» и другие, содержат дидактические задачи, при решении которых дети проявляют конкретные знания о труде людей, о машинах, которые им помогают в работе, об этапах их труда. Дидактические игры помогают мне углублять и систематизировать представления детей о профессиях, подводят их к осознанию общественной значимости труда, формируют у них уважение к трудящемуся человеку.
В процессе ознакомления детей с детским садом использую такие дидактические игры, как игры-предположения «Чтобы я изменил в детском саду, если бы был волшебником?» или «Представь, что было бы, если исчезли детские сады?». Они помогают мне показать детям общественную значимость детского сада и его сотрудников – родители работают, не волнуются за своих детей, так как в их отсутствие о них заботятся сотрудники детского сада. Провожу ознакомительные экскурсии по детскому саду, знакомлю с его сотрудниками, это позволяет моим воспитанникам свободно ориентироваться в его помещениях и на участке, расширяет их представления об окружающей жизни, развивает мышление.
В последние годы появилась необходимость подчеркивать творческий характер труда. Дети старшего дошкольного возраста уже способны оценить деятельность другого человека, сравнить себя с другими. Это позволяет формировать у них осознанный интерес к творчеству взрослого и результатам творческого труда, а также представления о своих возможностях.
Большое внимание уделяю расширению и уточнению представления детей о предметном мире : о видах транспорта и предметах, облегчающих труд людей на производстве (станки, калькулятор, робот, компьютер и т. п.). С помощью дидактических игр «Определи предметы, облегчающие труд на производстве», «Умные машины», «Какие предметы делают нашу жизнь удобной», «Помощники человека в быту», побуждаю детей делать выводы : эти предметы могут повысить качество и скорость выполнения действий, могут даже сами выполнять сложные операции за человека. Эти игры показывают детям гуманистическую мотивацию преобразовательной деятельности человека: он создает все эти предметы, потому что хочет сделать жизнь более комфортной.
Для формирования чувства патриотизма у детей, стараюсь дать им знания о Родине, о нашей стране, народе, обычаях, истории и культуре. Знакомя детей с флагом, гербом и гимном России, предлагаю им такие игры, как «Узнай наш флаг (герб)», «Кто в какой стране живет», «Иностранец», которые помогают мне в игровой форме закрепить знания детей о России, ее государственных символах, сформировать понимание, что на свете много разных стран и национальностей. Россия – огромная страна, на ее территории проживает много национальностей и народностей. Игры-путешествия «Кто живет в России?», «В гости к саамам», «Путешествие на поезде» и другие помогают мне формировать основы национального самосознания и любовь к Родине, знакомить детей с традициями, обычаями и культурой разных народов, воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей. Такие игры-путешествия развивают внимание, наблюдательность, помогают раскрепоститься, учат сопереживать окружающим и вырабатывают определенные навыки социального поведения.
Как не велика наша страна, человек связывает чувство любви к ней с теми местами, где он родился и вырос. А мои воспитанники родились и живут на Кольском полуострове в городе Мурманске. Стараюсь формировать интерес к «малой Родине», рассказываю о достопримечательностях, культуре, традициях родного края. Для закрепления знаний о родном городе, о его архитектуре и памятниках, природе, видах транспорта использую игры «Заколдованный город», «Строим город», «Экскурсия по городу». Такие игры воспитывают любовь к родному городу, бережное отношение ко всему, что их окружает, учат гордиться своей «малой Родиной».
Очень важно в дошкольном возрасте знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Дидактические игры «Ярмарка», «Народные промыслы», «Угадай роспись», «Составь узор» помогают воспитывать у детей уважительное отношение к культуре России, почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Определить правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно. Одна из главных задач в дошкольном воспитании научить детей элементарным основам безопасности, жизнедеятельности. Игры «Огонь друг или враг», «Говорящие знаки», «Тревожные сигналы», «Опасные предметы» содержат дидактические задачи, при решении которых дети закрепляют знания о правилах безопасного поведения на дорогах, при пожаре и опасных ситуациях.
Дети часто испытывают сложности в общении со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры, упражнения на развитие эмоциональной сферы, пластические этюды, тренинги на устранение отрицательных эмоций помогают налаживать общение друг с другом, развивают коммуникативные навыки. Таким образом, при активном использование коммуникативных игр, дети учатся правилам поведения в обществе, у них развивается речь и накапливается социальный опыт.
Ребенок, увлеченный дидактической игрой, не замечает того, что он учится общаться со сверстниками и взрослыми, познает социальный мир с его правилами и нормами поведения. В игре развивается мышление и речь, что способствует познавательному развитию, и таких важных психических процессов, как память, внимание, воображение. Через игру, мои дети, приобрели достаточный личный социальный опыт, который послужит им фундаментом для полноценного развития и готовности к школьному обучению.
Литература:
1. Бабаева Т. И., Михайлова З. А. Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. – Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2004, - 192с.
2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. – М.»Просвещение»,1985.
3. Сорокина А. И, Дидактические игры в детском саду : (Старшая группа).- М. : «Просвещение»,1982.
4. Тихомирова О. А. Дошкольное образовательное учреждение как социальная ступень развития ребенка// Дошкольная педагогика №7,2007. – с. 10.