Получи документы

Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников

Елена Койлова
Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников

Как часто мы спокойно проходим мимо сломанного кем-то деревца, не замечаем красоту заката, не трогает нас пение птиц на рассвете. Равнодушно мы взираем на выжженное поле или лес. А ведь бережное отношение к природе воспитывается с детства.

Ежедневно, выходя на прогулку, мы рассматриваем разные объекты природного окружения, составляем описательные рассказы, беседуем о пользе деревьев и кустарников. Мы с ребятами, возвращаясь с прогулки, или там же в беседке, занимаемся сочинительством. Тот объект, с которым только что познакомились, оказывается в центре события, сюжета сказки или рассказа. В данном случае, мы решаем сразу несколько первостепенных задач. С целью познания, мы закрепляем строение объекта, описывая его подробно, рассматриваем роль в природе, развиваем речь дошкольников, и воспитательная цель – экологическая, научиться видеть красоту природы, уметь ею любоваться, восхищаться, и главное: в дальнейшем сохранить ее, дать возможность выжить.

Публикация «Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников» размещена в разделах

Речь – основа психического развития дошкольников, поэтому одной из главных задач образовательного процесса является развитие речи. Своевременное овладение правильной речью, в том числе, активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития, формирование полноценной личности, индивидуальности воспитанника.

Очень часто в современном обществе мы встречаем такую проблему как недостаток речевого общения. Родители много времени проводят за компьютером, ребенок в это время играет с планшетом, всех это устраивает.

Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество. Авторы федеральных государственных стандартов дошкольного образования (2013) впервые ввели понятие «развитие речевого творчества» дошкольника, подчеркивая тем самым эволюционные изменения содержания данного термина. В своей работе мы решили объединить два направления: формирование экологических представлений и развитие речевого творчества.

Бесспорно, самые первые годы ребенка являются наиболее сензитивными (чувствительными, восприимчивыми) для развития речи и бережного отношения к природе. О взаимосвязи речетворчества и умственного развития писала А. Г. Тамбовцева

Многие ученые психологи, педагоги, лингвисты считали, что развитие речи дошкольников – это очень важная составляющая в развитии ребенка дошкольного возраста. Комплексный подход к решению задач развития речи и речевого общения в детском саду рассматривали: Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.

Требования Программы дошкольного образования ставит перед нами задачу развития свободного общения ребенка с взрослыми и сверстниками, развитие всех компонентов устной речи – диалогической и монологической форм, развивать умение составлять рассказы из личного опыта, сочинять короткие сказки на заданную тему.

Сказка – это произведение художественной литературы, которое ребенок слушает с желанием, откликается на ее содержание, обсуждает яркие моменты, пересказывает их, фантазирует. Мы с ребятами сочиняем сказки о природе. Развитие речевого творчества в данном случае окажет содействие совершенствованию речевых коммуникаций дошкольника и воспитанию бережного отношения к природе. Мы знаем несколько видов речевого творчества.

Работу по развитию речи мы начинаем с первых дней поступления ребенка в детский сад.

Для того чтобы добиться высокого результата, работа в этом направлении ведется комплексно, совместно со всеми специалистами детского сада и родителями или законными представителями.

В раннем возрасте дети хорошо воспринимают песенки, потешки, колыбельные. Мы делаем подборку такого материала. Но иногда приходится придумывать ситуативно, «находу» что-то новое. Малыш улыбается, значит, ему нравится сочиненная потешка. Таких потешек, песенок, стишков сочиняется масса.

А когда Сонечка в 3 года и 5 месяцев сочинила свою небольшую сказку «Муравьишка», я попросила маму ее записать и оформить. И пусть она была похожа на другую сказку, но ведь она передала свое видение сюжета. Вот тогда возникла идея организовать работу по сочинительству сказок, загадок, стихотворений, и делать это с уклоном экологического воспитания.

Для среднего возраста характерно словообразование, освоение связной монологической речью, она становится более последовательной, происходит взрыв словесного творчества. Чаще всего используются рассказы по картинам. Дети в этом возрасте с желанием участвуют в театрализованной деятельности, придумывают новых героев, необычные окончания известных сказок, заучивают небольшие стихотворения, сочиняют коротенькие рассказы-предположения : «жучок побежал маме, рассказать о том, что увидел…». А после знакомства со строением березы, заглянуть в литературную гостиную.

Для старшего возраста характерна работа над развитием умения воспитанников поддерживать беседу, поощрять попытки высказывать свою точку зрения, умения составлять рассказы о том, что видели, придумывать свои концовки к сказкам, формирование умения составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу дошкольного возраста ребята осмысленно анализировали предложенные тексты сказок (есть ли зачин, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, концовка, принимали активное участие в сочинении загадок, сказок, театральных постановках. Тексты, сочиненные вместе с детьми, мы поместили в сборник «Солнечные сказки».

Но, только тогда педагог может вздохнуть спокойно, когда увидит результаты своего труда. На мою просьбу: придумать рифмованные строчки, Илья П. сочинил следующее:

Спит кузнечик у дорожки,

У него устали ножки.

- Отдохни, дружок, немножко,

Подождет твоя дорожка.

Пусть это небольшое стихотворение, но оно показывает, что в 6 лет у ребенка есть чувство ритма и рифмы. Даже размер сохранен. Стихотворение понравилось всем. Дети в шутку назвали Илью поэтом. А, может, это и не шутка вовсе, а первые шаги в поэзии, ведь поэтическое творчество – одно из сложнейших форм творчества в детском саду. Это не просто игра в рифмы, а маленькое самостоятельное произведение.

Работая в данном направлении с детьми, я развиваю и свои способности в речевом творчестве с экологическим уклоном. В Чебулинской районной библиотеке есть литературный клуб «Озарение», руководителем которого я с недавних пор являюсь. В рамках проекта «Писатели - детям» напечатаны и распространены по детским библиотекам района 5 моих книг.

Такие результаты работы по интеграции экологического воспитания и развития речевого творчества воспитанников, позволяют сделать вывод о том, что направление, выбранное нами, подбор методической литературы, методы и способы были правильными, а, следовательно, могут быть использованы в других группах воспитателями детских садов.

Публикации по теме:

Формирование навыков речевого творчества у детей посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов Формирование навыков речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством освоения алгоритма создания рифмованных текстов.

Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюФормирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений»Фотоотчет «Из опыта работы по теме «Развитие речи через формирование элементарных математических представлений» Речевое развитие ребенка показывает уровень развития мышления. Общеизвестно, что память ребенка избирательна. Она вбирает в себя только.

Использование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школеИспользование карт Проппа в развитии речевого творчества дошкольников при подготовке к школе Обучению рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действующих средств развития.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков»Мастер-класс для педагогов «Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе создания рисунков» Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.

Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников»Эссе «Развитие речевого интереса у дошкольников» «Нет на земле гимна торжественнее, чем лепет детских уст.» Виктор Мари Гюго В период дошкольного детства, никто иной, как взрослые являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников
Опубликовано: 8 марта 2023 в 16:48
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений и развитие речевого творчества дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Койлова (УИ 105087) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД