Светлана Лошкарева
Духовно-нравственное воспитание в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи, безусловно, отражаются на духовно-нравственном здоровье современных детей. Воспитание малыша с пеленок превращается в подготовку к учебе в школе и реализации удачной жизненной карьеры. А педагогический процесс, ориентированный на обучение в ущерб воспитанию, вытесняет из жизни дошкольника игру, доброе и живое общение со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание в детском саду» размещена в разделах
В нашем поселке родители, в силу своей занятости, с 1,5 лет, а то и раньше, отдают детей в детский сад, поэтому именно мы, воспитатели, должны сыграть ведущую роль в формировании основ духовной ориентации и нравственного поведения детей.
Семь лет назад, на одном из педагогических советов мы подняли вопрос о том, почему наши дети растут черствыми, бездушными? Почему дорогие нашему сердцу сказки, игры и игрушки почти не интересны нашим детям? Мы пришли к выводу, что нужно искать новые пути воспитания у детей нравственности. Было принято решение начать работу с детьми по духовно-нравственному воспитанию.
Для того, чтобы изучить отношение родителей к данной проблеме, мы провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, мы пришли к выводу, что, несмотря на различные мнения, всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о морали и нравственности. В среднем 95% семей называют себя православными и положительно относятся к тому, чтобы их ребёнок стал участником встреч с православным священником, вместе с воспитателем ходил на экскурсию в Храм.
Для того, чтобы начать работу в области духовно-нравственного воспитания нам были необходимы определё нные условия:
1. Наличие предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;
2. Обеспечение программно-методической и художественной литературой;
3. Профессиональная подготовка воспитателей по данному вопросу.
Ничего из вышесказанного у нас не было.
Для начала мы создали в каждой группе предметно- развивающую среду, соответствующую возрасту детей. Была создана библиотечка, где есть детская Библия, сборник рассказов и сказок с христианским смыслом, красочные книги с русскими народными сказками. Было отведено место для театральной деятельности. В каждой группе имеется уголок ряженья с элементами народных костюмов, шапочки для инсценировок сказок, кукольные театры.
Затем, с помощью всех сотрудников детского сада, начали оборудовать музей старины. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников. В свободном помещении детского сада поставили печь, сделали деревянные лавки и столы, постелили самотканые половики. В «избе» появились: божница, расшитые полотенца, прялка, самовар, кухонная посуда.
Начало было положено, но осталось много вопросов: по какой программе работать? Где взять конспекты занятий? Как включить занятия по духовно-нравственному воспитанию в сетку традиционных занятий, ведь никто не отменял основную «Программу», по которой мы работали? Приходилось искать материал в интернете, ксерокопировать конспекты занятий у знакомых, заниматься поисками нужной литературы.
В то время в нашем поселке строился Храм, а в помещении детского сада находилась домовая Церковь. Наши дети, вместе с воспитателями, посещали её, беседовали со священником, получали в подарок именные иконки. Также Отец Андрей посещал наш детский сад, присутствовал на праздничных утренниках.
Когда появилась программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О. Л. Князевой и М. Д. Маханевой, мы сразу взяли её на вооружение. Для своей программы авторами были выбраны следующие приоритеты:
1. Окружающие предметы должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они — часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, верности.
3. Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
4. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Она способна увлечь ребят и пробудить интерес к национальному изобразительному искусству.
Мы составили перспективный и календарный планы и стали проводить работу с детьми всех возрастных групп, начиная с ясельной. Ведь даже в этом нежном возрасте детям понятны и близки русские народные песенки, потешки, сказки. Работу мы проводим на занятиях и в повседневной жизни.
Педагоги на таких занятиях, как: «Милости просим, гости дорогие», «Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча», «Вот так чудо - самовар», «Хлеб всему голова» знакомят детей с убранством избы, старинными предметами обихода, рассказывают об их предназначении, разучивают пословицы, поговорки. На музыкальных занятиях разучивают народные песни и танцы. С помощью народных праздников «Пришла Коляда накануне Рождества», «Ой, ты, Масленица», «Красная горка», дети знакомятся с праздничной культурой русского народа.
Важным элементом в нашей работе является сказкотерапия. Начиная со старшей группы мы знакомим детей со сказками Коротковой Людмилы Дмитриевны. Дети слушают их, затаив дыхание, с интересом принимают участие в обсуждении.
По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы работаем и по сей день. Но время идет вперед, в нашем поселке построили Православный Храм, и освободилась бывшая домовая Церковь. Её убранство, иконы, роспись на стенах, вызывают священный трепет у каждого, кто туда заходит. У нас появилась мечта: оборудовать в ней помещение для занятий и бесед с детьми, для встреч со священником. Также у нас возникла идея проведения православных праздников: Рождества, Благовещения, Пасхи и Троицы. По программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» мы проводили такие праздники, но они давались детям, как народные и никак не связывались с Православием. Мы решили попробовать провести праздник Пасхи, используя духовные традиции Православия и элементы народных традиций.
Решив рассказать малышам о Православном празднике, мы не рискнули полагаться только на собственные познания, а обратились к первоисточнику - Православной Церкви, хранящей столетиями опыт и традицию праздника, его главное содержание.
Вместе с музыкальным руководителем Фроловой Еленой Викторовной мы составили конспект проведения праздника. Для этого нам пришлось досконально изучить историю, народные и православные традиции празднования Пасхи. Елена Викторовна составляла композиции танцев, переделывала слова песен. Вместе мы искали записи Пасхальных богослужений, материал и необходимую аппаратуру для показа слайдов. Воспитатели проводили предварительную работу с детьми: рассказывали детям об Иисусе Христе, о его земной жизни и воскресении, готовили вместе с детьми выставку работ на Пасхальные темы. Возникало много вопросов, например: как рассказать детям о воскресении, не затрагивая тему смерти? Мы обращались к священникам – отцу Ярославу и отцу Виктору, которые помогали нам советами. На наш праздник мы пригласили родителей, а также коллег – музыкальных руководителей и воспитателей районных детских садов, чтобы поделиться опытом работы.
Наш опыт показал, что Православный праздник в детском саду положительно влияет на всех детей. Ребята еще долго сохраняют в душе радость от праздничного события, рассказывают в семье о своих впечатлениях.
Православные праздники в детском саду открыли также и педагогам загадочный, благодатный и светлый мир церковного праздника. Мы ощутили на собственном опыте радость души, необычайный душевный подъем и счастье.
Анализируя работу за семилетний период, мы пришли к выводу, что самым слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.
Воспитание, даваемое в образовательном учреждении, не принесет ожидаемой от него пользы, если родители не будут стараться поддерживать в детях те добрые правила жизни, которые преподают педагоги.
Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они нечасто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру.
Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.
То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.
Но, вера – дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т. е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес.
В сентябре мы провели общее родительское собрание, которое было посвящено вопросам духовно-нравственного воспитания. В дальнейшем мы планируем большее внимание уделять средствам наглядной информации: стендам, ширмам, папкам-передвижкам.
Для этого необходимо совершенствовать профессиональный рост и самих педагогов, работающих в этом направлении, ведь зачастую воспитателям не хватает элементарных знаний по той или иной теме. Мы надеемся, что наши воспитатели будут проходить курсы повышения квалификации по духовно-нравственному воспитанию.
Подводя итог сказанному, делаем вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.