Татьяна Лексанова
Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы.
У ребёнка раннего возраста ещё не сформированы многие навыки. Он не умеет ориентироваться на листе бумаги и не выходить при рисовании за её край.
Часто такое отсутствие умений сердит и расстраивает малыша, и он оставляет попытки рисовать.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста через нетрадиционные формы рисования» размещена в разделах
- Младшая группа
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Использование нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества. Исходя из этого я сделала вывод, что нужно добавить к традиционным способам рисования, нетрадиционные.
Педагогический поиск в области данного направления работы предполагал выполнение ряда условий:
• Составление плана по саморазвитию
• Прохождение курсов повышения квалификации
• Участие в методических объединениях
• Изучение методической литературы по теме
• Проведение диагностики детей
• Составление перспективного плана работы по художественно-эстетическому развитию детей раннего возраста. Здесь я показываю использование вместе с традиционными приемами рисования, нетрадиционных.
• Создание соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе способствующей формированию интереса к художественному творчеству.
• Изготовление (приобретение) необходимого изобразительного материала для рисования
• Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать их совместное творчество с детьми.
Традиционный вид детской художественной деятельности – рисование – в предметном его выражении не дает возможности в полной мере реализовать задачи творческого развития.
Одной из главных задач ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей - знакомить с разнообразием изобразительных материалов.
Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет малышей, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания, позволяет выразить в рисунке чувства и эмоции, дает ребенку свободу и вселяет уверенность в своих силах. Привносит в деятельность детей разнообразие и новизну.
Поэтому тему своего опыта и работы считаю актуальной.
Думаю, что мой опыт обогатит образовательную деятельность с детьми раннего возраста и моей разработкой будут пользоваться другие педагоги.
В наше время особое внимание этой проблеме уделяет Тамара Семеновна Комарова, которая не только подчеркивает необходимость формирования у детей навыков рисования, но и говорит о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования.
Комарова Т. С. утверждает, что применение разнообразных техник рисования способствует развитию детской художественной одаренности.
Исследования Фатеевой А. А. показали, что детей нужно учить с ранних лет жизни, так как они запоминают все почти мгновенно. Не нужно боятся давать им много информации, ребенок запоминает то что ему интересно. Стимулировать интерес поможет повторение. Детское воображение и фантазии развивают творческие способности.
Поэтому познакомившись с нетрадиционными техниками рисования, я решила использовать их в своей работе.
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», программой И. А. Лыковой «Цветные ладошки» и др., нашлось много интересных идей, которые соединившись с моими и определили цели, задачи, средства их достижения.
Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей раннего возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
Этим определяются основные задачи:
Задачи:
- Создать условия в группе для организации изобразительной деятельности;
- Расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
- Привлекать детей к работе с различными материалами, упражняя в применении способов нетрадиционного рисования и развития специальных умений и навыков;
- Развивать творческие способности детей;
- Вовлекать родителей в совместную творческую деятельность, повышать их педагогическую компетентность.
Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчеркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности ребенка. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. Если для развития творчества созданы условия в группе, дети с удовольствием рисуют и готовы проводить за творческими занятиями много времени.
Поэтому ведущей педагогической идеей опыта является разработка и создание таких условий, при которых дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования в нетрадиционной технике.
Выбрав данную тему, я определила направления своей работы: взаимодействие с детьми; взаимодействие с семьей; взаимодействие с педагогами и специалистами ДОУ; создание РППС, соответствующей потребностям ребенка и всем предъявляемым требованиям. Был создан перспективный план по рисованию, соответствующий комплексно- тематическому планированию; подобрана информация для родителей по данной тематике, разработаны конспекты НОД, пополнен центр художественно-эстетического развития необходимым оборудованием и материалами.
Рисование нетрадиционными способами способствует раннему развитию творческих способностей малыша; учит выражать свои впечатления и эмоции; различать и называть основные цвета; незаметно у ребенка развивается аккуратность, мелкая моторика и правильная координация движений руки; идет накопление сенсорного опыта; умения контролировать себя и свои действия; а также развивается наглядно-образное и логическое мышление; зрительное восприятие и произвольное внимание.
В основу моего опыта положены следующие принципы и методы работы:
- «Принцип сезонности, построение познавательного содержания образовательной деятельности с учетом времени года на данный момент»;
- «Принцип от простого к сложному: где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
- Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
- «Принцип индивидуально-дифференцированного подхода: обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
- «Принцип интеграции: взаимосвязь с другими образовательными областями».
- «Эмоциональный принцип: включающий эстетические эмоции, повышенная эмоциональная отзывчивость, чувства, переживания и т. д.»
Во многом результат работы ребенка зависит от заинтересованности, поэтому в образовательной деятельности важно активизировать внимание ребенка, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть игра, сюрпризный момент, просьба о помощи. Кроме того, важно живо и эмоционально объяснять детям способы действий и показывать приемы изображений.
Нетрадиционные способы изображения, которые я использую в своей работе хороши тем, что удобно держать в детских ручках и знакомы детям.
Работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей раннего возраста.
- Начала я работу с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисточки. Учились рисовать пальчиком зернышки для цыплят, орешки для белочки, огоньки на елке, падающий снег и т. д.
- Рисование с помощью ладошек одно из любимых детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает детей в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. Нарисовали коллективную работу – «Разноцветная осень», «Подводное царство», «Разноцветные ладошки». Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. Техника рисования пальчиками и ладошкой даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой.
- Другой интересный способ изображения, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку, опустить ее в краску и точными движениями делать тычки по альбомному листу. Этим методом рисовали кашу в горшочке, звезды в ночном небе, снег за окном (дети этим методом уже владеют очень хорошо).
- Так же использую в своей работе с детьми технику «Принт (печать)». Использую в работе штампы из овощей, геометрические фигуры и готовые печати, купленные в магазине. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать любой предмет - стоит только раскрасить верхнюю часть штампа и отпечатать её на лист. Такой техникой мы рисовали грибы, окна в теремке, бабочек.
- Обычной губкой для мытья посуды тоже можно рисовать. Ей очень хорошо создавать фон. Дети берут за кончик губку, опускают в краску и размашистыми мазками закрашивают белый лист, создавая фон или закрашивают, например, новогоднюю елочку, вырезанную из картона.
Анализируя детские работы, я пришла к выводу, что обогатилось содержание детских рисунков и качество их исполнения. Дети узнали, что рисовать можно не только кисточками и карандашами. Они чаще стали проявлять самостоятельность и рисовать в свободное время в детском саду. В процессе творческой работы, наши детки научились применять несколько изобразительных техник в одном рисунке, что способствовало более активному развитию творческого воображения и фантазии. Детскими рисунками и коллективным творчеством мы украшаем группу, поздравляем родителей с праздником. Все рисунки детей сохраняются в портфолио дошкольника. Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.
Так как, родители являются участниками образовательного процесса, в целях повышения их компетентности по этой теме я использовала беседы, консультации, оформление наглядно-информационного материала, родительское собрание, мастер-класс. Регулярно организуем тематические выставки детских рисунков. Родители имеют возможность познакомиться с творчеством своих детей.
Одной из результативных форм работы с родителями, на мой взгляд являются «Выставки совместного творчества». Их цель: вовлечь родителей в процесс развития творческих способностей детей; способствовать творческому взаимодействию детей и родителей.
Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, повышается эффективность всего воспитательного процесса.
Диапазон личного вклада.
- Составлен перспективный план, которым пользуются и другие педагоги;
- Разработаны конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования и ИКТ;
- Обогащена РППС пособиями и разнообразными материалами для рисования;
- Дети используют нетрадиционную технику рисования в самостоятельной деятельности;
- Родители активно участвуют в творческой деятельности совместно с детьми.
Показателем и результатом работы можно считать то, что в детском саду постоянно устраиваются выставки и конкурсы рисунков, украшаются группы своими картинами и панно, готовятся подарки малышам и взрослым к праздникам, что оказывает положительное воздействие на весь коллектив в целом.