Графические диктанты — средство развития мелкой моторики

Инесса Рыжкова
Графические диктанты — средство развития мелкой моторики

Графический диктант учит ребёнка работать на листе бумаги в клетку по инструкции взрослого. Это задание, при выполнении которого получается чёткий рисунок из отрезков. В школе, с самого начала обучения, учитель важно уметь отсчитывать клетки и верно ориентироваться на листе бумаги. Графический диктант решает обе эти задачи в игровой форме. Как бы ни рисовал ребёнок, но если он чётко выполняет маленькие пошаговые инструкции взрослого, у него получится правильное пропорциональное изображение. Рисунок, который должен получиться, ребёнку сначала не показывают. Для него должно быть сюрпризом то, что появляется на бумаге.

Особое внимание уделяйте упражнениям, развивающим графические навыки (обводка, орнаменты на бумаге в клетку, рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги, копирование изображений по клеточкам, продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов, штриховка изображений в заданных направлениях, графические диктанты и т. д.)

Выполняя графические упражнения, дети не только приобретают нужные графические умения, но и учатся ориентироваться в ограниченной плоскости (строка в тетради в клетку, развивают мыслительную деятельность, внимание, память.

Упражнения, игры, различные задания на развитие графических навыков способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, помогают выработке нужных для письма качеств движений руки (ритмичность, размеренность, неторопливость, равномерность нажима, регуляции размаха, развивают зрительное восприятие и внимание. Письмо связано с умением ребенка свободно ориентироваться на листе бумаги. Поэтому в старшем дошкольном возрасте взрослый должен уделять значительное внимание развитию пространственных ориентировок. Дошкольники должны уметь различать правую и левую руку и соответствующие направления движений или расположения предметов.

В детском саду специально проводятся упражнения для ознакомления детей с тетрадью (со страницей, расположением строк, с листом в линейку и клетку). Такие выражения, как "верхняя строка", "нижняя строка", "верхний правый (левый) угол", "нижний правый (левый) угол", "середина страницы", "первая, вторая строка" и т. д. должны быть хорошо знакомы будущим школьникам. Для развития способности ориентироваться в пространстве можно использовать "Графический диктант" (по Эльконину).

Оборудование: Прописи, тетради, ручки, карандаши, заготовки.

Содержание:

Начнем рисовать первый узор (рисуем на бумаге в клетку). "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клеточка вниз, не отрывай карандаш от бумаги. Теперь клеточка направо. Одна клеточка вверх. Одна клеточка направо. Одна - вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна - направо. Одна клетка вниз".

Инструкция: "Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону вести линию и на сколько клеток. Когда проведешь, жди, пока я не сообщу, что рисовать дальше. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги".

Дальше ребенку предлагается самостоятельно дорисовать узор до конца строчки. (Если не получится, необходимо разобрать узор, объясняя еще раз закономерности).

Ребенку предлагается поставить карандаш в точку (которую поставил взрослый) и диктуется следующий узор: "Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.

"Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки направо. Три клетки вверх". Дальше ребенок продолжает самостоятельно.

"Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх". Дальше ребенок работает самостоятельно. Вы заранее можете нарисовать сами графический орнамент или рисунок и затем продиктовать его ребенку.

Игра "Кто быстрее - кто ровнее?" - точность и координация графических движений. Она может происходить как соревнование 2 детей. У каждого - доска, на которой взрослый рисует мелом две вертикальные линии и соединяет их вверху горизонтальной слева направо. Задача детей - сменяя друг друга, быстро проводить ниже параллельные горизонтальные линии.

Игра "Парашютисты". В верхней части доски рисуют несколько разноцветных точек (это парашютисты, внизу - небольшой круг (место их приземления). Задача: точными движениями, прямыми линиями сверху вниз "посадить" своих парашютистов.

Игра "Охотник и волк". На одном конце листа рисуется охотник с ружьем, на другом - волк. Охотник должен "выстрелить и убить волка" (дуло ружья соединяется прямой линией с фигурой волка, карандаш при этом не отрывается от бумаги).

Игра "Самолет и облако". Ребенку предлагается сделать одно облако "таким темным", чтобы самолет через него совсем не было видно, а другое "светлым", чтобы самолет был через него немножко виден.

"Попади в точку". Взрослый ставит на листе бумаги точку, отводит руку ребенка с карандашом вверх на расстояние 10-15 см от листа, а затем предлагает ребенку попасть кончиком карандаша в точку.

"Обведи квадрат". Ребенка просят обвести карандашом квадратный трафарет. В задании оценивается умение ребенка остановиться точно у края. "Соскальзывание" карандаша с края трафарета говорит о недостаточной зрительно-двигательной координации.

"Дорога". Ребенку дают лист бумаги, на котором нарисована дорога, идущая к дому. Предлагается, не отрывая карандаша от бумаги, провести по дороге "машину" до дома так, чтобы она "ехала" точно по середине дороги, не касаясь краев. В упражнении можно менять ширину и конфигурацию дороги.

"Дождь". Дети рисуют разный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от дождя капли рисуются в виде штрихов, сплошных линий, точек. При этом графические движения сопровождаются словами "кап-кап", произносимыми в быстром или медленном темпе.

Публикации по теме:

Бумагопластика как средство развития творческих способностей и мелкой моторики рук СЛАЙД 1 Здравствуйте уважаемые гости. СЛАЙД 2 Я хочу представить свой опыт работы по теме: «Бумагопластика – как средство развития творческих.

Развитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики как средство развития речи детей дошкольного возраста «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев» Мария Монтесс ри С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только.

Аппликация, как средство развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ Функция руки уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всём его многообразии. Рука связана с нашим мышлением, с переживанием,.

Изобразительная деятельность как средство развития мелкой моторики Не смотря на большое количество развивающих игрушек, у детей заметна тенденция снижения уровня развития мелкой моторики. Лет 20-30 назад.

Квиллинг как средство развития мелкой моторики Квиллинг (на анг. Quilling) — это создание необычайно красивых предметов из полосок бумаги, путем её накручивания. Начинающие легко овладеют.

Квиллинг как средство развития мелкой моторикиКвиллинг как средство развития мелкой моторики «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников Слайд 1 Пальчиковые игры как эффективное средство развития мелкой моторики рук дошкольников. Игра - один из тех видов детской деятельности,.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями. В последние годы в нашей стране отмечается тенденция.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Экология
  • Домашние птицы
Автор публикации:
Графические диктанты — средство развития мелкой моторики
Опубликовано: 14 января 2018 в 16:49
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пособие для развития мелкой моторики «Единорог»
Ещё Сухомлинский В. А. писал, что истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев! Именно здесь неиссякаемый источник творческой...
Презентация «Учимся играя».
Презентация к семинару. Игра – по своей природе свободная деятельность. Чтобы не вступать в противоречие с природой, давайте будем не руководить игрой, а...
Фото-отчет «Ярмарка в детском саду»
На ярмарку! На ярмарку! Спешите все сюда! Здесь шутки, песни, сладости Давно вас ждут, друзья! Ярмарка являлась самым ярким праздником на Руси! Она...
Фото поделки-подарок для папы в номинации конкурс для детей. Автор: Окунева Ирина 11...
Для поделки розы скручены из свежих кленовых листьев. Листья в букете это засушенные листочки настоящей розы. Элементы приклеены клеем моментом на цветную...
Родительское собрание в средней группе «Безопасность ребенка»
Родительское собрание в средней группе «Безопасность ребенка» Цели: сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за...