МААМ-картинки

Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры

Анна Шилова
Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры

«Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры».

Одним из средств, улучшающих эти компетенции, а так же психическое и физическое состояние детей, является адаптивная физическая культура.

Публикация «Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры» размещена в разделах

Адаптивная физическая культура для детей с нарушением интеллекта – это не только одно из средств устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценное физическое развитие, укрепление здоровья, адаптация в социуме. Уроки адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта имеют важное значение.

Целью адаптивной физической культуры является : формирование потребностей занятий физическими упражнениями, укрепление здоровья, повышение трудоспособности, интеллектуальное, психическое развитие.

Адаптивная физическая культура решает ряд важных для личности ребенка компетенции :

формирование умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность;

формировать представлений о значении физической культуры для физического развития, повышения работоспособности;

• умения оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок;

• совершенствование физических качеств : ловкости, силы, быстроты, выносливости.

Решить эти компетенции можно с помощью методов:

• приучения, убеждения (диалог, совет, мнение, рекомендация, требование, суждение);

• личного примера педагога;

• позитивных видов оценивания деятельности (одобрение, похвала, благодарность и т. п.);

• общения в коллективе, создания благоприятного психологического климата.

В соответствии с ФГ стандартом в своей работе мы используем рабочие программы составленные на основе программы для специального (коррекционного общеобразовательного учреждения) / под. ред. В. В. Воронковой.

В программы включены следующие разделы: гимнастика, лёгкая атлетика, лыжная подготовка, игры – подвижные и спортивные.

При составлении программ для детей с нарушением интеллекта важно учитывать индивидуальные особенности и нарушения каждого ученика.

Классификация нарушений физического развития и двигательных способностей детей с нарушением интеллекта, разработанной А. А. Дмитриевым.

Нарушения физического развития :

• отставание в массе тела;

• отставание в длине тела;

нарушения осанки;

нарушения в развитии стопы;

нарушения в развитии грудной клетки и уменьшение ее окружности;

• парезы верхних и нижних конечностей;

• отставание в показателях объема жизненной емкости легких;

Нарушения в развитии двигательных способностей:

нарушение координационных способностей – точности движений в пространстве;

• координации движений; ритма движений;

• дифференцировки мышечных усилий;

• пространственной ориентировки;

• точности движений во времени;

• равновесия;

Нарушения основных движений :

• неточность движений в пространстве и времени;

• грубые ошибки при дифференцировании мышечных усилий;

• отсутствие ловкости и плавности движений;

• излишняя скованность и напряженность;

• ограничение амплитуды движений в ходьбе, беге, прыжках, метаниях.

Важная задача – привлечь внимание детей к собственному здоровью, научить их беречь его с учётом индивидуальных психофизических особенностей.

Коррекция ходьбы.

В процессе обучения особое внимание уделяется формированию правильной осанки, постановки головы, плеч, движению рук, разгибанию ног в момент отталкивания. В младших классах выполняется ходьба по прямой с изменением направления, скорости, перешагиванием через предметы, с ускорением. Нагрузку увеличивают постепенно от класса к классу.

Коррекция бега.

У детей с нарушением интеллекта при выполнении бега типичными ошибками являются: излишнее напряжение, порывистость, внезапные остановки, сильный наклон туловища или отклонение назад, запрокидывание головы, раскачивание из стороны в сторону, несогласованность и малая амплитуда движений рук и ног, мелкие неритмичные шаги, передвижение на прямых или полусогнутых ногах

Коррекция прыжков.

Нарушениями в прыжках с места толчком двумя ногами являются: отталкивание одной ногой, несогласованность движений рук и ног при отталкивании и в полете, слабое финальное усилие, неумение приземляться, низкий присед перед отталкиванием, отталкивание прямой ногой

Кроме того, детям трудно решать одновременно две двигательные задачи: движение ног и взмах руками. Подготовительные упражнения не включают классических прыжков в длину и высоту, но готовят стопу и все мышцы ног. В занятиях с детьми они выполняют самостоятельную функцию, развивая разнообразные координационные способности, корригируя недостатки движения и развития сохранных функций.

Коррекция метания

Нарушение движений в метании : напряженность, скованность туловища; торопливость; неправильный замах, метание производится на прямых ногах или прямыми руками; несвоевременный выпуск снаряда, слабость финального усилия, дискоординация движений рук, ног и туловища.

Прежде чем приступить к обучению метанию, необходимо освоение детьми разнообразных предметных действий, которое обычно начинают с больших мячей, колец потому что их лучше держать в руках, а затем переходят к малым.

Коррекция осанки

Для правильной осанки характерны: прямое положение туловища и головы; развернутая грудная клетка; отведенные назад плечи, находящиеся на одном уровне; умеренные естественные изгибы позвоночника, полностью выпрямленные в тазобедренных и коленных суставах ноги, прилегающие к грудной клетке лопатки, находящиеся на одной высоте, живот подтянут.

Коррекция дыхания

Для детей с нарушением интеллекта характерно неритмичное поверхностное дыхание, неумение произвольно управлять актом дыхания и согласовывать его с движением. Дети должны уметь пользоваться грудным, диафрагмальным (брюшным) и смешанным (полным) дыханием. Вначале различные типы дыхания осваиваются в покое, а затем в сочетании с движениями. Вдох и выдох проводят через нос, причем выдох должен быть продолжительнее вдоха, что способствует более полноценному последующему вдоху. Чем раньше ребенок научится правильно дышать, тем выше эффект физических упражнений.

Коррекция зрения

Около 30% детей с нарушением интеллекта имеют нарушения зрения. Чаще всего встречается близорукость. Для сохранения-зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.

В нашей школе занятия по адаптивной физической культурой проходят индивидуально или малыми группами, что позволяет больше внимания уделить каждому отдельному ребенку.

В своей работе с детьми с нарушением интеллекта мы используем следующие принципы:

• Индивидуальный подход к каждому ученику согласно его заболеванию.

• Предотвращение наступления утомления,

чередование умственной и практической деятельности,

использование нестандартного оборудования, красочного инвентаря.

• Проявление педагогического такта,

• Постоянное поощрение за малейшие успехи,

Своевременная и тактическая помощь каждому ребенку, развитие в нем веры в собственные силы и возможности.

При проведении уроков в начальных классах широко используются индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся. А в старших классах помимо этого обращается внимание на развитие таких двигательных качеств, как сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, вестибулярная устойчивость.

Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход на уроках, класс делится на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей. Разработаны схемы построения учащихся в каждом классе по группам.

Для коррекции умственной отсталости применяются специальные педагогические приёмы, такие как: анализ выполнения своих движений (самоконтроль) и товарищей, выполнение упражнений по словесной инструкции, усвоение названий движений и исходных положений, расширение словаря.

Традицией в школе стало проведение уроков по самоуправлению. На этих уроках обучающиеся могут почувствовать себя в роли учителя физкультуры. Стать учителем на один день очень почётно, и школьники ждут самоуправление с особым нетерпением, ведь им предстоит провести настоящий, полноценный урок. Право стать учителем физкультуры предоставляется самому достойному обучающемуся.

Широкое применение на уроках получил метод круговой тренировки. Физическое воспитание при этом методе организуется с расчётом на самостоятельную работу учащихся, развитие у них инициативы, стремления к физическому совершенствованию, даёт возможность проверить собственные возможности и проявить их с лучшей стороны, повышает плотность урока, усиливает его эмоциональную насыщенность. Также используется в работе система домашних заданий, которые разработаны с учётом класса, четверти для мальчиков и девочек отдельно.

Дважды в год – в сентябре и мае принимаются контрольные нормативы (бег 3 х 10 м; прыжок в длину с места; метание мяча; бросок набивного мяча (1 кг) из-за головы обеими руками из положения, сидя ноги врозь, подтягивание что позволяет выявить динамику развития учащихся.

Данные тестов записываются в специально отведённый журнал учёта двигательной активности и физического развития, это даёт возможность увидеть динамику развития обучающихся, сделать определённые коррективы в индивидуальной работе.

Важным является профилактика травматизма. Для этого систематически проводятся с учащимися инструктажи по технике безопасности и фиксируются в специальном журнале.

Для формирования и развития жизненно важных компетенций в школе имеется следующая материально-техническая база:

• спортивный зал 12 х 24 м, который оснащён всем необходимым оборудованием для занятий гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми;

• спортивная площадка на территории школы с футбольным полем;

• баскетбольная площадка;

• тренажёрный зал с тренажёрами для детей школьного возраста;

• оборудовано место в коридоре школы для занятий настольным теннисом;

• лыжный инвентарь (лыжи с ботинками на жёстком креплении).

Дети очень любят заниматься в специально оборудованной сенсорной комнате, где можно создать благоприятную психологическую обстановку. В ней проходят занятия по адаптивной физкультуре и занятия с психологом.

Для воспитанников оборудован тренажёрный зал, где приятно наблюдать, как дети от занятия к занятию улучшают свои двигательные возможности, например, на первых занятиях ходьба на беговой дорожке ограничивалась одной минутой, через несколько занятий доходим до 5 - 6 минут, и это для таких деток уже очень большое достижение.

Игры в сухом бассейне, ходьба по «волшебной дорожке» для профилактики и коррекции плоскостопия,

Занятия на фитболах и другие интересные средства АФК сочетаются с дыхательными упражнениями, упражнениями на меткость.

Выводы:

Школьная команда является постоянным участником областных соревнований среди воспитанников специальных (коррекционных) школ-интернатов. Команда воспитанников школы-интерната неоднократно становилась призёром соревнований в различных видах спорта.

В 2014 - 2017 гг. занимали первые места в соревнованиях по лёгкой атлетике, пионерболу, шашкам, туризму.

• Деятельность в данном направлении положительно влияет на физическое и психическое развитие обучающихся и их дальнейшую социализацию и адаптацию. Многие ребята активно занимаются спортом и после выпуска из школы, ведут здоровый образ жизни.

Учителями выполняется основная работа по физической культуре.

• Во всех возрастных группах проводятся коррекционные занятия, направленные на формирование у детей осознанного отношения к сохранению своего здоровья и жизни.

• На занятиях по адаптивной физической культуре создан оптимальный двигательный режим учитывая индивидуальные особенности учащихся.

• Большое внимание уделяется психическому здоровью детей, формированию их жизненно – важных компетенций, эмоционально – волевой сферы.

Однако мы не останавливаемся на достигнутых результатах, т. к. в процессе работы возникают все новые вопросы и требования, ответы на которые могут и должны быть получены при дальнейшей работе.

Таким образом, посредством адаптивной физической культуры можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, с нарушением интеллекта и главное, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием.

Прикреплённые файлы:

2_kaul6.pptx | 21918,02 Кб
 
Публикации по теме:

Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Применение системы адаптивной физической культуры для занятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья». Ни для кого не секрет,.

Доклад. Формирование личности детей дошкольного возраста средствами физической культуры ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Ребенок – это активно развивающаяся и растущая личность,.

Формирование миропонимания детей через близкие им образы народной культуры. Сценарий праздника «Весна-красна» Сценарий праздника «Весна-красна» для детей младшего дошкольного возраста. Цель: развитие музыкально-творческих способностей ребёнка, нравственное,.

Формирование пространственного ориентирования дошкольников с нарушением интеллекта Детей с нарушением интеллекта необходимо научить ориентироваться в пространстве, т. к. адекватное восприятие пространственных свойств предметов.

Коррекция и развитие психомоторики у учащихся с нарушением интеллекта ГКОУ СО «Алапаевская школа-интернат», Свердловская обл. Дамберг Лилия Сергеевна Педагог-психолог, учитель, 1 кв. кат. «Коррекция и развитие.

Коррекция мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта через продуктивную деятельность 1 слайд Тема: Коррекция и развитие мелкой моторики руки и познавательных способностей у детей с нарушением интеллекта в ходе формирования.

Проект для средней группы «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки» ПРОЕКТ «Формирование у детей истоков русской народной культуры через создание куклы-самокрутки». Цель проекта: Сформировать интерес к познанию.

Проект «Познавательно-речевое развитие детей через приобщение к истокам русской культуры» Актуальность. Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. При приобщении к русской культуре пробуждается интерес.

Развитие мелкой моторики дошкольников с нарушением интеллекта Выполнила: учитель-дефектолог МБДОУ ДС №5 г. Челябинск Силантьева Полина Вячеславовна Глава 1. Анализ психолого-педагогической и специальной.

Сообщение «Формирование речевой культуры и развитие творческих способностей дошкольников через приобщение к искусству» Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование и развитие жизненных компетенций у детей с нарушением интеллекта через уроки адаптивной физической культуры
Опубликовано: 21 августа 2017 в 23:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД