Приложение МААМ

Формирование пространственных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью

Ольга Ткацкая
Формирование пространственных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование пространственных представлений у ребенка с умеренной умственной отсталостью – одно из важнейших условий жизнеобеспечивающей ориентировки в окружении. Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Базовой и наиболее естественной системой ориентации является схема тела. По А. В. Семенович условно можно выделить 4 последовательных этапа в формировании пространственных представлений :

Публикация «Формирование пространственных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью» размещена в разделах

• 1 этап – Освоение телесного пространства, ориентировка в собственном теле.

• 2-й этап – определение направлений в пространстве относительно своего тела.

• 3-й этап – двигательный диктант и графические схемы.

• 4-й этап – формирование “ квазипространственных представлений (речевые конструкции).

Первым шагом должна стать маркировка его правой (или левой) руки с помощью ленточки, резинки, часов. Привязываем ленточку только к одной ноге или руке и, называем право или лево, побуждая ребенка каждый раз вспоминать, на какой руке у него ленточка. Такие маркеры должны присутствовать на ребенке постоянно, на каждом занятии.

“На первом этапе формирования пространственных отношений базовой системой ориентации является схема тела, так как представление о внешнем пространстве строится вначале от собственного тела ребенка, а потом уже превращается в абстрактные пространственные представления. Каждое из пространственных представлений связывается с определенным движением, изменением положений частей тела, например, “вверх”, “вперед”, “ назад”, “вправо” и “влево” – простой шаг или прыжок на двух ногах. Вначале ребенок выполняет движения вместе с учителем, который и поясняет каждое направление.

Далее движения постепенно сворачиваются, происходит переход от совместного к самостоятельному выполнению. Так, по инструкции ребенок переходит от движений всем телом к показу названного направления рукой, затем поворотом головы, а затем – взором”.

На втором этапе определяем направление в пространстве относительно своего тела. Здесь отрабатываем следующие упражнения: “Движение в одном направлении”, “Моя рука, твоя рука”, “Что находится справа от меня?”.

Следующим этапом формирования пространственных представлений является переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Развитие пространственных схем начинается с формирования ориентировки “на местности”

(Двигательный диктант (по шагам, затем на листе бумаги (упражнения “Поставь фигуру в угол”) и графического воспроизведения направлений (упражнения “Покажи направление”, “Куда указывает стрелка”).

Последним этапом является формирование “ квазипространственных” представлений, который начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребенку предлагается выполнить следующее : “Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет”, “Поставить или положить предмет перед, за, слева, справа, над, под собой” и т. п.

Этапы урока Задачи Оборудование Деятельность ученика, задания и упражнения. Организационно-методические указания

Маркировка руки (ноги) ребенка Психолого-педагогический настрой Резинка красного цвета,

Карточки с заданиями, колокольчик, зеркало. Объяснить ученику, что правая рука та, на которую надели красную резинку. Маркировка правой руки и ноги ребенка – надеть красную резинку.

Ориентировка в собственном теле, освоение телесного пространства. Формирование понятия правая рука. Карточка 1. “Обведи ладошки”.

Упражнение 1. “Цветные ладошки”. Обвести красным карандашом контуры ладоней.

Найти на рисунке методом наложения правые ладошки и раскрасить их в красный цвет (левые – в синий цвет)

Если ученик затрудняется, учитель помогает ученику обвести контуры.

Учитель помогает ученику

приложить правую ладонь к контурам на карточке.

Упражнение 2. “Это правая рука”. Ребенка просят показать у себя правую руку, правый глаз, правый локоть, правое колено, левый глаз, левую руку и т. д. Учитель предлагает выполнить задание, а ребенок самостоятельно выполняет упражнение в соответствии со словами текста.

Формирование представлений “правая сторона” и “левая сторона” тела.

Упражнение 3. “Правая и левая стороны тела”. Поднять правую руку вверх и погладить ее от кисти до плеча и обратно, наклониться и похлопать по правой ноге и т. д. Учитель рассказывает ребенку, что есть правая и левая сторона тела. Со стороны правой руки - все части тела правые (ухо, глаз, щека, плечо, локоть, нога, колено, пятка). Там, где находится левая рука) – все части тела левые.

Освоение внешнего пространства : Определение направлений в пространстве относительно своего тела (направо, налево).

Упражнение 4. “Движения в одном направлении”. Вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, согнуть правую ногу вверх, присесть на правое колено и т. д. Учитель предлагает ребенку выполнить задания на

движения в одном направлении – направо. Затем также отрабатывается направление слева.

Упражнение 5. “Найди свою правую руку” Вытянуть правую руку, потом левую ногу, а обратно – согнуть сначала левую ногу, а потом правую руку. Сидя напротив ребенка дать инструкцию: “Делай своей правой рукой то же, что и я делаю правой”.

Спереди - сзади.

Упражнение 6. “Спереди-сзади”.

Зеркало. Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и показывает и называет части тела, которые находятся спереди (лицо, живот, грудь, колени, потом части тела, которые находятся сзади (спина, поясница). Упражнение выполняется перед зеркалом. Учитель объясняет ему, что у него есть части тела, которые находятся спереди и сзади.

Взрослый подсказывает ребенку.

Упражнение 7.

“Впереди-сзади”. “Вытягиваем руку вперед; отводим руку назад”; “ставим ногу вперед на пятку; ставим ногу назад на носок” и т. д. Взрослый показывает, а ребенок повторяет движения, при этом все действия ребенок и взрослый проговаривают вслух.

Верх – низ.

Упражнение 8. “Это голова”.

Зеркало. Ребенок вместе с взрослым встает перед зеркалом и отыскивает и называет части тела, которые находятся вверху, выше талии (голова, плечи, руки). Затем отыскивает части тела, которые находятся внизу, ниже талии (ноги, стопы). Объяснить ребенку, что у него есть верхняя и нижняя части тела. Граница такого деления условно проходит по талии (ремень брюк, пояс платья).

Упражнение 9.

“Вверху - внизу”.

Карточки с соответствующими картинками. Покажи, что у нас над головой? (солнце, небо, потолок).

Что ты видишь внизу, посмотри под ноги (пол, ковер, дорожка). Учитель читает задание, а ребенок берет соответствующую карточку, и показывает учителю.

Двигательный диктант и графические схемы. Соединение точек в заданном направлении.

Упражнение 10. “Соедини точки”. Выделить первую верхнюю точку, потом первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить ее стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу вверх. Выделить первую верхнюю точку, затем вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево. На двух строчках отметить 2 параллельные точки.

Движение в заданном направлении.

Упражнение 11. “Покажи направление”. Показать направления: сверху вниз, снизу вверх, слева направо, справа налево (рукой в воздухе). Научите ребенка показывать направления вытянутой рукой в воздухе (с указательным жестом, потом – только поворотом головы, взглядом.

Упражнение 12. “Куда указывает стрелка?”

4 карточки с нарисованными стрелками в разных направлениях. Показать карточку со стрелкой, указывающей движение наверх, вниз, налево, направо. Предложить ребенку расположить карточку со стрелкой, ориентируя ее последовательно во всех указанных вами направлениях и называя их. То же самое, выбрав карточку с нужной стрелкой.

Верх-низ на плоскости листа.

Упражнение 13. “Поставь фигуру в угол”.

Квадрат из картона, расчерченный на 9 клеточек. Поставить фигуру в центр квадрата. Поставить фигуру в правом нижнем углу, левом верхнем, в центр и т. д. Предложить ребенку поместить фигуру в нужном углу, начиная с центра квадрата

(центр выделен красным цветом).

Формирование “ квазипространственных представлений Сопоставление предлогов с их пространственными представлениями

Упражнение 14 предметом). Встать (или присесть) перед, за, слева, справа, на, под предмет (стул).

Ребенку предлагают выполнить упражнение с предметом (стулом).

Упражнение 15. “Положи ручку”.

Ручка, пенал. Положить ручку в пенал (на, под, над, перед, за, слева, справа от пенала).

Упражнение 16. “Пространство в картинке”.

Что на картинке изображено справа, слева, вверху, внизу; в какой руке и что держит персонаж.

Предложить ребенку посмотреть на картинку и ответить (показать, что изображено слева (справа).

Упр. 17 “Где звенит колокольчик”.

Позвенеть колокольчиком перед собой, сзади себя, возле левого уха, слева от себя, возле правого уха, справа от себя, над головой и т. д.

Дать ребенку колокольчик и предложить позвенеть им по инструкции взрослого.

Сформированные представления закрепляем на следующем уроке.

Публикации по теме:

«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста.«Его величество время» — формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. «Его величество время» С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени.

«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики«Умные клеточки». Пособие для развития пространственных представлений, произвольного внимания и мелкой моторики Это пособие изготовлено из белой плотной ткани, контрастной тесьмы, в данном случае красной, и красных ниток. Сначала ткань складывается.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 11 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством использования дидактических игр. Часть 13 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (ДИПЛОМНАЯ РАБОТА)на тему: «Формирование пространственных ориентировок у старших дошкольников посредством.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Конспект занятия «Быть здоровым — здорово!» для детей с легкой умственной отсталостью 5 класс Казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры для обучающихся и воспитанников.

Тематическое планирование по ФГОС. 2 класс для детей с умственной отсталостью Тематическое планирование 2 класс по ФГОС I четверть 2 раза в неделю 16 часов № Тема занятий Коррекция нарушений звукопроизношения Лексические.

Занятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостьюЗанятие по развитию личности через театрализованную деятельность для детей с тяжелой умственной отсталостью Конспект занятия "Путешествия в мир сказок" Цели: - соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование пространственных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью
Опубликовано: 22 апреля 2020 в 14:47
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование пространственных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Ткацкая (УИ 1983289) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД