МААМ-картинки

Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности

Светлана Басова
Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности

Введение

А. С. Макаренко писал: «Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов. Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов».

Публикация «Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности» размещена в разделах

Слова известного педагога нашли отклик в современных Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования. Трудовое воспитание - это целенаправленный процесс формирования у детей дошкольного возраста сознательного отношения и склонности к труду как основной жизненной потребности, а также формирование привычки к труду путем включения ребенка в активную трудовую деятельность.

Цель трудового воспитания – это формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Цель будет достигаться через решение задач:

формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам;

воспитание личности ребенка в аспекте труда и творчества;

развитие творческой инициативы, способности самостоятельно себя реализовать в различных видах труда и творчества.

Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий и должен строиться с учетом следующих принципов:

• принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

• принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

• принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;

• принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• принципа развивающего образования (системности и последовательности);

• принципа новизны (использование новейших информационных технологий);

• принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий)

Различают основные виды работы по формированию положительного от-ношения к труду :

формирование культурно-гигиенических навыков,

самообслуживание,

общественно-полезный труд,

труд в природе,

ручной труд,

воспитание уважения к труду взрослых.

Компоненты трудовой деятельности

Трудовая деятельность дошкольников включает в себя компоненты: мотив, цель, трудовые действия, планирование, результат.

Мотив - это причина, побуждающая к трудовой деятельности. В формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только то, что и как делает ребенок, но и то, почему, ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: потребность в положительной оценке взрослых; самоутверждение; потребность в общении со взрослым; желание чему-то научиться; общественные мотивы (приносить пользу другим). У детей, как правило, отсутствует стремление получить материальную награду за труд. Хорошо ли это? Вероятно, хорошо, так как именно моральная мотивация влияет на формирование личностных качеств.

Цель - это то, к чему надо стремиться. Развитие целевой установки идет от принятия цели труда, предложенной взрослым, к самостоятельной постановке цели. Условиями возникновения и развития цели в труде являются ее доступность пониманию ребенка (зачем это надо сделать, какой получить результат, наглядный алгоритм предполагаемого результата в виде рисунка, посильность его достижения. При более далекой цели необходимо выделение промежуточных целей (посадить семена, поливать, чтобы появились всходы, затем бутоны и т. п.). Способность принимать, а затем и самостоятельно ставить цель труда лучше развивается в том случае, если ребенок получает значимый для него или для близких результат, который можно использовать в игре или для удовлетворения других потребностей.

Трудовые действия - это то, при помощи чего осуществляется цель и достигается результат. Ребенок постепенно овладевает трудовыми действиями. Младший дошкольник выполняет их под непосредственным руководством взрослого, при его показе. Старший дошкольник уже владеет некоторыми трудовыми действиями (может помыть кукольную посуду, игрушки, подмести, вытереть пыль и т. д., способен обучаться трудовым действиям без непосредственного показа, а по словесному объяснению. У детей формируются отдельные трудовые умения, которые они свободно, без помощи взрослых могут выполнять. Планирование - это умение предвидеть предстоящую работу. Вначале предварительное планирование трудовой деятельности детей осуществляется полностью воспитателем: он объясняет цель труда, отбирает необходимые материалы и инструменты, располагает их около каждого ребенка в определенном порядке, показывает или напоминает последовательность трудовых действий. По мере овладения трудовыми действиями и процессом труда в целом дети сами переходят к планированию: прежде чем приступить к работе, ребенок отбирает материалы, инструменты, готовит рабочее место и решает, что и в какой последовательности будет делать. Наиболее сложным является планирование детьми (6—7 лет) коллективной работы: распределение трудовых действий или обязанностей в подгруппе. Овладение планированием способствует значительному улучшению качества результата труда ребенка.

Результат – это показатель завершения работы, фактор, помогающий воспитывать у детей интерес к труду. В соответствии с ФГОС результат труда каждого ребенка оценивается как успешный по отношению к данному виду труда. Оценка воспитателя всегда положительная, имеет воспитательную направленность. Организуя трудовую деятельность, воспитатель обеспечивает всестороннее развитие детей, помогает им обрести уверенность в своих силах, способствует формированию жизненно необходимых умений и навыков, воспитанию ответственности, самостоятельности и ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, настраивая каждого ребенка на успешность. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и содержанию работы по трудовому воспитанию.

Особо ценным является труд на воздухе. Труд всегда связан с затратой физических сил, требует напряжения, внимания, поэтому необходимо дозировать его, учитывая физические возможности и психологические особенности детей данного возраста. Под дозировкой труда имеется в виду его длительность, объем, сложность, определение физических нагрузок, вызывающих утомление. Дети 4-5 лет могут выполнять работу в течение 10-15 минут, 6-7 лет – 20-30 минут. Наиболее трудоемкие виды труда – сгребание снега, листьев требуют особо тщательного контроля за состоянием дошкольников.

Большое внимание в образовательных программах всегда уделялось труду в природе. Этот вид трудовой деятельности формировал у детей разнообразные личностные качества, вырабатывал трудовые навыки, необходимые в дальнейшей жизни.

Новые требования СанПиН делают почти невозможным труд в природе. Дети могут лишь поливать растения. А как же теперь воспитывать бережное отношение к животному и растительному миру? Не у всех родителей городских детей есть деревни или дачи, и дети не смогут увидеть, как растут овощи и фрукты. Исчезли из групп аквариумы с любимыми рыбками и попугайчики. По требованиям новых СанПиН дети превращаются в созерцателей трудовой деятельности взрослых.

Неизменным в трудовой деятельности осталось знакомство с профессиями, которых с каждым годом становится все больше.

Современные подходы к формированию предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС Согласно пункту 3.3.2. ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна:

• обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

• быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

• соответствовать возрастным возможностям детей и стать основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта.

При наполнении развивающей среды крайне важно правильно определить педагогическую ценность игрушек и игровых материалов. В этом педагогам может помочь письмо Минобразования России от 17.05. 1995 №61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

Пространство для трудовой деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Создавая предметно-развивающую среду любой группы в ДОУ, необходимо учитывать:

- психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

- дизайн современной среды дошкольного учреждения;

- особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Детское оборудование должно соответствовать росту и возрасту детей. Орудия труда детей должны быть абсолютно безопасны. Использование инвентаря должно сочетаться с культурой труда : приучать ребенка к тому, что рабочее место всегда содержится в порядке, а все подсобные орудия для наведения порядка находятся под руками. Так, для хозяйственно – бытового труда необходимы фартучки, щетки, тазики, подносы; для труда в уголке природы - лейки. Оборудование для труда детей на участке необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны.

В процессе работы по организации трудового воспитания в ДОУ, было выявлено ряд недостатков по данному направлению. Данные недостатки прослеживаются и в условиях и в результатах деятельности.

Недостатки в условиях:

• Недостаточное количество современных учебно-методических пособий по формированию позитивного отношения к различным видам труда и творчества;

• Недостаточное оснащение предметно-пространственной среды (отсутствие современно-технического оборудования, мультимедийных методических пособий и материалов, которые могли бы помочь реализовать ФГОС ДО).

Недостатки в результатах:

У большинства детей:

• Недостаточно сформированы предпосылки к различным видам труда и творчества;

• Дети не проявляют интереса к совместному труду со сверстниками и взрослыми;

• Недостаточно сформированы навыки владения необходимыми предметами в различных видах труда и творчества;

• Дети с трудом подбирают объекты трудовой деятельности.

На основе выявленных недостатков по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества возникает проблема: современные дети не готовы самостоятельно решать возникающие жизненные задачи, касающиеся различного вида труда и творчества.

В решении данной проблемы необходимо:

Во-первых, стремиться устранять недостатки в образовательном процессе;

Во-вторых, помогать ребенку в активном и самостоятельном приобретении собственного опыта;

В-третьих, развивать желания и потребности детей в получении определенных трудовых умений.

Для устранения недостатков, на мой взгляд, следует обратить внимание

Во-первых: на методы работы:

Оформление консультации «Роль потешек и поговорок в формировании у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества», изучение методической литературы по данной теме, а так же знакомство с опытом работы других педагогов. Данная работа направлена на повышение уровня практических и теоретических знаний по формированию у детей дошкольного возраста позитивных установок к различным видам труда и творчества в соответствии с ФГОС.

Во-вторых: на обновление средств создания развивающей образовательной среды по ознакомлению с профессиями:

• расширение картотеки сюжетно-ролевых игр; («Прием у врача», «Инспектор ГИБДД», «Библиотекарь», «Кассир» и др.).

• пополнение наглядного материала «Все профессии, важны все профессии нужны».

Приобретение серии книг: «Сделай сам» и «Учимся мастерить»

В-третьих: Для решения проблемы по формированию позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества уделить больше внимания совместной работе детского сада и семьи.

Формы и методы работы с родителями:

• увеличение совместных с родителями и детьми мероприятий по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества. Благоустройство территории: оформление участков групп. Совместное с родителями сооружение зимних построек. Совместные творческие выставки поделок (скворечников, кормушек, огородов на окне и др.). Оформление групповых комнат к праздникам.

• Рекомендации для родителей (папки-передвижки, стенгазеты и другие наглядные информационные материалы).

Трудовая деятельность дошкольников относится к образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», и ее необходимо организовывать так, чтобы труд перекликался с игрой, был ее составной частью. Одним из способов познакомить с трудом взрослых, воспитания уважительного отношения к их труду является сюжетно-ролевая игра. Игры детей показывают, что они по собственной инициативе подражают труду взрослых. Для ознакомления с трудом взрослых оформляются игровые центры «Дом», «Больница», «Магазин», «Гараж», «Парикмахерская» и др. И в каждой новой возрастной группе предусматривается расширение и уточнение знаний по отдельным профессиям.

Использование дидактических игр тоже несет в себе огромный потенциал в формировании позитивных установок к различным видам труда. Так игра «Одень куклу» помогает дошкольнику освоить порядок одевания или раздевания, которые он потом применит на практике. Игра «Матрешка на застежках» научит действовать с разными видами застежек : пуговицы, молния, шнуровка, это еще и развитие мелкой моторики рук.

Так как основной метод обучения и воспитания в ДОУ – наглядный, то необходимо использовать в роботе: картинки, схемы, карточки (при конструировании, ручном труде - «Условные обозначения при работе с бумагой, картоном», в природном уголке, на участке, на огороде - «Карта-схема посадки лука», «Карта наблюдения за погодой», при самообслуживании - «Алгоритм одевания», «Алгоритм мытья рук»).

При ознакомлении детей с различными видами труда, используются наглядные способы, которые умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. В формировании трудовой направленности детей важную роль играет чтение художественных произведений.

Формирование у детей позитивного отношения к различным видам труда невозможно без взаимодействия с родителями. Именно они первыми закладывают у маленького ребенка желание быть самостоятельным, уметь себя обслужить, помочь взрослым в кругу семьи. Педагоги и родители должны непременно проявлять сотрудничество, делиться опытом, взаимодействовать в образовательном процессе : совместные проекты, благоустройство территории (оформление участков групп, групповых комнат к праздникам, сооружение зимних построек, совместные творческие выставки поделок, участие в конкурсах «Природа и фантазия», «Подарки золотой осени», «Кормушка» и др.

Педагоги предлагают консультации, буклеты, мини-сборники для родителей по включению детей в трудовые действия дома, а так же развитию навыка самообслуживания.

Системность работы по формированию позитивных установок к различным видам труда, доброжелательное отношение взрослых, посильные для детей трудовые действия – залог воспитания личности, любящей трудиться, активно принимающей участие жизни коллектива, самостоятельной и творческой. К концу дошкольного возраста дети приобретают навыки самообслуживания, выполняют поручения взрослых, умеют дежурить по столовой, в природном уголке, на занятиях, могут организовать рабочее место, знакомы с профессиями взрослых, с удовольствием трудятся на огороде, в цветнике на участке. Трудовые умения и навыки будут основой для дальнейшего обучения в школе и успеха в жизни.

Актуальность

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема формирования

представлений дошкольников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Представления о профессиях у ребенка ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду, профессии летчика, милиционера, продавца, но и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире. Так же актуальность формирования у дошкольников позитивного отношения к различным видам труда и творчества обусловлена современными тенденциями развития дошкольного образования. Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования — организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее ФГОС). Перед нами стоит вполне конкретная задача: смоделировать образовательный процесс в соответствии с новым стандартом, сохранив при этом положительные моменты теории и практики дошкольного образования, и внести изменения в образовательные программы ДОУ.

Цель работы: разработать образовательную деятельность дошкольников, направленную на формирования позитивных установок к различным видам труда.

Задачи:

1. Конкретизировать сущность процесса формирования позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.

2. Отобрать средства и содержание работы воспитателя ДОУ по формированию позитивных установок к различным видам труда в образовательной деятельности дошкольников.

Проблема формирования позитивных установок к различным видам

труда в научно-методической литературе

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство — чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека В. А. Сухомлинский.

Заключение

Таким образом, только творческий подход к решению проблемы по формированию у детей позитивных установок к различным видам труда и творчества в современных образовательных условиях позволит достичь хороших результатов. Теоретическое исследование показало, что осуществленное в рамках данной работы изучение подтвердило актуальность

проблемы трудового воспитания в ДОУ. Трудовое воспитание в семье проникает во все явления общественной жизни и должно осуществляться всеми педагогическими средствами в процессе любой педагогически целесообразной деятельности с ребенком. Труд - главный воспитатель. Необходимо помочь ребенку увидеть в нем источник развития своих способностей и нравственных качеств, подготовить его к активной трудовой и общественной жизни, к сознательному выбору профессии. Материалы работы дали возможность сделать вывод о том, что трудовое воспитание в ДОУ - это целостная система. Участие ребенка в общественно полезном и производительном труде рассматривается в тесной связи с его умственным, нравственным, эстетическим и физическим воспитанием и развитием.

Изученный материал позволил сделать вывод, что труд ребенка в ДОУ

должен правильно, педагогически целесообразно организован. Ребенок познает в труде окружающую действительность, систематизируя и закрепляя

знания, он расширяет свой кругозор, становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд

в активный стимул для получения новых знаний. Нужно стараются воспитать

у ребенка нравственное отношение к труду, вызвать у него интерес к работе, добиться осознания им полезности своего труда для общества, помочь увидеть перспективы его развития. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод, что нравственное отношение к труду выражается в заботе об интересах всего общества. Познание радости труда для людей, радости труда в коллективе превращает

труд в потребность, служит источником моральных чувств ребенка. Единство цели, совместная работа, общие переживания, помощь товарищем в будущей работе в коллективе будут воспитывать в ребенке нравственные черты как верная дружба, понимание интересов коллектива, бескорыстность.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Фотоотчет детских работ по продуктивным видам деятельности в младшей разновозрастной группе за 2018–2019 учебный годФотоотчет детских работ по продуктивным видам деятельности в младшей разновозрастной группе за 2018–2019 учебный год Уже краснеют листья за окном, тихо кружа и падая на мокрый асфальт. А это значит, что осень вступает в свои права и наступает новый учебный.

Конспект НОД по нескольким видам деятельности в первой младшей группе «Весёлая такса»Конспект НОД по нескольким видам деятельности в первой младшей группе «Весёлая такса» Предлагаю вашему вниманию НОД по теме:"ВЕСЁЛАЯ ТАКСА", который включает в себя - ознакомление с окружающим (знакомство с породой собаки,.

Конспект образовательной деятельности для старших дошкольников «Витаминный букет здоровья» Цель: воспитывать интерес к своему здоровью. Задачи: развивать желание поддерживать здоровье правильным питанием (овощи и фрукты). Уточнить.

Конспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группеКонспект совместной образовательной деятельности по организации хозяйственно-бытового труда в подготовительной группе «Наведём порядок в группе!» Цель: Формирование у детей желание поддерживать чистоту и порядок в группе. Задачи: 1. Учить детей участвовать.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Перспективное планирование в средне-старшей группе по воспитанию положительного отношения к различным видам трудаПерспективное планирование в средне-старшей группе по воспитанию положительного отношения к различным видам труда Сентябрь. 1 неделя. Складывание кроватных покрывал. Закреплять умение правильно складывать покрывало; воспитывать аккуратность. 2 неделя. Полив.

Проект «Формирование навыков мыслительной деятельности дошкольников посредством развивающих игр» Данный проект ориентирован на формирование навыков мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование позитивных установок к различным видам труда у дошкольников в образовательной деятельности
Опубликовано: 29 октября 2020 в 21:19
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД