Любовь Брагина
Формирование мотивации к обучению хореографии
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог-организатор Брагина Л. А.
Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению Я. А. Коменский
Танец - это огромный мир, чтобы его покорить, надо иметь упорство, терпение и устойчивую мотивацию.
МОТИВ – это побудительная причина, повод к какому-нибудь действию (словарь под ред. Ожегова С. И.). Он может носить кратковременный характер, либо стабильный. Моя задача сформировать у детей, занимающихся в коллективе стабильную мотивацию к занятиям хореографией. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, я сама испытываю искренний интерес к своей деятельности и объективно отношусь к успехам и неудачам учеников.
Публикация «Формирование мотивации к обучению хореографии» размещена в разделах
На формирование положительной, устойчивой мотивации к учебной деятельности влияют следующие педагогические методы:
• Ценным методом стимулирования интереса к занятиям можно назвать метод хореографических игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Сюда можно отнести игру- викторину на знание классических терминов и игру-путешествие;
• Методами, стимулирующими интерес к хореографии, являются и занимательные задачи на образы, например, детям предлагается в игровой форме показать образы различных животных, предметов, явлений природы и тд. ;
• Стимулирующее влияние наглядности, отличного показа педагогом благодаря которой повышается интерес учеников к изучаемым движениям, этюдам, постановкам. возбуждаются новые силы, позволяющие преодолеть утомляемость;
• К методам стимулирования мотивации учения можно отнести также метод создания ситуаций познавательного дискуссии. На уроке хореографии этот дискуссия может быть о правильности исполнения упражнения, движения. Включение учеников в ситуации дискуссии не только углубляет их знания и умения при исполнении движений, но и непроизвольно приковывает их внимание к теме, вызывает новый интерес к учению;
• Действенным методом стимулирования интереса к занятиям является создание в учебном процессе ситуаций успеха. Известно, что без переживания удовлетворения от достижения успеха невозможно по-настоящему рассчитывать на продвижение в учебе. В процессе занятий необходимо хвалить и поощрять особенно тех учеников, кому трудно даются упражнения, привлекать внимание всех учеников группы, к достижениям товарищей, просить показать тот или иной элемент перед классом. Так же выступления учеников на мероприятиях, открытых уроках, спектаклях, показах могу сыграть большую роль в создании мотивации к занятиям;
• В стимуляции мотивации важную роль играет обеспечение благоприятной моральной психологической атмосферы на занятиях группы. Благоприятный микроклимат во время учебы снижает чувство неуверенности, боязни. Состояние тревожности при этом сменяется уверенностью в себе, без чего невозможны дальнейшие учебные успехи;
• На формирование мотивов учения оказывает влияние стиль педагогической деятельности, взаимоотношений с учащимися. Различные стили формируют различные мотивы.
Авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию учения, мотив «избегания неудачи», задерживает формирование внутренней мотивации. Педагоги с авторитарным стилем руководства считают, что учеников надо заставлять учиться, поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю за детьми. Демократический стиль педагога, наоборот, способствует внутренней мотивации. Учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создавать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперед, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, «по заслугам» оценивают результат деятельности учеников.
Метод эмоционального стимулирования учения - создание в учебном процессе ситуаций занимательности, т. е. введение в учебный процесс необычных заданий, непривычных этюдов, с использованием различных предметов. Желательно и даже необходимо тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило учеников своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Применяю для этого "интригующее начало урока”, "эмоциональная завязка урока”, "активизация внимания к новой теме”;
Методы, направленные на формирование чувства долга и ответственности к занятиям. Мотив долга и ответственности еще слабо развит у младших школьников, Однако это не значит, что не надо его развивать. Ведь процесс обучения опирается не только на мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности перед коллективом, учителями, родителями и перед самим собой, стремления получить их оценку, одобрение, желание занять должное место группе и коллективе. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать радость от их преодоления.
Методы формирования мотивации применяются одновременно с другими методами в организации учебно-познавательной деятельности (словесными, наглядными, практическими, придавая им качественно новое стимулирующее влияние. Знание методов мотивирования учеников, позволяет в каждом конкретном случае избирать те из них, которые наилучшим образом соответствуют решаемым учебно-воспитательным задачам в объединении, особенностям учеников, степени развитости у них познавательного интереса, с тем, чтобы перевести его на новый, более высокий уровень.
Таким образом, была кратко охарактеризована группа методов стимулирования мотивации учеников в хореографическом коллективе : методы создания ситуаций эмоциональных переживаний, ситуаций занимательности, познавательной новизны, спора, хореографических игр, учебных дискуссий, создания ситуаций успеха.
Как уже было сказано, большую роль играет мотивация родителей к занятиям в объединение как сама по себе, так и в своем влиянии и на мотивацию детей. Родители, придя в коллектив, должны быть охвачены работой педагога с ними.
Можно предложите следующие мероприятия:
• Больше открытых уроков, допуск родителей в класс во время занятий;
• Открытая информации по работе коллектива, всех его групп (группа ВК, сайт, и тд)
• Привлечение родителей с детьми к совместным походам в театр на спектакли, хорошо, если репертуар коллектива совпадает со спектаклем;
• Требования педагога к внешнему виду учеников, дисциплине в посещениях, в форме, прическе;
• Разъяснение педагогом миссии коллектива, целей и задач в работе с детьми (на собраниях, личных беседах);
• Привлечения родителей к работе над костюмами, реквизитом, совместному творчеству, выступлениям на сцене с детьми.
Все эти мероприятия будут способствовать формированию положительной мотивации у родителей к занятиям в объединении, что в свою очередь должно повлиять на мотивацию к учению детей.
Заключение
Проблема мотивации учения содержит большие резервы в плане поиска эффективных методов, наиболее совершенных способов формирования навыков и умений учеников и повышения их творческой активности. В дополнительном образовании мотивация к учению имеет огромное значение, т. к. именно она влияет на обращение учеников и их родителей к тому или иному предмету занятий. Еще ученик не переступил порога аудитории, зала, он и родители имеют уже какую-либо мотивацию к занятиям. Задача педагога выявить ее, сформировать в положительном аспекте и сделать устойчивой.
В данной работе были рассмотрены: понятие «мотивация» в общем смысле, психологические особенности мотивации к занятиям учеников и родителей в объединении хореографической направленности и методы повышения мотивации к занятиям у детей и формирования положительной мотивации у родителей.
Выявленные проблемы мотивации у детей и родителей и методы их разрешения, должны существенно воздействовать на работу в коллективе, повлияв на результативность решения педагогических задач и достижения целей.
Библиография
1. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо. - М. : Наука, 1984
2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 2006.
3. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М. : Просвещение, 1982
4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. - М. : Педагогика, 1972.
5. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения : Книга для учителя. - М. : Просвещение,1990
6. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М. : Педагогика, 2008.
7. Щукина Г. И, Активация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М. : Просвещение, 1979.
8. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Просвещение,1971.