Филатьева
Дидактическое пособие «Фразовый конструктор» для детей с ОВЗ
Хочу представить вашему вниманию работу с «Фразовым конструктором" в группе с детьми ОВЗ. [/h3]
Немного из истории
А вы знали, что помогало общаться и делиться информацией нашим древним предкам? Верно, стена пещеры. Впервые человек дал камню «голос» и функцию посредника при передаче информации более 39000 лет назад, сделав первые наскальные рисунки. Как в древнем мире, так и современном мы можем заметить, что дети с удовольствием и наслаждением рисуют на стенах. Этот процесс помогает им самовыражаться, развивает воображение и мышление. Педагоги задались вопросом, как же использовать этот интерес в образовательном процессе? Зная о том, что ведущим видом детской деятельности является игра, родилась идея объединить эти два процесса, так появилась технология «Говорящая стена». Но она не была бы такой эффективной без речевых конструкторов.
Публикация «Дидактическое пособие „Фразовый конструктор“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
«Фразовый конструктор» - что же это такое?
Это наглядная опора для глаз ребенка, благодаря которой дошкольник формирует способность планировать и проговаривать последовательность слов. Обучение построению фраз происходит с опорой на зрительное внимание, ребенок может не только слышать, но и видеть речь. Таким образом идет НЕ заучивание слов и предложений, а формирование языковой способности ребенка.
Существуют несколько этапов работы с Фразовым конструктором:
1. Составление словаря ребенка
Ребенку показываются картинки, где он их должен назвать. Если ребенок не знает как называется картинка, педагог ему помогает. таким образом идет закрепление и обогащение словаря воспитанника.
2. Формирование глагольного словаря
Тут идет работа на основе знакомства с фотографиями детей и их реальными действиями, в процессе можно дать имена детям на фотографии. Например: "Коля, ест"
3. Работа с прилагательными
Даются картинки, на которых изображены цвета и предметы. Лучше начинать с более знакомыми для детей предметами и цветами. И начинаем постепенно учить согласовывать прилагательное с существительным. Например: "Красный велосипед"
4. Работа с предлогами
Показываем ребенку сюжетную картинку животного ("Котенок лежит под коробкой") и пиктограмму предлога ("Под"). Просим ребенка подобрать аналогичную картинку ("Щенок лежит под коробкой"). Главное дать понять ребенку, что предлог заменяете пиктограммой.
5. Работа с пиктограммой (слова-действия).
Показывается пиктограмма, на которой отображается какое-то действие ("Прыгать", "Ехать".) и начинаем проговаривать эти действия с ребенком.
6. Работа с предлогом и прилагательным


После того как ребенок освоил прилагательное, пиктограмму и предлог можем приступать к планшету из 3, 4 и 5 ячеек с использованием предлогов и прилагательных. Как только ребенок ознакомился со всеми этапами конструктора, переходим к планшетам по составлению фраз и предложений.
Планшеты предполагают разные задания:
1. Составь фразу, меняя действия;
2. Составь предложение, меняя дополнение
3. Подбери пиктограмму
4. Составь фразу, предложение
5. Составь фразу, меняя персонажей.

Планшеты
Результат
Работая с «Фразовым конструктором», я наблюдаю что у детей обогатился словарный запас, предложения детей стали приобретать правильный вид. Такой конструктор эффективен в работе с детьми ОВЗ по всем образовательным областям.