Физкультминутка как форма двигательной активности детей дошкольного возраста в НОД

Наталья Курышева
Физкультминутка как форма двигательной активности детей дошкольного возраста в НОД

Задачи: Создании условий для полноценного, всестороннего развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, в том числе эмоционального благополучия с использованием физкультминуток при проведении непосредственной образовательной деятельности детей дошкольного возраста.

Программа физического развития дошкольников ФГОС направлена на оздоровление, гармоничное формирование молодого организма, профилактику негативных эмоций, установление нравственных и волевых качеств.

Воспитывать детей физически совершенными - значит, добиваться, чтобы они с ранних лет были здоровыми и закаленными.

Для решения задач, улучшения здоровья детей дошкольного возраста используются различные средства физического воспитания, в т. ч. и физкультминутки.

Умственное утомление распознается, прежде всего, по снижению внимания. В результате длительного статического напряжения у ребенка сутулится спина, опускаются плечи, замедляется кровообращение, что приводит к нарушению осанки, отрицательно сказывается на работе жизненно важных функций организма, в итоге негативно отражается на здоровье дошкольника.

В каждом маленьком ребенке,

И в мальчишке, и в девчонке,

Есть по двести грамм взрывчатки,

Или даже полкило,

Должен он скакать и прыгать,

Все хватать, ногами дрыгать,

А иначе он взорвется

Неизвестно отчего.

Эта смешная песенка из мультфильма подтверждает интенсивную двигательную активность, свойственную детям дошкольного возраста.

Все взрослые должны понимать, как нелегко малышам находиться в абсолютном покое.

Физкультминутка - это физические упражнения, направленные на восстановление работоспособности детей, улучшения их самочувствия, повышения внимания, предупреждение утомляемости, нарушений осанки, т. е. на оздоровление организма детей.

Цель проведения физкультминутки (динамической паузы) - повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.

В процессе выполнения физических упражнений улучшается кровообращение, возбуждаются участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и затормаживаются те, которые работали. В связи с этим снимается утомление мышц, нервной системы и у детей возникают положительные эмоции, повышается настроение. Физкультминутки способствуют развитию речи, координируют движения и мелкую моторику.

Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с движением занятия. Произносить тексты физкультминутоквоспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

Дети дошкольного возраста, выполняя упражнения, не умеют правильно сочетать движения с ритмом дыхания, часто задерживают дыхание. Стихотворные физкультминутки помогают решить эти проблемы. Чтобы научить детей правильно дышать при выполнении упражнений, предложите им при опускании рук вниз, при приседаниях, наклонах, произносить звуки или слова. Например, при наклоне вперед протяжно произнести звук «ш-ш-ш»: как шипят гуси, как сдувается лопнувший шарик и т. д. При произнесении текста детьми необходимо следить, чтобы выдох выполнялся при произнесении слов одной строки, а до начала следующей строки делался глубокий и спокойный вдох. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием,выпрямлением позвоночника: легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками, сопровождающиеся текстом (как правило, в стихотворной форме). Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи проводить физкультминутки «Листья осенние», «Переменка», «Ветер», «Гости» и др. На занятии по ФЭМП- физкультминутки со счетом: «Научились мы считать», «Две лягушки» и др.

Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

Не все виды непосредственно образовательной деятельности требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, в занятия по музыкальному воспитанию нет надобности включать физкультминутку, так как они насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой на работу.

Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка. Если дошкольникам дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата, а физкультминуткой можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, например, во время рисования карандашами у малышей быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики. В этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки,как: «Цветки», «Братец, где ты был?», «Пальчики» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

Физкультминутки рекомендуется проводить, начиная со средней группы.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ физкультминуток -1.5-2 минуты;

ТРЕБОВАНИЕ К ПРОВЕДЕНИЮ ФИЗМИНУТОК:

1) Проводятся на начальном этапе утомления (12-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);

2) Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;

3) Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;

4) Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;

5) Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;

6) Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;

7) Комплекс физкультминуткиобычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног.

Публикации по теме:

Малые формы фольклора для организации двигательной активности детей группы раннего возраста Одной из важнейших задач нашего общества является формирование жизнеспособного, здорового подрастающего поколения. Одним из факторов, формирующих.

Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка»Конспект НОД по двигательной активности для детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) «Зимняя прогулка» Интеграция образовательных областей: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие. Задачи: 1. Учить умению сохранять равновесие.

Конспект ООД по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зренияКонспект ООД по развитию двигательной активности детей младшего дошкольного возраста, имеющих нарушения зрения Крючкова Татьяна Ивановна учитель-дефектолог (тифлопедагог) МБОУ «Начальная школа-детский сад №6 компенсирующего вида» город Сергиев Посад.

Организация двигательной активности детей младшего дошкольного возраста в режиме дня ДОУ Слайд №1. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию небольшой опыт работы по теме: «Организация двигательной активности.

Особенности двигательной активности детей старшего дошкольного возраста Двигательная активность, согласно ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) – это какое либо движение, осуществляемое скелетными мышцами.

Отчет по самообразованию «Развитие двигательной активности детей раннего возраста на прогулке» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №53» Отчет по самообразованию за 2018-2019 учебный год.

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего гармонического развития личности ребенка. Важную роль при этом играет своевременное.

Проект «Развитие двигательной активности у детей дошкольного возраста посредством подвижных игр» Тип проекта: долгосрочный, познавательный, физкультурно-оздоровительный. Стремительно меняется время, в котором мы живём. Волей - неволей.

Развивающая предметно-пространственная среда, способствующая оптимальной двигательной активности детей раннего возраста «Развивающая предметно – пространственная среда, способствующая оптимальной двигательной активности детей раннего возраста в соответствии.

Значение снежных построек для развития двигательной активности у детей дошкольного возраста на тему «Снежный цирк»Значение снежных построек для развития двигательной активности у детей дошкольного возраста на тему «Снежный цирк» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №123 города Тюмени Значение.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Физкультминутка как форма двигательной активности детей дошкольного возраста в НОД
Опубликовано: 3 октября 2019 в 16:41
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 мая. День березы на МААМ

Русской красавице-березке посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям про это дерево и пополнить творческую коллекцию интересными...

19 мая. День русской печки на МААМ

Невозможно представить себе старорусскую избу без русской печи, которая является её душой. Обогреть избу, приготовить еду, искупать детей, затеять стирку, выспаться зимой на тёпленьком, оставить до утра...


Горячие темочки