Папки-передвижки

Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности

Елена Сергейчук
Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности

Актуальность:

На современном этапе развития нашего общества, целью учебно-воспитательного процесса является всестороннее развитие ребенка.

В последнее время возрослое внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Публикация «Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности» размещена в разделах

Именно в дошкольном возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Дошкольный возраст важнейший этап развития и воспитания личности. Этот период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.

В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественного вкуса, формирования у них творческих умений, осознание ими чувства прекрасного.

Актуальной темой на сегодняшний день является: введение Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, в которых художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста рассматривается с позиций «развития предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы, становления эстетического отношения к окружающему миру, реализации самостоятельной творческой деятельности детей».

Приоритетным направлением моей деятельности является художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе декоративно – прикладной деятельности, что способствуют формированию личностного развития, активизации творческого процесса, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект. Для этого использую различные виды искусства (рисование, лепка, художественное конструирование).

Работу строю в соответствии с основной образовательной программой дошкольной образовательной организации детского сада «Верхнекетский детский сад», разработанной в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной основной

образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой.

Цель моей деятельности – развитие художественно-эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами декоративно-прикладного искусство.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

формировать навыки работы с различными материалами;

• способствовать овладению разными технологическими приёмами.

• развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

• воспитывать эстетический вкус, потребность в познании прекрасного;

поддерживать склонность творческого самовыражения детей: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов.

Считаю, что для решения задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимыми средствами, являются: природа, искусство, художественная деятельность, развивающая предметно - пространственная среда.

Изучив требования ФГОС к развивающей предметно- пространственной среде, исходя из поставленных задач для формирования художественно- эстетических способностей детей, определила требования к среде:

развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, вариативной, доступной и безопасной.

В создание развивающей предметно-пространственной среды активно подключала детей, т. к. это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде. Продуманная среда развития сама побуждала детей к активности, проявлению инициативы и творчества. Так в группе были созданы все необходимые условия для осуществления работы по художественно-эстетическому развитию воспитанников: оформлены театральный, музыкальный уголки; уголок книги – библиотека; разнообразные виды театров; атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых, игр - драматизаций.

Эффективно использую, как групповые комнаты, так и раздевалки: в них размещаю выставки фотографий: «Наши любимцы», «Осенняя мелодия», так же размещаю рисунки и поделки детей из природного материала, выставки к новогодним праздникам – «Новогодняя игрушка», «Снеговичок», «Хоровод новогодней ёлочки», осенним – «Осенние фантазии» - поделки из овощей и фруктов…

В группе создала уголок изобразительного искусства, здесь находятся материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности, ручного труда и художественного конструирования (краски гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, кисточки, карандаши, пластилин.).

Есть разнообразный материал для нетрадиционных форм рисования : трубочки, заостренные палочки, перо, ручки, поролоновая губка, ватные палочки и т. д.

Наличие экспонатов с учётом национально- культурных традиций : изделия народно-прикладного творчества, например, дымковские игрушки, некоторые из них были изготовлены вместе с детьми – это дымковские барышни.

Включаю в среду изобразительные материалы (репродукции картин художников, произведений народного искусства, книжной графики, произведений детского творчества, что способствует творческой активности детей.

Для систематической работы по знакомству детей с произведениями изобразительного искусства в группе отведено специальное место: создана небольшая «Полочка красоты» - не простая, а волшебная! На ней появляются очень красивые предметы и вновь исчезают. Кто первый из детей заметит на полочке новое, тот получает право первым рассмотреть этот предмет: взять его в руки и, если это, возможно, поиграть с ним. Работа с «Полочкой красоты» осуществляется в повседневной жизни. Для этого использую любые произведения народного, декоративно-прикладного искусства.

В уголке «Моя семья» размещены альбомы с семейными фотографиями детей группы, временные тематические фотовыставки, способствующие развитию различных эстетических представлений детей, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы различных жанров, сделанные членами семьи.

Так же в группе регулярно создаю мини-музеи. Дети чувствуют свою причастность к нему. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, пополняют музей своими рисунками и поделками.

При пополнении экспонатов в мини - музее «Хлеб всему голова», дети изготовили калачики в технике тестопластики; для музея «Многообразие ложки» сделали ложку из бумаги и раскрасили ее хохломской росписью; создавая музей «В мире динозавров», дети лепили динозавриков из разных видов пластилина, налепили ящериц в технике миллефиори.

Моя задача, как педагога, научить детей понимать прекрасное в искусстве и в жизни, а для этого необходимо пройти длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Ожидаемые результаты:

1. Дети знают нетрадиционные приемы и техники рисования и могут их использовать для развития художественного творчества.

2. Дети знают традиции русской национальной культуры, народные промыслы.

3. Дети умеют самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные им способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.).

4. У ребенка развивается мелкая мускулатура рук.

5. Дети имеют навыки коммуникативного общения.

6. У детей развивается интерес, и совершенствуются устойчивые технические навыки в изобразительной деятельности.

7. У детей развивается творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление.

8. У ребенка развивается культура деятельности, сформированы навыки сотрудничества.

Работу по развитию художественно – эстетической культуры старших дошкольников через декоративно-прикладное искусство строю в трех направлениях:

• специально-организованное обучение;

• совместная деятельность;

• самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода и включением разнообразных форм и методов работы :

• регламентированные занятия художественно- эстетического цикла;

• интегрированные занятия;

• посещение театров, выставок;

• организация самостоятельной художественной деятельности;

• организации игровой деятельности детей в течение дня;

• занятия по интересам (ИЗО)

• организация выставок детского творчества;

• конкурсы по выявлению творческих способностей;

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

• Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой.

• Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации:

в рисовании: ладонная и пальцевая техники, монотипия, рисование акварелью по мокрому листу, печатание штампами, листьями,

«Пуантилизм» - точечная живопись, в этой технике дети учились рисовать осенние пейзажи, грибы, животных и т. д. ;

«Эбру» (рисование на воде) - используя данную технику, дети создают необычные картины, что дает возможность каждому ребенку почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства.

в лепке: лепка из солёного теста, бумажной массы, фольги

в аппликации: сочетание разных по фактуре материалов (ваты, бумаги, салфеток, природных материалов, пластилина).

«Оригами» - искусство складывания фигурок из бумаги, в этой технике были изготовлены цветы тюльпан и лилия, а также модные платья, которые в последующем были подарены мамам, бабушкам на праздники;

Каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность, развить способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве. Результатом такой деятельности становится участие воспитанников ДОУ в конкурсах районного, городского, регионального уровня.

В последний год наблюдается позитивная динамика участия дошкольников в конкурсных мероприятиях. Наши воспитанники активно принимали участие в краевых конкурсах: «Я – сказочник», «Моя очаровательная зверушка»; всероссийских творческих конкурсах: «Я - художник – иллюстратор», «Подарки

любимой маме», «Рассударики», «Пластилиновые фантазии».

Так же дети активно участвуют в городских выставках детского творчества: «Пожарная ярмарка», «Пасхальная радость», «Душой к природе прикоснись» и многие другие, где занимают призовые места.

В образовательный процесс вовлекаю не только детей, но и родителей, чтобы последние могли овладеть педагогическими навыками, которые будут им необходимы при обучении ребенка в школе. В своем сотрудничестве с родителями с целью формирования их активной позиции использую следующие формы и методы работы : родительские собрания, консультации, «круглые столы» на различные темы, индивидуальные беседы, дискуссии, открытые занятия, дни открытых дверей, проведение совместных праздников, развлечения, анкетирование. В группе работает «служба информации», где родители могут познакомиться с новыми печатными изданиями, получить сведения о работе МАДОУ, группы, о том, чем занимался ребенок сегодня в саду. В своей работе стараюсь максимально удовлетворить выявленные пожелания родителей.

Одним из условий формирования художественно - творческих способностей детей является - развитие креативности самого педагога.

Я считаю, что в проделанной мною работе есть положительные результаты:

- оформлена развивающая среда в группе;

- сформированы начала художественно – эстетической культуры у детей;

- сформировано осознанно правильное отношение творческо-художественные умения, которые проявляются в области разных искусств: рисовании, лепке, художественном конструировании

- дети учатся практическим действиям творческого самовыражения: стремление к импровизации, экспериментированию с цветом, придумыванию композиции, освоению различных художественных техник, материалов и средств, созданию художественных образов;

- у детей развивается: творчество и фантазия, наблюдательность воображение, ассоциативное мышление культура деятельности, формируются навыки сотрудничества.

Таким образом, чтобы развить у наших детей действенную любовь ко всему прекрасному, художественный вкус, творческое воображение и творческую активность, дать им первые ориентировки в эстетической и художественной культуре (а это одна из главных трудных задач, нам необходимы три составные части красоты: литература, живопись, музыка, которые призваны спасти мир.

Так происходит своеобразный вдох – напитывание детей образами, впечатлениями, эмоциями. А после вдоха неизбежен выдох – творческое самовыражение детей. Такой процесс можно назвать «дыханием творчества"

Публикации по теме:

Формирование интереса к изобразительной деятельности детей 2–3 лет в процессе художественно-творческой деятельности Актуальность проблемы. Согласно ФГОС дошкольного образования одной из приоритетных задач дошкольного образования является создание благоприятных.

Формирование коммуникативной культуры дошкольников в процессе танцевально-игрового творчества Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребенка, в том числе коммуникативном развитии. Общение дошкольника.

Формирование культуры безопасности на улицах города у старших дошкольников Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек в любой момент может.

Формирование правовой культуры старших дошкольников В Концепции модернизации российского образования отмечается, что воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной.

Формирование творческих способностей у старших дошкольников с ОВЗ в процессе продуктивной деятельности Создание благоприятных условий для развития творческих способностей и потенциала каждого ребёнка – является одной из задач ФГОС. Ребёнок.

Формирование у старших дошкольников основы культуры безопасного поведения на дороге СОДЕРЖАНИЕ Введение…3 Глава 1. Психолого-педагогические аспекты формирования культуры безопасного поведения на.

Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста средствами русской народной музыкальной культуры Формирование эстетической культуры детей старшего дошкольного возраста требует комплексный подход. Использование проектной технологии формировании.

Конспект совместной деятельности по художественно эстетической деятельности в старшей группе «Звёздный город» Конспект по художественно - эстетической деятельности "Звёздный город" Задачи: 1. Образовательные: Уточнить и закрепить знания детей о.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством художественно-эстетического творчества Радостное, счастливое настроение ребенка является основой его физического и психического здоровья, доброжелательного отношения к людям,.

Педагогическая ценность тряпичной куклы в процессе приобщения старших дошкольников к истокам русской народной культуры ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ТРЯПИЧНОЙ КУКЛЫ В ПРИОБЩЕНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫНаучный руководительк. п. н. старший.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование художественно-эстетической культуры старших дошкольников в процессе декоративно-прикладной деятельности
Опубликовано: 16 апреля 2019 в 12:22
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД