Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование ЗОЖ у детей 3–4 лет через организацию оздоровительных процедур»

елена теплоухова
Опыт работы «Формирование ЗОЖ у детей 3–4 лет через организацию оздоровительных процедур»

«Формирование ЗОЖ детей 3-4 лет через организацию оздоровительных процедур»

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский.

В начале своего выступления хотелось бы напомнить немного теории.

Публикация «Опыт работы „Формирование ЗОЖ у детей 3–4 лет через организацию оздоровительных процедур“» размещена в разделах

Что главное в воспитании детей? Конечно здоровье! Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, у него быстрее формируются все необходимые знания и навыки. Здоровье - важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований, природных способностей.

Проблема раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточно сложна. Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Основными компонентами здорового образа жизни являются: Рациональный режим.

Правильное питание.

Рациональная двигательная активность.

Закаливание организма.

Сохранение стабильного психоэмоционального состояния.

При этом особое внимание уделяется соблюдению режима дня, правильному питанию, привитию культурно-гигиенических навыков, обучению уходу за своим телом.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.

При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Режим дня необходимо соблюдать с первых дней жизни.

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека. Именно поэтому от правильно организованного питания в детском возрасте во многом зависит состояние здоровья.

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.

«Система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития и, получила в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Здоровьсберегаюшие технологии- технологии сохранения и стимулирования здоровья, воспитания валеологической культуры (культуры здоровья дошкольников).

Цель- становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

*медико-профилактические;

*физкультурно-оздоровительные;

*технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

*здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

*валеологического просвещения родителей и детей.

Медико-профилактические технологии – к ним относятся :

организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии направленны на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников включают:

диагностику физического развития,утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры и игровые упражнения, дыхательную гимнастику, гимнастику после дневного сна, закаливание,физкультурные занятия (на свежем воздухе,спортивные и музыкальные праздники, активный отдых.

Любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена и проанализирована информация о состоянии здоровья и уровне физического развития детей. В системе работы происходит интеграция оздоровительной в образовательную деятельность, что способствует сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей младшего возраста, формированию привычки ЗОЖ.

Реализация работы по формированию ЗОЖ у дошкольников в условиях ДОУ осуществляется через занятия, соблюдение режимных моментов, игру, прогулки, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность.

В начале учебного года был заведен лист здоровья на каждого ребенка группы. (Антропометрические данные, наличие диагнозов, групп здоровья)

Цели и задачи по воспитанию ЗОЖ в младшей группе (3-4г)

развивать:

- умение различать и называть органы чувств, иметь представление об их роли в организме и о том,как их беречь и ухаживать за ними.

Формировать :

-представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

-представление о том,что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; сон восстанавливает силы.

-представление о необходимости закаливания

-потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности

- умение сообщать о своем самочувствии взрослым, осознавать необходимость лечения.

В группе создана предметно-развивающая среда, которая стимулирует познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей, стимулирует двигательную активность детей.

Имеется спортивный уголок, где в свободном доступе находятся необходимый спортивный материал, маски для подвижных игр, массажные мячи и коврики. Имеются картотеки динамических пауз, физкультминуток, зрительных и дыхательных гимнастик, пальчиковых и подвижных игр.

При воспитании детей 3-4лет, очень важное значение имеет формирование у них культурно-гигиенических навыков.

Здоровый образ жизни – это не только знания, но и определенные навыки, порой доведенные до автоматизма.

Например, навык мытья рук по приходу домой с улицы, перед и после похода в туалет, после ползанья по полу, перед едой и так далее.

Дети знают, что такие вещи, как расческа, постель, горшок, носовой платок, полотенце, зубная щетка, должны быть индивидуальными и никогда не должны передаваться, кому бы то ни было.

Важно также чтоб ребенок понимал, что соблюдение чистоты – это залог не только личного здоровья, но и здоровья окружающих людей.

В своей работе по формированию ЗОЖ использую такие формы как валеологические занятия, на которых знакомлю детей с их телом, образом «Я».

Использую такие методические приемы:

* рассказы и беседы ;

*заучивание стихотворений;

* моделирование различных ситуаций;

* рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;

* сюжетно—ролевые игры;

* дидактические игры;

* игры--тренинги;

*подвижные игры;

*пальчиковая и дыхательная гимнастики;

*самомассаж;

*физкультминутки.

В проведении занятий по ЗОЖ делаю акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творческому отношению при выполнении заданий.

Занятия о пище проводила прямо во время завтрака, обеда или ужина, здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережевывание пищи, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).

В течении дня провожу с детками ежедневную утреннюю зарядку.

Динамические паузы – во время проведения НОД, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Которые включают в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида НОД.

Подвижные игры – как часть НОД по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности. Они проводятся ежедневно.

Релаксация – чтобы снять эмоциональное напряжение в зависимости от состояния детей и целей, использую спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика – индивидуально или с подгруппой детей. Проводится ежедневно,в любое удобное время. Она рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами.

Гимнастика для глаз – ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки.

Дыхательная гимнастика – которая проводится в проветренном помещении, предварительно детям дается инструкция об обязательной гигиене полости носа.

Гимнастика пробуждения – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.

Гимнастика корригирующая – во время проведения зарядки, физкультурных занятий, динамических пауз и т. д.

Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха.

Разные виды закаливания:

Полоскание зева кипяченой водой комнатной температуры.

Игры с водой.

Обширное умывание (руки до локтя, лицо)

Контрастные воздушные ванны во время гимнастики после сна.

Прогулки на свежем воздухе.

Взаимодействие с семьей играет важную роль в формировании ценностей ЗОЖ у детей младшего возраста. Формирование отношения ребенка к здоровью начинается в семье. Стремление малыша быть здоровым зависит от того, какой образ жизни ведут родители, потому что малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей.

Родители являются примером для своих детей, поэтому они должны знать все нормы и правила ЗОЖ и активно взаимодействовать с воспитателем.

Главная социальная роль воспитателей — вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний по вопросам здоровьесбережения детей.

Поэтому регулярно организую консультативную помощь родителям по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Приглашаем родителей для участия в физкультурно-оздоровительных массовых мероприятиях, днях здоровья, где знакомим их с нетрадиционными методами оздоровления детей.

Консультируем родителей в вопросах создания таких условий для развития детей в домашних условиях, которые помогут им гармонично войти в мир реализовать потенциал, заложенный природой и собственной программой развития.

Работа по формированию ЗОЖ у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ будет эффективной, если учитывать:

-возрастные и индивидуальные особенности детей;

-создавать условия в ДОУ для формирования ЗОЖ дошкольников; т. е. правильно организовать развивающую среду;

-систематически и целенаправленно проводить работу по внедрению ЗОЖ с семьями воспитанников.

Отношение ребенка к своему здоровью напрямую зависит от сформированности в его сознании этого понятия.

Публикации по теме:

Формирование детской инициативы и самостоятельности через организацию предметно-развивающей среды ДОУ Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся кушать». «Я научился кушать!». Продолжаю делиться.

Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться»Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться» Формирование навыков самообслуживания у детей раннего возраста. Опыт работы «Учимся умываться». В. А. Сухомлинский: «Дайте детям радость.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию»Фотоотчет «Формирование правильной речи у детей с ФФН через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию» Речь – одна из линий развития ребёнка. При помощи речи ребёнок может выразить свои желания, мысли, требования. Но этот чудесный дар природы.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Проект «Формирование правильной речи у детей через организацию деятельности по сенсорно-моторному развитию и воспитанию» Формирование правильной речи у детей с Ф Ф Н через организацию деятельности по сенсорно моторному развитию и воспитанию» Введение: Речь.

Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки»Раскрытие потенциала личности дошкольников, через организацию кружковой работы «Умелые ручки» Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить. Простую истину признать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование ЗОЖ у детей 3–4 лет через организацию оздоровительных процедур»
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 20:23
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД