Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ

Елена Вотинова
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ

Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ

Подготовили: учитель-логопед Е. М. Вотинова, педагог-психолог Е. С. Вотинова МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30»

2 слайд

Счастье - это когда тебя понимают!

Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.

Альтернативная коммуникация — это все способы коммуникации, дополняющие или заменяющие обычную речь людям, если они не способны при помощи неё удовлетворительно объясняться.

3 слайд

Случаи, в которых используется дополнительная коммуникация

• Нарушение слуха

• Двигательные нарушения, создающие моторные трудности (дизартрия, анартрия, апраксия).

• Интеллектуальные проблемы

• Эмоциональные проблемы и нарушение контакта (аутизм)

• Специфические органические проблемы артикуляционных органов

• Прогрессирующие заболевания (например, мышечная дистрофия, множественный склероз).

• Приобретённые заболевания или травмы (в результате аварий или инсульта).

• Временные ограничения речевых возможностей (например, из-за трахеотомии).

4 слайд

Выбор подходящих средств дополнительной коммуникации

• учитывать сильные стороны ребёнка и особенности его развития

• оценить уровень коммуникативного развития, коммуникативные особенности и возможности ребёнка

5 слайд

Основные принципы работы по внедрению системы дополнительной коммуникации

• Принцип «от более реального к более абстрактному»

• Принцип избыточности символов

• Принцип постоянной поддержки мотивации

• Принцип функционального использования в коммуникации

6 слайд

Системы альтернативной (дополнительной) коммуникации

• Система жестов

Использование системы

• символов

• Обучение глобальному чтению

• Система коммуникации

при помощи карточек PECS

7 слайд

Система общения при помощи обмена карточками (The picture Exchange Communication System; сокращённо - PECS) была разработана Лори А. Фрост и Энди Бонди для быстрого обучения детей с аутизмом и сопутствующими нарушениями развития целенаправленному, самостоятельно инициируемому общению.

Этапы:

l - «Как осуществить общение?»

l l - Расстояние и настойчивость

l l l – Различение карточек

l V – Структура предложения

V – Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

V l – Комментирование

8 слайд

Подготовительный этап

1. Определение мотивационных стимулов (круг интересов ребенка, и те предметы и действия, которые он обычно просит)

2. Подготовка материалов

9 слайд

1 этап

Цель - научить ребенка подавать коммуникативному партнеру карточку, для того, что бы получить тот предмет, который он хочет.

10 слайд

2 этап

Цель - закрепить и обобщить навык подачи карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет.

Шаг 1. Снять картинку с доски (папки для карточек).

Шаг 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и педагогом.

Шаг 3. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и доской.

Шаг 4. Постепенное прекращение использования подсказок.

Второй этап обучения РЕСS не прекращается никогда. То есть, для любой нововведенной карточки нужно отработать все варианты, и удостоверится в том, что ребенок может принести эту карточку в любой ситуации.

11 слайд

3 этап

Цель – различение стимулов.

Шаг 1: выбор из двух карточек (карточки желаемого предмета, и карточки предмета, который ребенок не хочет получить).

Шаг 2: выбор из двух желаемых предметов.

Когда ребенок научился правильно различать карточки и выбирать соответствующие предметы, следует увеличивать уровень сложности, и добавлять дополнительные карточки. То есть, научить ребенка выбирать из 3-х предметов, 4-х, 5-ти, и так далее.

12 слайд

Окончательный этап в обучении различения карточек - обучение ребенка выбирать необходимую карточку из коммуникационной книги.

Для этого следует снять все карточки с обложки книги, и поместить одну или две карточки высоко-мотивационных стимулов на первую страницу. И потом книгу прикрыть.

После этого следует показать ребенку один из предметов. Ребенок должен открыть книгу, достать соответствующую карточку и протянуть.

13 слайд

4 этап

Цель - усложнение реакции (учится складывать несколько карточек в предложение).

Прикрепить в нужном порядке несколько карточек на полоску со скотчем, и подать эту полоску коммуникативному партнёру.

Конечный результат: открывает книгу-> находит символ «Я хочу» -> наклеивает его на полоску -> находит изображение предмета -> наклеивает на полоску -> отрывает полоску от книги -> подходит к коммуникативному партнеру и подает эту полоску.

К концу данного этапа ребенок должен уметь использовать 20 или более различных карточек, и обращаться к различным партнерам.

14 слайд

5 этап

Цель - обучение ребенка реагировать на вопрос «Что ты хочешь?»

• педагог, держит в руках предмет, который хочет получить ребенок

• обращается к ребенку с вопросом и одновременно указывает пальцем на карточку в коммуникативной книге ребенка - на символ «Я хочу»

• ребенок берет этот символ и прикрепляет его на полоску

• добавляет карточку желаемого предмета

• протягивает полоску педагогу (просит таким образом предмет)

15 слайд

6 этап

Цель - обучить ребенка комментировать происходящие в его окружающей среде события, и таким образом привлекать внимание окружающих.

I этап: выбор соответствующих ситуаций и подготовка коммуникативной книги (оставить на поверхности только карточку: "Я вижу. " и подготовить те карточки, которые будут соответствовать предметам, которые видит ребенок).

показ нового предмета

«Что ты видишь?»

Ребенок берет карточку "Я вижу. " и карточку с изображением нового предмета

16 слайд

6 этап

II этап: обучение ребенка различению карточек "Я хочу…" и "Я вижу…".

На поверхности книги выложить эти две карточки, а также дополнительные карточки мотивационных предметов.

Ребенок должен научиться правильно составлять предложение и правильно реагировать на вопросы «Что ты хочешь?» и «Что ты видишь?».

Нужно обучить ребенка комментировать спонтанно, а не реагировать на вопрос, а также постоянно поддерживать спонтанные просьбы предметов или действий.

17 слайд

Занятиями, развивающими данные способности, могут стать

• Совместное составление этапов занятия с использованием символов.

• Совместное рассматривание картинок с обязательными комментариями взрослого (название, что с этим делают, какого цвета, формы, к какому классу объектов относится).

• Одновременное рисование (говоря об объекте, сразу символически изображаем его).

• Соотнесение объектов и картинок разной степени абстракции с написанным словом.

• Прикрепление картинок, графических изображений в самых распространённых местах.

• Составление фотоальбома про себя.

• Составление ритмических стихов с жестами и др.

18 слайд

2 фото

19 слайд

Рисунок – дети общаются

20 слайд

Список литературы:

1. Жиянова П. Л. Семейно-центрированная модель ранней помощи детям с синдромом Дауна — Москва, 2006 г.

2. Рыскина В., Лазина Е. Коммуникация с помощью картинок — «Эвричайлд» (Великобритания, 2010 г.

3. Фрост Л., Бонди Э. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS): руководство для педагогов — изд. Теревинф, 2011 г.

Интернет-ресурс: http://autism-aba.blogspot.com и др.

Прикреплённые файлы:

vystuplenie_japm0.pptx | 2532,23 Кб | Скачан: 39
 
Публикации по теме:

Использование сенсорной комнаты и методов арт-терапии в работе с детьми ОВЗ В системе социальных отношений дошкольное образовательное учреждение является одной из опорных ступеней вступления ребенка с ОВЗ в общество.

Использование гарденотерапии в работе с детьми с ОВЗ С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится всё больше. Результаты исследований и практика свидетельствует.

Использование ИКТ в работе с детьми с ОВЗ Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий.

Использование интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития и соответственно возникает необходимость поиска.

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОВЗ. Коррекционные цели в использовании камешков Марблс в.

Лимерики в работе с детьми с ОВЗ .

Мастер-класс по теме: «Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми ОВЗ». Кузнецова Наталья Александровка учитель - логопед МАДОУ "Детский сад № 40 - ЦРР" г. Тобольск. Цель: ознакомление педагогов с методикой,.

Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS как средство «запуска» речи неговорящего ребёнка В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма. Наш реабилитационный центр для.

Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Театральная деятельность в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Театр – особая форма синкретического искусства. Использование драмтерапии.

Сюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗСюжетно-ролевая игра в работе с детьми с ОВЗ В ГБУ коррекционный детский дом №2 для детей с ограниченными в Республики Башкортостан прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Игра "Магазин.

Библиотека изображений:
  • Человек
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование карточек PECS в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 20 июня 2017 в 22:26
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Россия-Родина моя»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Россия — Родина моя». Цель: Формировать у детей...
Самоанализ опыта работы «Семейные творческие проекты в ДОУ»
Самоанализ опыта работы Семейные творческие проекты в ДОУ . Актуальность Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных...
Фотоотчет «Прогулка в средней группе по теме «Осень»
Вот и закончилось жаркое, солнечное лето и наступила самая красивая, очаровательная пора-осень. Стали происходить изменения и в живой , и неживой природе:...
Социализация воспитанников в условиях ФГОС дошкольного образования
Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. Соответственно и взаимодействие с...
Фотозарисовка «Величественная Прага» (2 часть)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги и друзья! Хочу вам предложить продолжение рассказа о поездке по Чехии. Прошло практически 2 месяца, как мы там...