Папки-передвижки

Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий

Ирина Паринова
Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Во все времена проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес. Человеческая культура развивалась и отсюда возникали потребности в талантах, которые появлялись как бы сами собой, создавая шедевры литературы и искусства, делая научные открытия и изобретения.

Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом её развития. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее, она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Сре проблем, стоящих перед дошкольными учреждениями на современном этапе, центральной является проблема повышения качества дошкольного образования. В «Концепции дошкольного образования» подчёркивается, что при формировании базиса личностной культуры рождаются и развиваются: воображение и творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире. Основой активного участия ребё нка в разных видах деятельности: предметно-практической, игровой, коммуникативной, эстетической является воображение, на основе которого у детей впервые складываются проявления ассоциативно-креативное отношение к действительности.

Публикация «Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий» размещена в разделах

Одной из важнейших задач в воспитании детей дошкольного возраста является приобщение к миру прекрасного, развитие у детей творческих способностей. Творческие способности — это индивидуальные способности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то надо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях и т. д. С какого возраста надо развивать творческие способности? Художественно-творческие способности, умения и навыки детей педагоги дошкольных образовательных учреждений начинают развивать с момента поступления ребёнка в детский сад, то есть с самого раннего. Дошкольное детство является сенситивным периодом для развития творческого воображения. Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Первым шагом к успешному развитию творческих способностей является раннее физическое развитие ребёнка.

Вторым главным условием развития творческих способностей ребёнка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвёртое-предоставление ребёнку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т. д.

Пятое условие успешного развития творческих способностей-тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе.

Способности-не врождённые качества, они существуют только в процессе развития и не могут развиваться вне конкретной деятельности. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Инновационные технологии — это система методов, способов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамических изменений в личностном развитии ребёнка в современных социокультурных условиях. Одним из главных резервов становления личности на этапе дошкольного детства является творчество в различных видах деятельности, включая ручной труд, изобразительную, театральную, музыкальную деятельности, развитие речи, математику, чему уделяется большое внимание в парциальных программах воспитания в детском саду. Развитие полноценной творческой личности невозможно без изобразительной деятельности, которая создаёт благоприятные условия для эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. На этой основе развивается художественный вкус. Ребёнок через рисунок, лепку часто передаёт то, что не может выразить словами: своё отношение к окружающим и окружающему. Поэтому взрослый должен внимательно всматриваться в то, что изобразил ребёнок, и попытаться понять, что его интересует, пугает, огорчает, радует. Дети рисуют, лепят, конструируют не только для того, чтобы их работу увидели и оценили другие, а также для подарка взрослым и сверстникам. Так дети привыкают заботиться о других детях, близких людях, у них воспитывается особое чувство ответственности, появляется стремление выполнить работу как можно лучше.

Лепкой дети начинают заниматься с младшего дошкольного возраста, осваивая простейшие приёмы работы с глиной, пластилином. Это даёт предпосылки к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте. Поэтому удобно использовать нетрадиционную методику Г. Н. Давыдовой «Пластилинография». Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия»-создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип этой техники-создание лепной картины более или менее выпуклых, полуобъёмных деталей картины. Создавая образ на бумаге, в лепке у ребё нка активизируются все психические процессы: внимание, память, воображение, восприятие, а также мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

С накоплением опыта, овладением изобразительными умениями дети начинают изображать особенности предметов, передавать их основные признаки. Образы становятся чёткими, узнаваемыми, выразительными, появляется динамика и пропорциональность не только в изображении человека и животных, но и в изображении растений, деревьев.

Для развития творческой личности в современной практике дошкольного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования. Технология их выполнения интересна и доступна и взрослым, и детям. Необычность многих техник нетрадиционного рисования состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Ребёнку интересно рисовать пальчиками, делать рисунки собственной ладошкой, ставить кляксы на бумаге и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро получать результат своего труда (работы, а перечисленные ниже нетрадиционные техники способствуют этому. В младшем дошкольном возрасте педагоги используют : рисование пальчиками; оттиск печатки из картофеля; тычок жёсткой полусухой кистью. В среднем дошкольном возрасте педагоги знакомят со сложными техниками : оттиск поролоном; оттиск печатками из ластика; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев. В старшем дошкольном возрасте дети осваивают ещё более трудные методы и техники : кляксография с трубочкой; монотипия пейзажная; печать по трафарету; монотипия предметная; кляксография обычная. По мере усвоения всё новых и новых способов работы, дети открывают для себя, что определённый образ можно выполнить не одним, а несколькими способами. Каждый из этих методов это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более раскованно, они становятся смелее, непосредственнее, развивается воображение, появляется полная свобода для самовыражения.

Часто детей дошкольного возраста называют «почемучками». В дошкольных учреждениях педагоги широко используют методы проблемного обучения: вопросы, игры и упражнения на развитие логического мышления, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок, на занятиях по математике, ознакомлению с окружающим, развитие речи или конструировании. Комплексные тематические занятия используются для закрепления полученных знаний, умений и навыков. На этих занятиях осуществляется, на основе эмоционального воздействия на ребёнка, взаимосвязь одного из разделов программы с другими в сочетании разнообразных видов деятельности. Одним из методов развития творческих способностей стал метод проектов. Проекты бывают следующих типов: исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна); ролево-игровые с элементами творческих игр (дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы); информационно-практико-ориентированные (дети собирают и реализуют проблему, ориентируясь на социальные интересы-оформление и дизайн группы, витражи и др.); творческие (оформление результата в виде детского праздника); групповые и индивидуальные проекты. Основная цель проектного метода-развитие свободной творческой личности ребёнка.

Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, можно с уверенностью сказать, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны педагогов, так и со стороны семьи.

Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в детстве.

Публикации по теме:

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Физкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологийФизкультурно-оздоровительная работа в группе раннего возраста посредством инновационных здоровьесберегающих технологий Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологийФормирование у детей здорового образа жизни посредством использования инновационных здоровьесберегающих технологий Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Важнейшей составляющей здоровья человека является состояние.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий
Опубликовано: 6 октября 2021 в 08:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование креативного мышления у детей дошкольного возраста посредством использования инновационных технологий» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Паринова (УИ 365781) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД