МААМ-картинки

Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края

Коломыцева Ирина Владимировна
Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края
▼ Скачать + Заказать документы

Я представляю опыт своей работы по теме:

«Формирование экологической культуры детей в условиях разновозрастной группы детского сада в процессе ознакомления с природой родного края».

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда сумеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

А. Родович.

Публикация «Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края» размещена в разделах

Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогами задачу большой экологической и социальной значимости, воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального использования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого гражданина, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувства ответственности за состояние окружающей среды.

Дошкольный и младший школьный возраст – это одна эпоха человеческого развития, которая требует к себе особого внимания и отношения.

Именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе. Поэтому необходимо формировать у дошкольников такое отношение к окружающим природным явлениям, в основе которого лежат чувства и эмоции.

Природа – это источник красоты, радости, отдыха и здоровья.

«Шестым чувством» - назвал К. Г. Паустовский чувство природы. Оно проявляется лишь на определённой ступени сознания. Развивать у детей «шестое чувство» - значит научить их экологически мыслить.

(3сл.) Я работаю в разновозрастной группе детского сада. Наш детский сад расположен на окраине деревни среди вековых сосен и берёз, рядом располагаются два залива реки Ангара. Красота природы, чистый прозрачный воздух заставляют задуматься о сохранении природных богатств нашего края.

По этой теме я составила 3 блока:

1[b] блок - Природа родного края.

2 блок – Животные родного края.

3 блок - Охрана природных богатств родного края. [/b]

Передо мной стояли такие задачи:

Задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме формирования экологической культуры; (Дошкольная педагогика. №4 2010 год, статья «Формирование основ экологической культуры» автор Л. А Яриго; Дошкольное воспитание № 2 2010год, автор Сочеванова Е. А. ; «Организация деятельности детей на прогулке» авторы Т. Г Кобзева, И. А. Холодова, Г. С. Александрова, С. Н. Николаева «Юный эколог»; О. А. Соломенникова

«Экологическое воспитание в детском саду»; Г. В. Лаптева:

«Развивающие прогулки для детей»; Телятьев: «Лекарственные растения - Восточной Сибири».)

2. Разработать педагогические мероприятия для детей разновозрастной группы по ознакомлению с природой и животными родного края, её охране.

Формирование основ экологической культуры в условиях разновозрастной группы может осуществляться в различных формах:

- экологические занятия;

- наблюдения за природными явлениями;

- специально организованные игровые, обучающиеся ситуации;

- целевые экскурсии;

- праздники;

- процесс ухода за растениями в уголке природы;

- ведение календаря природы.

Особое место занимают занятия интегрированного типа сочетающие различные виды деятельности и разный возраст детей, в том числе двигательную, игровую, творческую.

1) Игры на распознание растений и животных: «Сложи картинку»

(воспитывать умение сравнивать, правильно называть растения); «Чьи детки?» (закрепление знаний о домашних животных); Угадай, кто позвал?»

(закреплять знаний животных по звукоподражанию); «Охотник и пастух»

(закрепление знаний о диких и домашних животных).

2) Игры на сравнение растений и животных: «Парные картинки»

(воспитание способности сравнивать картинки, находить признаки сходства).

3) Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку: «Парные картинки» (закреплять умение группировать растения и животных по сходству и находить различия); «Какое растение (животное)»

(упражнение в классификации предметов); «Похож не похож» (упражнение в сравнении растений и животных по форме, величине, характерным отличиям); «Что, где растёт» (упражнение в классификации растений по месту их произрастания)

Знакомство с природой родного края.

Общение с природой ближайшего окружения, безопасного для детей и самой природы.

Воспитание чувства ответственности за природу и окружающий мир.

При разработке педагогических мероприятий для детей я опиралась на материалы исследовательской работы авторов Л. А Яриго; Сочевановой Е. А. ; Т. Г Кобзевой, И. А. Холодовой, Г. С. Александровой и С. Н. Николаевой

«Юный эколог», О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду», Г. В. Лаптева.

«Развивающие прогулки для детей», Телятьев «Лекарственные растения Восточной Сибири».

По первому блоку я разработала мероприятия, которые включают в себя такие формы работы:

Традиционные: Взаимосвязь леса и человека, значение леса как части природы. Опираясь на растительный мир Сибири, дети знакомятся с понятиями хвойные – лиственные деревья, с понятием «тайга», с местом произрастания и названиями сибирских ягод. Вместе с детьми продолжаем наблюдать за жизнью растений в разное время года. В своей работе стараюсь использовать упражнения на развитие мелкой моторики «Ямки»,

«Гора из песка» (развивать силу рук, хватательные соотносящие движения; закрепление названий различных круп – фасоль, горох); психокоррекционные упражнения:

«У страха глаза велики»

- «Закончи предложение» (Я боюсь когда…. передаётся мяч по- кругу и каждый ребёнок проговаривает свой страх вслух);

«Я страшилок не боюсь, в кого хочешь, превращусь» (дети идут по кругу, проговаривая слова, назначается страшный герой из мультфильмов: волк, собака, кащей, человек – паук, т. д. ребята должны изобразить героя и замереть - выбирается самый страшный и становится ведущим, которые помогают справиться со своими страхами и поднять настроение детей. Включала упражнения, игры, которые помогают в развитии коммуникативных качеств: «Назови растение с нужным звуком», «Добавь слог» (развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления,

«Скажи по другому»(упражнять детей в подборе слов близко по значению, развитии логического мышления, фантазии, внимания, способности к анализу «Найди пару»(развивать быстроту мышления, слуховое внимание, Сообразительность, «Бывает не бывает», Часто использую аудио записи: «Звуки леса», «Голоса животных и птиц». Большое внимание уделяю экологическим играм: «Ласточка и мошки», «Чья птица улетит дальше»,

«Журавли»; Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы я стараюсь подобрать дидактические игры с 2х – 5ти лет: «Чудесный мешочек» (знать по характерным признакам- шишка, животное, дерево, «Кто как кричит?» (упражнять в звукоподражании,

«Что изменилось?», «Такой листок - лети ко мне»; от 5ти – 7ми лет: «Найди растение по описанию» (развивать наблюдательность, находчивость, умение описывать, «Лото» (упражнять детей в умении объединять предметы по месту их произрастания); также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаю дидактические игрушки, разнообразный природный материал, использую готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Применяю также дидактические игры активизирующие движение, сочетающееся с решением умственных задач: «От какого дерева листок?»

(нужно понять от какого дерева и подбежать к нему). В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан мной. Подобные игры предполагают различные формы организации детей.

Стараюсь развить и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, сравнение, обобщение, классификация.

Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями и животными распределяю их на группы по дидактическим задачам.

- беседы «Деревья нашего леса» (для всей группы, «Хвойные и лиственные деревья» (для детей старшей подгруппы);

- работа по картинам и картинкам, настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, наблюдения, экскурсии.

Нетрадиционные формы работы:

- экологические акции: «Наша клумба»; «Сохрани дерево» (на участке появилась молодая сосёнка, мы за ней ухаживаем, наблюдаем за её ростом); весной были посажены кустарники сирени,

- конкурсы, деловые игры (экологический ринг: по теме «Закрепить признаки осени»,

- викторина «Зимний лес» (закреплять знания у детей о лесе, о животных, проживающих на одной территории, об особенностях обитателей зимнего леса и его жителей).

- различные конкурсы рисунков: «Мой любимый цветок», «Осень в лесу».

- художественная галерея: рисование с натуры на свежем воздухе на тему: «Краски леса».

- выставки поделок из засушенных растений. Запланировано к новому году: новогодняя игрушка из шишки.

- создается лаборатория Почемучек (экспериментальная деятельность).

- проектная деятельность «Дыхание растений»

По второму блоку: «Животный мир Восточной Сибири»

Тематика этого блока связана с животным миром Сибири. Живая природа, окружающая ребенка, сложный многообразный мир, где особое место отведено животным.

Целью данной работы стало воспитание осознанных гуманных чувств, к представителям животного мира, обогащения словаря детей, изучение наиболее распространённых животных Прибайкалья, приспособление их к среде обитания.

Опираясь на животный мир Сибири, знакомила детей с понятиями: дикие – домашние животные, хищники – травоядные. При ознакомлении с животным миром я пыталась воспитывать гуманно – целостное отношение ко всему живому в окружающей природе.

Традиционные формы работы:

-беседы «Дикие животные», «Домашние животные»;

- работа по картинам и картинкам;

- настольные игры (лото, домино, разрезные картинки); дидактические и подвижные игры;

- чтение художественной литературы, рассматривание альбомов о животных Прибайкалья;

- наблюдения за живым объектом – белка, дятел (наблюдение за поведением в природе);

- экскурсии на ферму крупнорогатого скота.

Нетрадиционные формы работы:

- экологические акции: «Столовая для птиц»; «Столовая для животных»;

«Сохрани животных леса»;

- конкурсы рисунков «Моё любимое животное», «За кем я ухаживаю дома», загадок, деловые игры «Поле чудес» (угадай животного по описанию, викторина: «Хищники».

-показ театрального представления: «Лисица – почтальон»

- выставка поделок из природного материала (старшая подгруппа, малыши в роли ассистентов).

Третий блок «Охрана природы»: Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – наше богатство. Его надо беречь.

Известно, что к использованию естественных богатств, следует подходить с особой осторожностью. Немного времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет, легче поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время всякую осмотрительность. Но одновременно гибнет и ее многочисленное потомство. Разоришь птичье гнездо – и не прилетит в него на другое лето птицы, а без них начнут хиреть окрестные леса и рощи.

Цель данного блока воспитание в детях заботу о родной природе и ее богатствах.

Опираясь, на ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы, исследуются новые аспекты проблемы экологического образования, формирования экологической культуры детей.

В рамках моей работы я провела акцию «Зелёная ёлочка» - в защиту ёлочек перед новогодними праздниками; планирую создать «Красную книгу»- цветов, которые растут на нашем участке и книгу «Деревьев на нашем участке».

Трудовые поручения:

Во время прохождения экологической тропы мы собираем сухие ветки, очищаем от мусора наш участок, стараемся соблюдать правила поведения в природе (не ломать веток, не рвать зря цветы и листья, не гонять птиц).

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если организация работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

С целью вовлечения родителей в образовательный процесс, я применяла разнообразные формы работы, как традиционные: (индивидуальные беседы, анкетирование, консультации «Влияние природы на нравственное воспитание ребёнка»; открытые просмотры педагогических мероприятий с детьми:

- Прогулки по экологической тропе,

- Развлечение «Одуванчики»,

- организация выставок и праздников:

- праздники «Праздник Осени», «Путь хлеба».

- выставки «Дары осени», поделок из природных материалов, рисунков.

Так и нетрадиционные

- совместные образовательные мероприятия: «Путь хлеба» (закрепление с детьми этапов прохождения муки от магазина до стола);

- совместная творческая деятельность детей и родителей дома

(разучивание стихотворений, работа над поделками для выставки;

- мастер - класс от мамы -делаем украшения из одуванчиков.

- запланировала - вечер презентаций. Совместно с родителями стараемся создать условия для гармоничного развития детей.

- провела собрание «Экологическое воспитание детей», на котором ознакомила родителей целями и задачами экологического воспитания дошкольников.

Стараясь привлечь родителей к экологическому воспитанию детей: начала составлять такие памятки:

- Лекарственные растения Восточной Сибири.

- Как собирать лекарственные растения родного края.

- Как поощрять ребёнка в его любви к природе.

- Есть ли в семье домашние животные?

Предложила родителям провести акцию «Дети – цветы жизни» (нужно понаблюдать за ребёнком, найти сходство с цветком нарисовать его и описать, почему они выбрали именно этот цветок). Из принесённых рисунков я составила «полянку» для родительского уголка. Многие родители увидели своих детей с новой для них стороны.

Была организована встреча с механизатором (дедушкой воспитанницы). Мы проследили путь хлеба от посева до выпечки. Родители получили домашнее задание: приготовить выпечку вместе с детьми и разучить стихотворение о своём изделии (защитить его). Воспитанники детского сада показали театрализованное представление «Лисица – почтальон»: где показали жизнь диких животных в осенний период и что, дружба и забота друг о друге людей и животных помогает справиться с любой непогодой;

школьники показали инсценировку сказки «Репка» и др.

Большую радость приносят малышам подкормка птиц и животных в зимний период. Мы с родителями провели акцию «Сделай кормушку для птиц», кормушек сделали много, поэтому совместно со школой была проведена акция «Развесь кормушки в лесу» (школьники и старшие дошкольники развесили кормушки и раз в неделю ходили подсыпать корм);

Совместно со школой проводим праздники «Праздник Осени»,

выставки «Дары Осени»; конкурсы чтецов по сезонам.

Вместе со школой ездили в Нерпинарий п. Листвянка.

Запланирована поездка в краеведческий музей г. Иркутска

Развитию детей способствует создаваемая в группе предметно-развивающая среда. Большое значение уделяю подбору экологического материала. Мною создаётся банк наглядно-методического материала: дидактические игры, иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром, в разное время года.

Свой опыт представляла на педагогическом совете нашего коллектива на тему: «Как знакомить детей с домашними животными» и «Составление описательных рассказов о животных»;

В рамках методического объединения нашего учреждения был организован круглый стол: Обмен опытом по экологическому воспитанию дошкольников и младших школьников, где я представляла обобщение своего опыта на тему: «Растения и животные Восточной Сибири».

Анализ работы показал, что дети стали бережнее, относиться к природе, не ломают ветки, не рвут понапрасну цветы, с удовольствием наблюдают за изменениями в растениях, кормят птиц на участке; узнают птиц, которые прилетают в кормушку (синички, свиристели и воробьи). Дети учатся слушать природу: слышат кукование кукушки, стук дятла.

Работа по этому направлению будет продолжаться так, как знакомя детей с природой родного края – мы формируем настоящего хозяина своей малой Родины.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работыОзнакомление детей старшего дошкольного возраста с природой родного края из опыта работы Кому как не детям дошкольного возраста близок и понятен мир природы. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края»Ознакомление с природой как средство развития внимания детей региональный компонент «Растения родного края» Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Для.

Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края»Фотоотчет о проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении дошкольников с природой родного края» Фотоотчет по проектной работе «Символы Республики Башкортостан в ознакомлении детей дошкольного возраста с природой родного края». Проводила.

Конспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольниковКонспект экскурсии на поле в старшей группе. Формирование экологической культуры старших дошкольников Цель: формирование экологической культуры старших дошкольников. Задачи: Образовательные задачи: расширять представления детей о растениях.

Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!»Консультация для воспитателей «Формирование экологической культуры у детей при проведении акции «Нет весенним палам!» Сегодня я хочу привлечь внимание детей и взрослых к проблемам окружающей среды, в частности, к весенним поджогам травы. Самые распространенные.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Перспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного краяПерспективное планирование занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с природой родного края О значении природы в развитии дошкольника писали многие великие отечественные педагоги. К. Д. Ушинский настаивал на введении ребенка в мир.

Создание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного краяСоздание гербария как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края Создание гербария, как средство ознакомления детей дошкольного возраста с природой родного края. В нашей группе дети, совместно с воспитателем,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 09:14
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры детей в разновозрастной группе при ознакомлении с природой родного края» (включая файлы) размещена пользователем Коломыцева Ирина Владимировна (УИ 2759086) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД