Папки-передвижки

Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки

Ольга Гречаная
Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки

О. В. Гречаная,

воспитатель

МБДОУ ЦРР «Детский сад № 9 «Родничок», город Няндома

В изменяющихся условиях общественной жизни, учитывая требования к уровню знаний, умений и навыков выпускников детского сада, экономическое образование и воспитание необходимо начинать уже с дошкольного возраста. Современный ребенок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Дети, сами того не понимая, включаются в экономическую жизнь семьи : покупки, реклама, экономия и т. д. Но дошкольник не сможет самостоятельно это осознать. Но дети не понимают, откуда на карте появляются деньги. Дети считают, что родители просто подходят к банкомату и берут там деньги, сколько захотят. Чем быстрее ребенок начнет понимать, откуда берутся деньги, тем лучше. Помимо этого необходимо с детских лет воспитывать трудолюбие, чувство ответственности, дать понять ребенку важность приобретения хорошей профессии. Только педагоги и родители могут помочь понять, что экономика занимает важное место в нашей жизни. Дети самостоятельно не могут познакомиться с экономическими понятиями. Экономическое воспитание дошкольников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.

Публикация «Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки» размещена в разделах

Сказка - один из основных жанров литературы, благодаря которому ребенок познает мир, это сокровищница народной педагогики, т. е. в ней содержатся педагогические идеи. На самом деле сказки могут очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему, пополнить знания. Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе сказки собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Поэтому для знакомства с экономикой была выбрана сказка.

Можно определить следующие функции сказки :

• Помогает реализовать эмоциональные потребности.

• Расширяет круг представлений о мире.

• Расширяет круг представлений о человеческих отношениях.

• Пробуждает фантазию, творческую активность.

• Помогает пробуждать внутреннюю психологическую активность (умение мысленно действовать в воображаемой ситуации).

• Расширяет экологические знания.

• Знакомит с традициями и бытом народностей[1].

Наша работа основана на функции сказки- знакомство с экономическими понятиями. В данной работе мы определили следующую цель– познакомить детей с элементарными экономическими понятиями через сказку.

Задачи:

1. Создание условий для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Воспитывать бережное отношение к труду, ко всем видам собственности.

3. Познакомить детей с основными экономическими понятиями (труд, деньги, товар, потребности, продукт, семейный бюджет, доход, расход, реклама) через сказку.

4. Обогащение педагогических знаний родителей по экономическому воспитанию детей.

5. Расширять представления о профессиях и труде на примере сказочных героев.

6. Развивать логическое мышление, наблюдательность, пополнять активный словарный запас.

Участники:

дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);

воспитатели группы;

родители.

Эффективности реализации поставленных задач способствовала организованная развивающая предметно – пространственная среда, направленная на стимулирование познавательной деятельности, проявление самостоятельности, инициативности. Для реализации задач необходимо было подобрать сказочные произведений разных видов (народные сказки, авторские, наиболее ценные с точки зрения экономического содержания.

Когда литературные произведения были проанализированы и отобраны, была создана библиотека «Гнома Эконома», хозяином библиотеки стал сам Гном Эконом. В библиотеку были помещены сказки и другие произведения литературного жанра с экономическим содержанием. Сюда вошли следующие произведения, знакомящие с понятиями «деньги», «доходы», «расходы» : («Муха – цокотуха»,«Волшебное кольцо»); сказки, раскрывающие потребности и возможности их удовлетворения («Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, «Телефон» К. И. Чуковский, «Как коза избушку построила»); знакомящие с рекламой («Как старик корову продавал» С. Михалкова, Ш. Перро «Кот в сапогах»); сказки, отражающие труд людей: «Терем – теремок», «Мужик и медведь», «Морозко», «Петушок и бобовое зернышко», «Золушка», К. Чуковского «Федорино горе», «Айболит»); сказки, раскрывающие понятие «обмен» («Лисичка со скалочкой», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик», Г. Х. Андерсен «Огниво»).

В библиотеку также вошли сказки следующих авторов Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот», А. Толстой «Приключения Буратино», Л. В. Кнышова,О. И. Меньшикова,Т. Л. Попова «Миша Бизнесмен». Сказки указанных авторов сложнее по содержанию, больше по объему.

Подобрана картотека с играми и беседами по финансовой грамотности «Экономика в сказках».Для знакомства с денежными знаками разработана папка «Деньги народов мира». Дети с удовольствием играли в настольно-печатные игры с экономическим содержанием : «Я-покупатель», «Конфетки и монетки», «Экономным я расту».

С детьми в ходе работы по данной теме были проведены следующие мероприятия: НОД «Путешествие в страну Экономика», где дети закрепили представления об экономических понятиях : деньги, семейный бюджет: доход и расход; познакомились с экономическим понятием : потребность на примере героев сказки Чуковского К. И. «Телефон».

Для закрепления материала были разработаны интерактивные игры: «Экономика и сказки», «Потребности сказочных героев».

На занятиях по познавательной деятельности с помощью бумажных монет дети покупали товары, которые я, как продавец им продавала.

В течение года дети смотрели мультфильмы с экономическим содержанием : «Уроки тетушки Совы. Азбука экономики», «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Как корову старик продавал», «Серебряное копытце», мультфильм по произведению Б. Шергина «Золотое кольцо».

Работа по формированию у дошкольников экономических представлений невозможна без участия родителей. Совместная работа педагогов и родителей необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. В данном направлении с родителями проводились следующие мероприятия. Для родителей была проведена консультация «Дети и деньги», которая познакомила родителей с основами финансового воспитания в семье.

С родителями был проведен мастер-класс «Играем в экономику», задачей которого было познакомить родителей с работой по ознакомлению дошкольников с экономикой, вызвать интерес к освоению финансовых понятий. Целью мастер-класса было: на практическом материале познакомить с рядом заданий, разработанных для повышения финансовой грамотности дошкольников. Родители познакомились с финансовыми понятиями, по которым велась работа. На практике с помощью интерактивной доски поиграли в игры с экономической направленностью.

Для решения задач по теме, проводилась кружковая деятельность, которая была основана на чтении сказок и бесед по их содержанию. Кружок «Со сказками в мир экономики». Для работы в данном направлении были использованы художественные произведения (сказки) собранные в «Библиотеке Гнома Эконома». В старшей группе были прочитаны произведения: Алексей Толстой «Золотой ключик, или приключения Буратино»; Корней Чуковский «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Федорино горе»; Успенский Э. Н. «Дядя Фёдор пёс и кот»; «Теремок»; «Лисичка со скалочкой» и т. д. В подготовительной группе были прочитаны следующие произведения: «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом» Л. В. Кнышова, О. И. Меньшикова, Т. Л. Попова; «Чем пахнут ремесла» ДЖ. Родари, ГХ Андерсен «Огниво», В. Катаев «Аленький цветочек», «Как корову старик продавал» С. Михалков, «Серебряное копытце» П. Бажов, «Волшебное кольцо» Б. Шергин, «Как коза избушку построила», «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин, «Петушок и бобовое зернышко», «Хаврошечка». Так же проводились беседы по темам: потребности, реклама, деньги, обмен, труд.

В ходе работы выяснилось, что детям эта тема интересна. Для детей было открытием, что такое потребности. И что они есть даже у героев сказок. Они узнали, что мы используем для покупок не только рубли, но и доллары, и евро. А Буратино свои четыре сольдо. Так же они с удовольствием называли предметы, которые можно купить. И выяснили, что купить нельзя. Дети поняли, что необходимо рационально использовать свои накопления, не тратя на бесполезные мелочи. Родители тоже включились с интересом, таким образом, осознав, что не стоит бояться знакомить детей с финансовыми вопросами в семье. Так же родители заметили, что дети стали понимать ценность труда.

Итогом проведенной работы была игра «Что? Где? Когда?», в которой от героев прочитанных сказок задавались вопросы по финансовой грамотности.

Возможности применения сказок экономического содержания в педагогическом процессе ДОУ чрезвычайно широки: на занятиях (математика, развитие речи, экология и др., в совместной деятельности взрослых и детей (сюжетно-дидактические игры, экскурсии и др., в свободной деятельности самих детей (игры-драматизации по сюжетам сказочных произведений, изготовление аксессуаров для игр и др.).

В заключении можно сказать, что сказка является эффективным средством формирования у старших дошкольников экономической компетентности, первоначальных экономических знаний и умений, развития предпосылок экономического мышления.

Список информационных источников

1. https://infourok.ru/pedsovet-oznakomlenie-s-ekonomikoy-cherez-skazku-978143.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/statja-na-temu-skazka-kak-sredstvo-yekonomicheskogo-vospitanija-doshkolnikov.html

3. Детство: примерная основная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : «Детство – пресс», 2014. – 528 с.

4. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок [Текст] : практическое пособие/ А. А. Смоленцева М. : Аркти, 2006. – 88 с.

Публикации по теме:

Формирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказкиФормирование математических представлений в младшем дошкольном возрасте через математические сказки Математика является мощным фактором интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Одна.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Картотека игр. Формирование пространственных представлений у дошкольников и младших школьников Уточнение представлений детей о схеме тела и ближайшем окружении. «Ушки на макушке». Цель: закреплять направления пространства в схеме.

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников»Консультация для воспитателей «Формирование представлений о зимних видах спорта у дошкольников» Прежде чем, рассказать о формах работы с дошкольниками по формированию представлений о зимних видах спорта, нужно пояснить, что же такое.

Формирование классификационных навыков у дошкольников посредством ТРИЗ технологии Тенденция структурировать опыт – базовое свойство человека (Ж. Пиаже). С помощью классификации люди не только упорядочивают перцептивный.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки
Опубликовано: 18 октября 2022 в 22:44
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экономических представлений дошкольников посредством сказки» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Гречаная (УИ 903908) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД