Получи документы

Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования

Татьяна Лексанова
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования
▼ Скачать + Заказать документы

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.

У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край.

Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки рисовать.

Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования» размещена в разделах

Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Исходя из этого я сделала вывод, что нужно добавить к традиционным способам рисования, нетрадиционные.

Педагогический поиск в области данного направления работы предполагал выполнение ряда условий:

• Составление плана по саморазвитию

• Прохождение курсов повышения квалификации

• Участие в методических объединениях

• Изучение методической литературы по теме

• Проведение диагностики детей

• Составление перспективного плана работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Здесь я показываю использование вместе с традиционными приемами рисования, нетрадиционных.

• Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе способствующей формированию интереса к художественному творчеству.

• Изготовление (приобретение) необходимого изобразительного материала для рисования

• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.

Традиционный вид детской художественной деятельности – рисование – в предметном его выражении не дает возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития.

Одной из главных задач ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей - знакомить с разнообразием изобразительных материалов.

Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяет выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.

Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной.

Думаю, что мой опыт обогатит образовательную деятельность с детьми раннего возраста и моей разработкой будут пользоваться другие педагоги.

В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Тамара Семеновна Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.

Комарова Т. С. утверждает, что применение разнообразных техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности.

Исследования Фатеевой А. А. показали, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно боятся давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.

Поэтому познакомившись с нетрадиционными техниками рисования, я решила использовать их в своей работе.

Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», программой И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и др., нашлось много интересных идей, которые соединившись с моими и определили цели, задачи, средства их достижения.

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.

Этим определяются основные задачи:

Задачи:

- Создать условия в группе для организации изобразительной деятельности;

- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;

- Привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков;

- Развивать творческие способности детей;

- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность.

Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, дети с удовольствием рисуют и готовы проводить за творческими занятиями много времени.

Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования в нетрадиционной технике.

Выбрав данную тему, я определила направления своей работы: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ; создание РППС, соответствующей потребностям ребенка и всем предъявляемым требованиям. Был создан перспективный план по рисованию, соответствующий комплексно- тематическому планированию; подобрана информация для родителей по данной тематике, разработаны конспекты НОД, пополнен центр художественно-эстетического развития необходимым оборудованием и материалами.

Рисование нетрадиционными способами способствует раннему развитию творческих способностей малыша; учит выражать свои впечатления и эмоции; различать и называть основные цвета; незаметно у ребенка развивается аккуратность, мелкая моторика и правильная координация движений руки; идет накопление сенсорного опыта; умения контролировать себя и свои действия; а также развивается наглядно-образное и логическое мышление; зрительное восприятие и произвольное внимание.

В основу моего опыта положены следующие принципы и методы работы:

- «Принцип сезонности, построение познавательного содержания образовательной деятельности с учетом времени года на данный момент»;

- «Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

- «Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

- «Принцип интеграции: взаимосвязь с другими образовательными областями».

- «Эмоциональный принцип: включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания и т. д.»

Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того, важно живо и эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображений.

Нетрадиционные способы изображения, которые я использую в своей работе хороши тем, что удобно держать в детских ручках и знакомы детям.

Работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей раннего возраста.

- Начала я работу с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Учились рисовать пальчиком зернышки для цыплят, орешки для белочки, огоньки на елке, падающий снег и т. д.

- Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Нарисовали коллективную работу – «Разноцветная осень», «Подводное царство», «Разноцветные ладошки». Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. Техника рисования пальчиками и ладошкой даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой.

- Другой интересный способ изображения, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку, опустить ее в краску и точными движениями делать тычки по альбомному листу. Этим методом рисовали кашу в горшочке, звезды в ночном небе, снег за окном (дети этим методом уже владеют очень хорошо).

- Так же использую в своей работе с детьми технику «Принт (печать)». Использую в работе штампы из овощей, геометрические фигуры и готовые печати, купленные в магазине. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать любой предмет - стоит только раскрасить верхнюю часть штампа и отпечатать её на лист. Такой техникой мы рисовали грибы, окна в теремке, бабочек.

- Обычной губкой для мытья посуды тоже можно рисовать. Ей очень хорошо создавать фон. Дети берут за кончик губку, опускают в краску и размашистыми мазками закрашивают белый лист, создавая фон или закрашивают, например, новогоднюю елочку, вырезанную из картона.

Анализируя детские работы, я пришла к выводу, что обогатилось содержание детских рисунков и качество их исполнения. Дети узнали, что рисовать можно не только кисточками и карандашами. Они чаще стали проявлять самостоятельность и рисовать в свободное время в детском саду. В процессе творческой работы, наши детки научились применять несколько изобразительных техник в одном рисунке, что способствовало более активному развитию творческого воображения и фантазии. Детскими рисунками и коллективным творчеством мы украшаем группу, поздравляем родителей с праздником. Все рисунки детей сохраняются в портфолио дошкольника. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Так как, родители являются участниками образовательного процесса, в целях повышения их компетентности по этой теме я использовала беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала, родительское собрание, мастер-класс. Регулярно организуем тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей.

Одной из результативных форм работы с родителями, на мой взгляд являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей; способствовать творческому взаимодействию детей и родителей.

Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, повышается эффективность всего воспитательного процесса.

Диапазон личного вклада.

- Составлен перспективный план, которым пользуются и другие педагоги;

- Разработаны конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ;

- Обогащена РППС пособиями и разнообразными материалами для рисования;

- Дети используют нетрадиционную технику рисования в самостоятельной деятельности;

- Родители активно участвуют в творческой деятельности совместно с детьми.

Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по ОО «Художественно-эстетическое развитие» «Что за палочки такие?» (вторая группа раннего возраста) Тема: «Что за палочки такие?» Возрастная группа: вторая группа раннего возраста Программное содержание: Цель: Упражнять в ритмичном расположении.

Конспект ОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в группе раннего возраста «Зернышки для птички» Конспект ОД по художественно-эстетическому развитию в группе раннего возраста «Зернышки для птички» Задачи: Образовательные: формировать.

Конспект занятия во второй группе раннего возраста. Художественно-эстетическое развитие (рисование) «Снег кружится» Конспект занятия во второй группе раннего возраста, Непосредственно образовательная деятельность: Художественное творчество (рисование.

Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования»Опыт работы «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования» Развитие художественно-творческих способностей дошкольников через нетрадиционные приемы рисования. «Истоки способностей и дарования детей.

Педагогический опыт «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста через знакомство с народными промыслами» Федеральный компонент государственного стандарта дошкольного образования направлен на реализацию качественно новой личности, и одна из целей.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования» План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных.

Проектная деятельность в работе с родителями «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста» Проект «Художественно- эстетическое развитие детей раннего возраста Участники проекта - работа по художественно-эстетическому воспитанию.

Развитие мелкой моторики рук через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). Подготовительная группаРазвитие мелкой моторики рук через ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка). Подготовительная группа Лепка – одно из направлений нашей работы по развитию мелкой моторики рук детей. Представляем мастер-класс по изготовлению поделки из пластилина.

Творческий отчёт. Кружковая работа. Тема: «Художественно — эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования».Творческий отчёт. Кружковая работа. Тема: «Художественно — эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». Творческий отчёт. Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей средствами нетрадиционного рисования». «… Это правда! Ну чего же тут.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования
Опубликовано: 8 апреля 2017 в 15:44
+31Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Лексанова (УИ 379267) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД