Анна Дягилева
Готовность воспитателя к работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день ресурсом для становления инклюзивного образования, на мой взгляд, могут быть специализированные детские сады или детские сады комбинированного вида, которые накопили опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
В таких детских учреждениях есть специальные педагоги, созданы условия и опробованы методики, учитывающие индивидуальные особенности детей.
Публикация «Готовность воспитателя к работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
Я уверена, что одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития детей, обладающая способностью совместно решать проблемы и задачи успешного образования детей с разными потребностями.
Для сопровождения «особенного ребёнка» должны быть созданы оптимальные психолого-педагогические условия и не единовременная помощь, а долговременная поддержка всех специалистов.
В настоящее время в детских садах сокращены штатные единицы: психолога, логопеда.
Воспитатель в такой ситуации для обеспечения социализации и успешного развития ребёнка с ОВЗ должен одновременно выполнять весь функционал выше перечисленных специалистов. Специфика сопровождения детей с ОВЗ такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей деятельности. После составления индивидуального образовательного маршрута, реализуются индивидуальные программы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Сопровождение детей в ДОУ осуществляют:
- Медицинский работник - мониторинг здоровья воспитанников.
- Педагог-психолог - психодиагностику, коррекционную работу, просвещение и консультирование педагогов и родителей.
- Учитель-логопед - диагностический мониторинг, занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Музыкальный руководитель, реализацию используемой программы музыкального воспитания.
- Инструктор по физическому воспитанию разработку и реализацию программы по физическому воспитанию, определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Управление инклюзивным процессом осуществляют:
1) научно-методический совет ДОУ;
2) психолого-медико-педагогический консилиум ДОУ;
3) педагогический коллектив инклюзивной группы;
4) родительский комитет.
Руководство ДОУ должно быть готово к переосмыслению учебных программ, перепланировке учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей независимо от состояния здоровья. Условия, которые есть на сегодняшний день в детских садах, не достаточны для инклюзии: отсутствие нормативной базы, слабое материально-техническое оснащение, а так же недостаточно квалифицированные кадры, отсутствие специалистов, умеющих оказать помощь детям с разными потребностями.
Практика показывает, что воспитатели групп компенсирующей и комбинированной направленности лучше знакомы с основами коррекционной педагогики и специальной психологии, знают специфику работы с детьми с ОВЗ разных категорий, принимают детей с ОВЗ, демонстрируют большую готовность к работе в инклюзивной практике, имеют опыт работы в составе психолого-медико-педагогического консилиума, знают, какими способами организовать образовательную деятельность детей с ОВЗ, а воспитатели групп общеразвивающей направленности имеют ограниченный объём знаний о детях с особыми образовательными потребностями.
Готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования можно определить через два основных показателя: профессиональную готовность и психологическую готовность.
Профессиональная готовность включает в себя :
• информационную готовность;
• владение педагогическими технологиями;
• знание основ психологии и коррекционной педагоги;
• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;
• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;
• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.
Психологическая готовность – это, прежде всего:
• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;
• готовность включать детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;
• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.
Воспитатель должен знать нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику, психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ.
На практике - воспитатель определяет особенности детей с ОВЗ и разрабатывает в составе психолого-медико-педагогического консилиума адаптированную образовательную программу; определяет педагогические средства достижения образовательных целей и задач (методы, приемы, технологии) в соответствии со спецификой развития детей; определяет предметно-развивающую среду, на базе которой будет происходить решение образовательных задач в соответствии со спецификой развития детей; организует образовательную деятельность в соответствии со спецификой развития детей; осуществляет анализ организованной им образовательной деятельности.
Помимо обладания большим количеством научных знаний и практических умений, педагог должен быть эмоционально устойчивым и крепким человеком.
Я считаю, что несмотря на все условия и трудности, самое главное – это желание помочь ребёнку и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.