МААМ-картинки

Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений

Ирина Пузикова
Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений

Важнейшей задачей современной сиcтемы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самосовершенствованию и саморазвитию.

Научить учащихся умению планировать свою деятельность, организовывать ее выполнение своими силами и в процессе выполнения намеченного осуществлять самоконтроль.

Публикация «Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений» размещена в разделах

Актуальность выбора темы моей работы обусловлена тем, что большинство младших школьников считают проверку знаний обязанностью учителя и не умеют проверять себя. В ходе освоения учащимися учебной деятельности должен быть сформирован план действий и самоконтроль.

Педагог же должен быть компетентен в вопросе самоконтроля и выработать у каждого ученика потребность в постоянной проверке своей работы.

Все сказанное обусловило выбор темы данной работы: "Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений".

Цель исследования:

- выделить условия формирования самоконтроля у младших школьников.

- определить приемы, способствующие развитию самоконтроля при

изучении алгоритмов письменных вычислений.

Объектом данного исследования является

- процесс формирования действия самоконтроля у учащихся начальных классов,

Предмет исследования – условия и приемы формирования самоконтроля у учащихся при изучении алгоритмов письменных вычислений.

В соответствии с целью были определены задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.

2. Изучить действия контроля в учебной деятельности, выделить его виды.

3. Провести диагностику уровня развития самоконтроля младших школьников при изучении алгоритмов письменных вычислений.

4. Разработать ряд заданий, позволяющих формировать умения осуществлять самоконтроль при изучении алгоритмов письменных вычислений у учащихся.

Для реализации перечисленных выше задач были использованы следующие методы:

• педагогический эксперимент ;

• анализ результатов работ учащихся;

• наблюдение;

• математические методы количественной обработки данных.

Для исследования был взят 3 класс МБОУ «Средняя школа № 33», г. Норильска. Класс занимается по программе «Школа России».

Для достижения цели исследования использовались следующие методы исследования:

1) проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая).

2) анализ письменных работ учащихся;

3) методы математической обработки данных.

Цель работы – выявить состояние проблемы формирования самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) выявить уровень усвоения алгоритмов письменных вычислений у учащихся;

2) провести анализ и интерпретировать результаты проведенной диагностической работы.

Методика №1.

Проба на внимание (П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая).

Детям предлагается текст, который содержит 10 ошибок (пропуск букв в слове, пропуск слов в предложении, замена букв и т. д.). Задача учащихся найти ошибки в предложенном тексте.

Критерии оценивания: подсчитывается количество пропущенных ошибок. Педагог должен обратить внимание на количество пропущенных ошибок. Каковы же уровни сформированности внимания :

0-2 пропущенные ошибки – высокий уровень.

3-4 пропущенные ошибки – средний уровень

Более 5пропущенных ошибок- низкий уровень

В ходе выполнения работы учащиеся показали следующий результат

54% - высший уровень сформированности внимания и самоконтроля.

46% средний уровень сформированности внимания и самоконтроля.

Методика №2.

Для определения уровня сформированности навыков самоконтроля учащихся 3 класса также использовался предметный тест С. И. Волковой.

Все учащиеся класса справились с предложенным тестом за отведенное время, 3 человека выполнили задание повышенного уровня сложности. 4 человека,которые при выполнении теста допустили 1 ошибку в одном из заданий, но потом обнаружили ее в ходе самостоятельной проверки.

Дети дали адекватную самооценку своему результату.

Методика №3.

Для определения уровня сформированности вычислительных навыков учащихся была использована контрольная работа на тему «Внетабличное умножение образом, можно сделать вывод, что

59% (14 человек) находятся на высоком уровне сформированности вычислительного навыка,

28 % (5 человек) на среднем уровне,

13%( 3человека) на низком уровне сформированности вычислительного навыка.

Этап опытно-экспериментальной работы показал, что у младших школьников уровень развития навыков самоконтроля - средний.

Что свидетельствует о необходимости проведения систематической работы по формированию самоконтроля у учащихся.

Цель второго формирующего этапа исследования – разработать приемы формирования действия самоконтроля при изучении алгоритмов письменных вычислений.

От способности учащихся к самоанализу и самооценке зависит успешность их обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку их деятельности со стороны учителя.

Прием 1

Для формирования самоконтроля у ребенка следует обучить его такому приему как проверка решения. Прием начинается с того, что учитель пишет столбик примеров, в которых учащийся должен найти ошибки. При этом ошибочные ответы чередуются с правильными.

Например, так: 2x3=5; 4x6=24; 5x3=15; 4+2=6; 5x6=35; 7+2=8. Неверные ответы он зачеркивает, надписывая нужное число сверху. На втором этапе занятий ребенок сам пишет несколько примеров так, чтобы одни были правильны, другие - нет. Листок откладывается на 1-2 дня (для забывания, затем проверяется так же, как раньше проверялось задание, подготовленное учителем. Все эти занятия проводятся в форме игры в школу и учителя».

Когда дети научатся правильно проверять примеры (записанные как учителем, так и им самим, нужно побудить их применять выработанный навык по отношению ко всем математическим заданиям. За исправления никогда не следует ругать, так как самоисправления - это первая форма самоконтроля.

Прием 2

С целью формирования коммуникативных умений и навыка самоконтроля в ходе изучения математического материала можно создать математическую картотеку. Математическая картотека состоит из карточек-вопросов, карточек-ответов.

На карточках-вопросах задания, которые придуманные или взятые из дополнительных источников. На карточках-ответах учащиеся записывают решения данных заданий. Работа строится таким образом: учащийся выбирает карточку-вопрос, отвечает на вопрос в своей тетради или на чистой карточке, а затем проверяет свой ответ по карточке-ответу и оценивает его. Такая работа оказывает положительное влияние на формирование самоконтроля у младших школьников.

Прием 3

На уроках математики можно применять так называемую «Мозайку». Это нехудожественная аппликация, а решение примеров. Работа заключается в следующем: берутся две карточки одинакового размера и расчерчиваются на одинаковые прямоугольники. На одной карточке пишутся примеры, а на другой, ответы. На обратной стороне карточки с ответами наклеиваются забавные рисунки, и разрезается карточка по линии разметки. Получается таблица с примерами и отдельные карточки с ответами. Решая пример, ученик находит ответ и кладет его на место примера. Так заполняется вся таблица. Потом каждая карточка с ответом переворачивается, и если все примеры решены, верно, то получится рисунок. Учащимся очень нравится этот вид работы. Он дает учителю возможность проверить весь класс за минимальное количество времени тратить время на проверку не нужно, так как дети проверяют себя сами, что конечно способствует развитию самоконтроля у учащихся.

Прием 4

Другая форма работы над самоконтролем предполагает следующее: дети разбиваются на пары и работают с карточками, на одной стороне которых записаны числовые выражения на таблицу умножения и деления, а на другой - ответы. Учащиеся решают выражения, откладывая в сторону карточки с числовыми выражениями, значения которых найдены неправильно. Учитель оценивает работу, например, по заучиванию таблицы умножения и деления на «4» следующим образом: за одну ошибку ставится «4», за две ошибки- «3», за три и более ошибки - незачет. Результаты проверки вывешиваются ежедневно на доске. Дети, видя свои результаты, и если, например, в графе «Таблица умножения на 4» у ученика нет отметки (незачет, то он понимает, что именно эту таблицу он должен повторить. Детям не надо говорить, какие примеры им надо решать, чтобы исправить свои отметки только на «5». Они сами находят на перемене перфокарты с табличными случаями умножения и деления и быстро пишут ответы в тетрадях.

Прием 5

Одним из эффективных приемов формирования самоконтроля является взаимопроверка, так как многие учащиеся начальной школы более внимательно относятся к проверке работ своих товарищей, чем к проверке своих работ. Многим школьникам такой вид работы очень нравиться. Ученики, объединенные в пары, могут обмениваться тетрадями, для того чтобы проверить самостоятельно выполненную работу. Каждый ученик решает свою задачу. Затем они проверяют решение друг у друга, и выполняют еще одно общее задание, после чего сверяют ответ с ответом учителя.

Проведя наблюдение за детьми, я сделала вывод, что формирование действия самоконтроля у учащихся будет осуществляться более эффективно, если этот процесс будет последовательным и систематическим.

После проведения методик, направленных на формирование самоконтроля младших школьников, был повторно проведен текст, по методике П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой.

Задача учащихся найти ошибки в предложенном тексте.

В ходе выполнения работы учащиеся показали следующий результат.

Можно сделать вывод, что уровень сформированности внимания и самоконтроля повысился на 2%.

Обучение самоконтролю должно найти место при объяснении нового материала и его закреплении, что будет давать процессу формирования знаний, умений и навыков высокую эффективность, делать его осознанным, прочным, безошибочным. Кроме того, навык самоконтроля, приобретаемый учащимися может использоваться не только на уроках математики, но и русского языка, окружающего мира и литературного чтения.

Публикации по теме:

Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках Описание работы. Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из основных задач в моей работе. Сознательное и прочное усвоение.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Картотека стихов о Родине для младших школьников «С чего начинается Родина?» С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе.

Малоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на переменеМалоподвижные игры для младших школьников (дошкольников) на перемене Игры в младшем школьном (дошкольном) возрасте имеют огромное значение. В работе с детьми игры можно использовать при проведении различных.

Обследование письма младших школьников Аграмматическая дисграфия. 1. Подбери к слову пару: Один - много А) Шар – ___ Глаз -.

Проект «Моя любимая кошка» для младших школьниковПроект «Моя любимая кошка» для младших школьников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию проект для младших школьников, который мы подготовили с дочерью Валерией. Валерия учиться.

Прописи по английскому языку для младших школьников с дисграфиейПрописи по английскому языку для младших школьников с дисграфией Как известно в России уже несколько лет английский язык изучается со второго класса. Для младших школьников с диагнозом дисграфия - это.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Технология, повышающая интерес к чтению у младших школьников Технология, повышающая интерес к чтению. Выполнила: учитель начальных классов Яненко Оксана Дмитриевна Цель: повышение уровня читательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самоконтроля у младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменных вычислений
Опубликовано: 14 апреля 2020 в 17:24
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД