МААМ-картинки

Конспект НОД по реализации образовательной области «Музыка» для старших дошкольников «Приключения на весенней поляне»

Наталья Шиманец
Конспект НОД по реализации образовательной области «Музыка» для старших дошкольников «Приключения на весенней поляне»

Тема:

«Приключения на весенней поляне»

Цель: Активизация творческой деятельности воспитанников через интеграцию образовательных областей и использование информационных технологий.

Задачи:

- формировать навык слушания классической музыки, вызывая яркий эмоциональный отклик при ее восприятии;

- способствовать развитию чувства ритма, пластики, умению выразительно передавать игровые образы по тексту песни, побуждать детей к танцевальным импровизациям;

Публикация «Конспект НОД по реализации образовательной области „Музыка“ для старших дошкольников „Приключения на весенней поляне“» размещена в разделах

- закреплять умение передавать ритмический рисунок стихотворения с помощью музыкальных инструментов и соотносить его с предложенной схемой;

- продолжать формировать основные певческие навыки: выразительность, музыкальность, интонационную чистоту посредством пения по музыкальным фразам;

- воспитывать интерес к музыкальным занятиям.

1. Эмоционально-психологический настрой детей

Приветствие

Дети под мелодию входят в зал и встают полукругом.

Музыкальный руководитель (пропевает) :

ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ, РЕ-БЯ-ТА!

Дети: ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!

М. Р. Ребята! Сегодня на наше музыкальное занятие пришли гости. Давайте поприветствуем гостей

ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ, ГОС-ТИ!

Гости: ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!

Вхождение в игровую ситуацию

Музыкальный руководитель. Я вижу, что у всех хорошее, доброе настроение. Сегодня я приглашаю вас в весенний лес.

Добрый лес, старый лес

Полный сказочных чудес.

Я иду гулять сейчас и зову с собою вас.

Мы давно с вами знакомы, и я знаю, что вы внимательны и находчивы, умеете действовать сообща, а значит сможете преодолеть все преграды.

Поворачивайтесь друг за другом, выпрямляйте спинки, пойдём так, как нам подскажет музыка.

Выполнение движений под музыку:

ходьба друг за другом;

ходьба с высоким подниманием колен;

ходьба приставным шагом;

подскоки.

Муз. рук.

С вами шли, шли, шли

И в весенний лес пришли.

А в лесу дышится легко, свежо. Давайте подышим.

Упражнение на дыхание.

Дети садятся

2. Актуализация опорных знаний.

Муз. руководитель: Сегодня на занятии мы познакомимся с новой пьесой великого русского композитора (демонстрируется портрет композитора) создавшем музыкальные произведения, известные во всем мире. Кто может назвать имя? Правильно, это П. И. Чайковский. Вспомните, с какими его произведениями мы ознакомились раньше. Ответы детей (Болезнь куклы, Новая кукла, Баба Яга). Его музыка очень мелодична, красива и выразительна.

3. Объяснение нового материала.

Слушание.

Сегодня мы послушаем симфоническую пьесу из цикла «Времена года» «Весна», называется она «Апрель. Подснежник»

Демонстрируется мультимедийная презентация с весенним пейзажем.

Муз. руководитель Весна – это особое время года. Время пробуждения природы от зимнего сна, когда все оживает, расцветает, радуется наступившему теплу. Давайте послушаем произведение.

После прослушивания.

Муз. руководитель : Скажите ребята о чем рассказывает музыка?

Дети: О весне. (Дети рассказывают о приметах весны)

Муз. руководитель: А какая музыка по характеру?

Дети: Нежная, взволнованная.

Муз. руководитель: Да, эта пьеса трепетная, по- весеннему взволнованная. Хотя в этой музыке нет слов, она очень выразительная, ярко рассказывает нам о весне. А подснежники? Они первыми спешат выглянуть из-под снега, встряхнуться и зазвенеть на весь мир: " Смотрите, мы живы, мы веселы, мы рады солнышку, весне, жизни". Подснежник тянется к солнцу, и мелодия поднимается все выше. Мелодия нежная, полетная, будто цветок подснежника раскачивается на ветру.

М. Р. : Ребята, а услышали ли вы в этом произведении повторы? Повторялась ли какая-либо мелодия в этом произведении?

Дети: Да!

М. Р. : Правильно, первая часть у нас была певучая, спокойная; вторая – порывистая, стремительная; а потом была третья часть, такая же, как и первая. Скажите, какое по форме было музыкальное произведение, если в нем всего три части?

Дети: 3-х частное.

М. Р. : Правильно. Сейчас мы с вами еще раз послушаем это произведение, но при слушании я буду показывать вам начало каждой музыкальной части вот на этой доске. При этом у меня есть 2 одинаковые по цвету полоски, которые будут обозначать одинаковые музыкальные части в произведении, и 1 полоска другого цвета, которая будет обозначать другую, отличную от этих частей музыкальную часть.

Слушаем произведение, при слушании М. Р. выполняет задание перед детьми, после выполнения все убирает с доски.

М. Р. : Сейчас я раздам вам вот такие карточки, и вот такие полоски 2 цветов. Вы должны будете во время слушания произведения самостоятельно услышать все части и выложить полоски у себя на карточках.

Звучит музыка, дети выполняют задание.

М. Р. : Обсуждаем выполнение задания.

Молодцы, а теперь все карточки положите под свой стульчик.

Скажите, пожалуйста, а к какому жанру относится это муз. произведение. (танец) На какой танец похожа эта пьеса?

Дети: На вальс.

М,Р,: Правильно, музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится. Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе — плавном, не быстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать

4. Динамическая пауза.

Импровизация.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А вы умеете танцевать?

М. Р. (снимает накидку с «полянки»). Посмотрите, ребята, на нашей поляне тоже расцвели подснежники. Давайте с ними потанцуем.

Скажите, а под какую часть, прослушанного произведения вам хотелось бы потанцевать? Под первую- спокойную и нежную или под вторую- более стремительную и подвижную.

Какую бы дети не выбрали часть напомнить им, что движения должны быть плавными,

Дети кружатся под мелодию вальса, после танца отдают подснежники м. р., становятся на места.

М. Р. :Ребята, не стоит забывать, что хоть и пришла весна- солнышко светит не всегда, иногда бывает холодно и ненастно. И сейчас мы с вами немного погреемся.

Массаж.

Дети становятся «паровозиком» делают друг другу массаж,

затем поворачиваются на 180 повторяют движения.

Идет по спинке холодок, ок- ок- ок, (стучат пальчиками, хлопают ладошками)

Подул весенний ветерок, ок- ок- ок, (гладят ладошками, хлопают)

Сделаю тебе массаж, аш-аш-аш, (крутят кулачками по спине, хлопают

Тебя согреют ручки наши, аш-аш-аш (стучат кулачками, хлопают)

5. Создание проблемной ситуации.

М. Р. : Ну, вот немного согрелись. Давайте сядем и прислушаемся. Как-то тихо на нашей весенней поляне, лишь слышен шорох ветерка. Не кажется ли вам, что чего-то не хватает? (птиц)

Как же нам сообщить птицам, что пришла весна, что мы ждем их в гости, что музыке весны не хватает их веселого щебетания. (варианты ответов). А может нам обратиться за помощью к другой птице? Мы же с вами знаем, что не все улетают на юг, некоторые остаются с нами зимовать. Вот послушайте- (загадка про дятла)

Дятел поможет нам передать послание. Сейчас мы простукаем ритмический рисунок и если сделаем все правильно- дятел передаст наше приглашение птицам.

Экспериментирование.

Давайте выберем музыкальный инструмент. (дети подходят к столу с инструментами) Как вы думаете, что нам больше всего подойдет? Не забывайте, что мы хотим поговорить с дятлом и нам важно, чтобы он нас понял. А значит разговаривать с ним нужно на его же языке. Давайте немного поэкспериментируем- каждый возьмет инструмент и мы по звуку определим, что нам больше всего подходит (подводим детей к выбору ложек в качестве музыкального инструмента). Вот теперь, когда мы определились с инструментом, переходим к выполнению нашего задания. Итак, музыкально-ритмическая игра «Дятел». Давайте вспомним, какие бывают звуки по длительности. Правильно, длинные и короткие- длинный звук звучит та-а-а-а, а короткий- ти. И вот сейчас с помощью звуков мы, передадим птицам наше послание. Я буду читать слова, а вы простукивать ритмический рисунок

М. Р. : Вы просто молодцы, думаю, что птицы скоро получат наше послание.

6. Исполнение.

Распевание.

А пока мы их ждем, можно спеть песню, но сначала распоемся, прогреем свои горлышки. На прошлом занятии мы познакомились с вами с новой русской народной потешкой «Солнышко- ведрышко». Вспомним, что мелодия движется то вниз, то вверх. (Показ на примере первой фразы). Звуки пропеваем протяжно, дыхание берем диафрагмой, плечи не поднимаем. Вместе со мной приготовились, начали.

После первого пропевания м. р. проводит словарную работу: упражнять в чистом пропевании гласных звуков в словах «солнышко-ведрышко». Обратить внимание на интонирование-- весело-грустно

Распевка «солнышко- ведрышко»

Пение.

М. Р. : Теперь, когда мы подготовили наши горлышки, можно и спеть песню, а какую угадайте вы. (М. Р. включает вступление песни, дети отгадывают.) Молодцы, какое настроение у песни (веселое, значит поем весело, а в той части, где говорится про кота ….). Итак, приготовили наши улыбки, внимательно слушаем вступление…

Песня «Скворушки»

М. Р. : Сейчас мы пропели песню хором, т. е. все вместе, а сейчас давайте споем ту же песню по музыкальным фразам, т. е. цепочкой. Здесь каждый из вас может побыть солистом. Следите за дыханием, слушайте «соседа»

Пение цепочкой

7. Музыкальная игра с пением.

М. Р. : А вот, посмотрите, и наши гости (видео—скворцы поют). Справились мы со своей задачей, да и дятел не подвел. Ну, раз все так хорошо закончилось, можно и поиграть.

Давайте мы с вами побудем немного скворцами (раздаются шапочки скворцов и кота)

Игра «Скворушки»

8. Рефлексия.

М. Р. : Ребята, вам понравилась наша сегодняшняя прогулка?

А с каким музыкальным произведением мы сегодня познакомились?

Кто композитор?

К какому жанру оно относится?

Какая музыка по характеру?

Сколько в ней частей?

Как вы думаете, что изменилось на весенней поляне, какой она была до нашего прихода и после? (было тихо - прилетели птицы)

Как вы считаете, справились мы со своей задачей?

Скажите, а что сегодня вам показалось особенно трудным?

А что далось легко?

Молодцы, вы сегодня проявили себя, как дружные, веселые и находчивые ребята. И в память о нашей прогулке волшебная поляна дарит вам весенние раскраски, которые вы сможете раскрасить, когда вернетесь в группу (раздача раскрасок). А сейчас, давайте снова превратимся в птиц и стайкой полетим в группу. До свидания!

Публикации по теме:

Обобщенный педагогический опыт «Использование элементов современных ИКТ при ознакомлении с художественной литературой детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» ГЛАВНАЯ.

Электронная книга для детей «Приключения Незнайки в цветочном городе» Грамотное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) способствует повышению эффективности качества обучения и сформированности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по реализации образовательной области «Музыка» для старших дошкольников «Приключения на весенней поляне»
Опубликовано: 6 ноября 2013 в 11:43
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД