МААМ-картинки

Рекомендации родителям «Формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР с помощью визуального расписания»

Музыка Ю.В.
Рекомендации родителям «Формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР с помощью визуального расписания»

ГБОУ АО СКОШ № 31

Музыка Юлия Викторовна,

учитель начальных классов

«Формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР с помощью визуального расписания» - рекомендации родителям.

В настоящее время государственная политика в сфере образования предопределила изменения социальной позиции семьи по отношению к школе, включая родителей в состав субъектов образовательных отношений. Изменения, связанные со свободой выбора родителями образовательной организации, формы образования ставят родителя в позицию участника образовательных отношений, заказчика и потребителя образовательных услуг.

Публикация «Рекомендации родителям „Формирование жизненных компетенций у детей с Тмнр с помощью визуального расписания“» размещена в разделах

Повышенное внимание государства к вопросам сотрудничества семьи и школы нашло отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС, где говорится, что ФГОС сегодня представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством.

В связи с этим актуальным становится рассмотрение понятия «взаимодействие». В толковом словаре русского языка Ожегова С. И. и Шведовой Н. Ю. Термин «взаимодействие» трактуется как «взаимные отношения между кем-нибудь или чем-нибудь», а также как «взаимная связь явлений».

М. И. Лисина дает через понятие «взаимодействие» характеристику общения, полагая, что последнее есть ни что иное, как взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласованность и объединение усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.

В основе педагогического взаимодействия лежит совместная деятельность педагога и учащегося, учащихся и родителей, учащихся в группе, школы и семьи, вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс.

Наблюдаемая тенденция к увеличению количества детей с ТМНР в школе диктует необходимость совершенствования взаимодействия школы и семьи, которая обуславливает развитие личности ребенка, компенсацию дефектов и усвоение социального опыта. При этом объектом профессионального педагогического внимания выступает не сама семья и не родители ребёнка, а семейное воспитание в целом. Именно в этих рамках рассматривается взаимодействие образовательной организации с родителями. Изучается семейная атмосфера, взаимоотношения, уровень развития жизненных компетенций ребенка, а затем выстраивается система работы.

Как правило, у обучающихся с ТМНР, поступающих в первый класс, жизненные компетенции недостаточно развиты.

Многие навыки самообслуживания у детей не сформированы и выполняются либо при помощи взрослого, либо их полностью выполняет взрослый. Лишь у некоторых детей жизненные компетенции сформированы частично, они стараются есть и пить самостоятельно, самостоятельно ходят в туалет, могут стягивать штаны, но испытывают трудности в обратном одевании, или необходимы постоянные инструкции взрослого.

В настоящее время для овладения жизненными навыками обучающимися, учителя и специалисты в школе используют метод визуального расписания.

Использование визуального расписания позволяет нам :

- научить ребёнка быть более самостоятельным;

- уменьшить нежелательное поведение;

- работать над навыками социального взаимодействия;

- организовать досуг и направить ребёнка на более функциональную и эффективную деятельность.

Визуальное расписание – это способ удержать в поле внимания все занятия и действия, которые нужно совершать.

Это также удобный способ осваивать и осуществлять сложные комплексные навыки, среди которых может быть всё, что угодно:

• чистка зубов,

• мытье рук,

• процесс одевания и раздевания,

• прием пищи,

• умение пользоваться туалетом без помощи взрослых,

• последовательность заданий на уроке и т. п.

Материалами, используемыми в процессе обучения, могут быть карточки на липучках/магнитах/липкой ленте с изображением каждого предмета или действий, крепящиеся на планшет или в специально отведенном для него месте.

В зависимости от навыков ребенка, могут использоваться различные изображения: от схематичных до предельно конкретных и даже фотографии ребенка, выполняющего действия.

В своей работе мы используем форму визуального расписания «Сначало - Потом», алгоритмы действий «Я одеваюсь», «Я умываюсь», «Я мою руки», «Я принимаю пищу», «Я в туалете» и учимся действовать в соответствии с предлагаемыми алгоритмами действий.

Форма «Сначала - Потом» - самый простой вариант визуального расписания (рисунок 1).

Рисунок 1

Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе (рис. 2).

Рисунок 2

При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением (рисунок 3).

Рисунок 3

Алгоритм действий «Я одеваюсь» (Приложение 1).

На верхней части планшета/доски/стенке размещается название задания, например, «Я одеваюсь», и фото одетого ребенка. На столе рядом стоит контейнер «Выполнено» для карточек, которые ребенок снимает с планшета.

Процедура обучения:

1. Разметить карточки по порядку на планшете.

2. В конце списка разместить карточку с изображением поощрения (смайлик).

3. Сказать ребенку: «Одевайся».

4. Направить ребенка к планшету с расписанием, направить руку ребенка на нужную карточку, указать на нужную карточку.

5. Направить ребенка к соответствующему предмету одежды.

6. Подождать выполнения действия.

7. Направить ребенка к планшету с расписанием, помочь снять карточку и разместить в контейнере «Выполнено».

8. Повторить для каждого шага последовательности пункты 4–7.

9. Помочь снять последнюю карточку, взять из рук ребенка и дать поощрение.

Вербальные подсказки в процессе обучения не используются. Физические подсказки постепенно сокращаются: уменьшается интенсивность подсказки, начиная с последнего шага последовательности.

После того, как ребенок осваивает навык использования расписания самостоятельно, процесс обучения усложняется и визуальное расписание убирается из поля зрения ребенка, что бы он мог обойтись без внешней поддержки.

Такой же алгоритм применяется к действиям: «Я раздеваюсь», «Я умываюсь», «Я принимаю пищу», «Я в туалете», «Я мою руки» (Приложение 2).

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Все эти навыки отрабатываются в школе, а также рекомендуются родителям выполнять их дома в спокойной обстановке, необходимой для усвоения действий ребенком.

В процессе обучения должна использоваться система подсказок – от самых сильных к самым слабым:

- частичная физическая подсказка (в ходе помощи взрослый направляет ребенка легким прикосновением к плечу, его руку в необходимую сторону или к предмету);

- жестовая подсказка (взрослый направляет ребенка, используя указательный жест, обращает его внимание на алгоритм действий);

- речевая подсказка (взрослый использует речевую инструкцию по выполнению того или иного этапа действий).

Очень важным моментом является своевременное снижение интенсивности подсказки, а при использовании устной подсказки переход от прямой - к косвенной, напоминая ребенку о том, где он сейчас будет проводить время, или что выполнять. Например, вместо инструкции «Надевай школьную обувь» могут быть использованы формулировки : «Когда дети приходят в школу, они переодеваются», «После уроков ты пойдешь домой», «Помнишь, тебе говорили, что в пятницу в школе будет праздник».

Результат обучения достигается с помощью зонирования пространства, составления алгоритмов, визуальных опор и систем подсказок, поощрений детей. В итоге учащиеся закрепляют жизненные навыки.

Надо помнить, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни, лучше одного гигантского и запутанного.

Например, если ребенок постоянно испытывает трудности с какой-то режимной рутиной, подготовьте для него последовательность картинок, которые отражают отдельные шаги на пути к поставленной цели: «Вечером мы смотрим телевизор, затем умываемся, переодеваемся, затем читаем книжку, затем ложимся спать».

Рекомендации для родителей :

1) определиться с типом визуального расписания понятным ребёнку (картинки, фото, предметные сюжеты);

2) расписание должно быть простым и доступным для ребёнка;

3) расписание может быть составлено на целый день, а может содержать 2-3 символа предстоящих событий;

4) расписание должно быть строго индивидуализировано.

Приложение 1

«Я одеваюсь»

Что я должен сделать?

(цепочка поведения состоит из отдельных шагов) «Я одеваюсь» Что я должен сделать?

(цепочка поведения состоит из отдельных шагов)

1. Надеть колготки

2. Убрать карточку в коробочку 9. Надеть шапку.

10. Убрать карточку в коробочку

3. Надеть штаны

4. Убрать карточку в коробочку 11. Надеть куртку

12. Убрать карточку в коробочку

5. Надеть свитер

6. Убрать карточку в коробочку 13. Надеть перчатки

14. Убрать карточку в коробочку

7. Обуться

8. Убрать карточку в коробочку

Приложение 2

«Я раздеваюсь»

«Я принимаю пищу»

«Я чищу зубы»

«Я умываюсь»

«Я в туалете»

Публикации по теме:

Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек КюизенераФормирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с помощью палочек Кюизенера Актуальность Одна из важнейших задач воспитания маленького человека – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование личности через развитие эмоционального интеллекта у детей с помощью настольных игр МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ ДОУ ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ С ПОМОЩЬЮ НАСТОЛЬНЫХ.

Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.

Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Левченков В. В. Рекомендации по развитию памяти детей дошкольного возраста с помощью игр и упражнений Память является процессом, обеспечивающим.

Рекомендации родителям «Безопасность детей дома» Уважаемые родители, законные представители!Безопасность вашего ребенка является основным звеном в комплексе воспитания. Необходимо предпринимать.

Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей»Рекомендации родителям «Как сохранить здоровье детей» В настоящее время очень маленький процент детей, по мнению специалистов, можно считать абсолютно здоровыми. У большинства современных.

Рекомендации родителям по подготовке детей к школеРекомендации родителям по подготовке детей к школе Готовить ребенка к школе - это значит не только обеспечить количество определенных представлений, но и формировать качественные мыслительные.

Советы и рекомендации родителям гиперактивных детейСоветы и рекомендации родителям гиперактивных детей За частую родителям не всегда легко справиться с крутящимся,как волчок,ребёнком,который долго не может успокоиться и не затихает ни на секунду. От.

Рекомендации родителям «Подготовка детей к школе» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации родителям «Формирование жизненных компетенций у детей с ТМНР с помощью визуального расписания»
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 22:58
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД