МААМ-картинки

Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии

таня корхова
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии

«Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего

возраста через игровые технологии»

На современном этапе развития нашей цивилизации на детей обрушивается океан информации. Как успеть принять, обработать и применить такое количество информации? На сегодняшний день в современном образовании всё чаще говорят о функциональной грамотности дошкольников.

Публикация «Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии» размещена в разделах

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Предпосылки функциональной грамотности закладываются уже в раннем возрасте.

Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные педагогические технологии.

Мы в своей работе по формированию функциональной грамотности используем игровые технологии, которые, исходя из нашего опыта работы, являются эффективной формой работы в раннем возрасте.

Цель игровых технологий - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку поощрения любой выдумки и фантазии ребенка

Игра занимает ведущее место в жизни маленького человека. Игра – это не только удовольствие и радость для ребёнка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными, по-своему желанию общаются со сверстниками, реализуют и углубляют свои знания и умения. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений.

Игровые технологии в образовательном процессе сначала используются нами как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с 1,6 - трех лет их основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.

В дальнейшем добиваюсь, чтобы игровые моменты проникали во все виды деятельности детей : труд и игра, образовательная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.

Так как игра – наиболее доступный для детей вид деятельности.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих как средство побуждения, стимулирования к образовательной деятельности. Образовательная деятельность с использованием игровых технологий проходит очень в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере свободы и равенства. Как показывает опыт, изученный в процессе игровой деятельности материал, забывается детьми в меньшей степени и медленнее, чем материал, при изучении которого игра не использовалась. Это объясняется, прежде всего, тем, что в игре органически сочетается занимательность, делающая процесс познания доступным и увлекательным для детей, и деятельность, благодаря участию которой в процессе обучения, усвоение знаний становится более качественным и прочным.

Для того чтобы пробудить у ребенка интерес к игре, стараемся установить с ним эмоционально-положительный контакт, вызвать у него доверие и желание играть вместе. Ребенок принимает и усваивает новые игровые действия только в том случае, если взрослый активно выражает свою увлеченность игрой, проявляет фантазию. Если взрослый просто демонстрирует новые игровые действия и комментирует их, малыш не переходит к самостоятельной игре и в лучшем случае ограничивается подражанием взрослому. Важно помнить, что игра – не формальное занятие, она, прежде всего должна доставлять ребенку радость и удовольствие.

Самое главное пробудить интерес ребенка к игре, вовлечь его в воображаемую ситуацию. При этом необходимо поощрять любые самостоятельные действия, включенные в игру, и помогать малышу наполнить игровым смыслом стереотипные действия с предметами. Например, ребенку, который просто катает машинку, можно предложить покатать на ней собачку или отвезти кубики для строительства дома.

Очень полезно для игры включение игровых персонажей в режимные моменты. Ребенок вместе с куклой и мишкой может кушать, спать, одеваться на прогулку. Если ребенок принимает игровую инициативу взрослого и начинает сам совершать игровые действия, мы поддерживаем его. В игру с детьми включаем условные действия с отсутствующим предметом, например, можно протянуть кукле пустую ладошку, объясняя, что это конфета.

Значительно обогащает игру включение в нее речевого общения с персонажами. Для того чтобы побудить малыша к такому общению, надо обратиться к нему от имени персонажа или обратиться к игрушке с вопросом, предложением (например, спросить у куклы: «Хочешь попить молочка?» или «Давай мы уложим тебя спать»). Благодаря участию взрослого, игрушки «оживают» совершают какие-то действия и вступают в отношения друг с другом.

В работе с детьми раннего возраста мы используем следующие виды игр:

1. Игры в парах - способствуют становлению субъектного эмоционального —

положительного отношения к сверстнику, формированию потребности в общении («Солнечные зайчики», «По узенькой дорожке»» и др.).

2. Совместные игры с несколькими партнёрами - эти игры помогают детям пережить чувство общности, воспитывают у них умение вступать в эмоционально — практическое взаимодействие с группой сверстников («Паровозик», «Лиса и зайцы», «Птички в гнёздышках» и др.)

3. Пальчиковые игры - дети подражают друг другу («Замок», «Пальчики попляшут», «Пальчики здороваются», и т. д.).

4. Хороводные игры - созданы по образцу народных игр и построены на основе сочетания простых повторяющихся движений и физических контактов участников («Каравай», «Раздувайся пузырь», «Карусели» и т. д.)

5. Совместные игры с предметами - помогают ребенку видеть в сверстнике не соперника по борьбе за право обладания игрушкой, а партнера по игре («Катаем мячики», «Игры с резиновыми игрушками» и т. д.).

6. Игры с правилами - в которых у малышей развивается умение управлять своим поведением, внимательно слушать взрослого и действовать в соответствии с предложенной ролью («Солнышко и дождик», «Воробышки и автомобиль», «Кот и мыши» и т. д.).

7. Словесные игры - это эффективный метод воспитания самостоятельности

мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы. («Эхо», «Кто как кричит», «Мишка косолапый», «Зайка беленький», «Чудесный мешочек» и т. д.)

8. Настольно - печатные игры - это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", «Парные картинки». С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения.

9. Игры и игрушки на развитие мелкой моторики способствуют работе речевых и мыслительных центров головного мозга, развитию творческих способностей и формированию усидчивости. («Мозаика», «Бусы», «Шнуровки» и т. д.)

Вывод:

Так кат - игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

-Благодаря использованию игровых технологий, дети становятся самостоятельнее, активнее, способны применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. Через игру идёт процесс развития индивидуальных способностей, психических функций. Игровая технология служит для формирования предпосылок социально-коммуникативной грамотности на уровне дошкольного образования.

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет«Загадка дня» —  как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет "Загадка дня"- как средство формирования функциональной грамотности у детей дошкольного возраста. Фотоотчет. "Загадку дня" я использую для.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действияФормирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет через игровые действия Культурно-гигиенические навыки формируются в раннем возрасте, пока нервная система еще пластична, а действия, связанные с приемом пищи,.

Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»Фотоотчёт о реализации программы «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» Цель Программы — помочь детям пяти–семи лет войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности.

Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста Игровые технологии в работе с детьми раннего возраста. Воспитатели группы раннего возраста «Сказка» Синякова Оксана Николаевна Щеголькова.

Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина»Конспект ОД по формированию предпосылок финансовой грамотности для детей старшего возраста «Монеты для овощного магазина» Тема: «Монеты для овощного магазина» с использованием РИВ. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок функциональной грамотности детей раннего возраста через игровые технологии
Опубликовано: 4 февраля 2024 в 07:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД