Лучший педагог года

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

Татьяна Андреева
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа для детей 2 -7 лет по музыкальному воспитанию разработана в соответствии с:

- Конституцией РФ,

- Конвенцией о правах ребенка,

-Федеральным законом РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,

Публикация «Художественно-эстетическое развитие, Музыкальное развитие детей дошкольного возраста» размещена в разделах

-СанПиН 2.4.1 3049 - 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»,

-ФГОС ДО и другие нормативные документы.

Рабочая программа для воспитанников 2-7 года жизни составлена на основе Основной образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Полдневая», которая является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса с учетом и специфики, учебно-методического, кадрового и материально-технического оснащения.

В основе Программы лежат следующие нормативные документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании», с изменениями. - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва "Об утверждении - СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (далее СанПиН).

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и размещена на сайте https://fgosreestr.ru/. - Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области"

1.2. Цели и задачи основной общеобразовательной программы - образовательной программы дошкольного образования :

сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, формировать у них привычку к здоровому образу жизни,обеспечивать охрану здоровья.

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Программа разработана на основе Конституции, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие международные принципы:

- поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей, педагогических и иных работников ОУ) и детей;

- уважение личности ребенка;

- реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и

исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

В соответствии с ФГОС ДОосновная образовательная программа реализует также принципы формирования образовательного пространства и реализации образовательной деятельности, связанные с переносом их из задач дошкольного образования :

- формировать социокультурную среду, соответствующую возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

- обеспечивать вариативность и разнообразие содержание программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Программу позволяют реализовать поставленные цели и задачи:

- принцип развивающего образования, целью которого является психическое развитие ребенка;

- принцип научной обоснованности и практической применимости, основывается на базовых положениях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

- решение поставленной цели и задачи на разумном минимально необходимом и достаточном материале, не допуская перегруженности детей;

- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников;

- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, а также спецификой образовательных областей;

- принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса. Данный подход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольника — игру как основу организации жизнедеятельности детского сообщества.

Для того, чтобы принципы примерной основной образовательной программы были реализованы на практике, сотрудники дошкольного образовательного учреждения смогли использовать её как модель взаимодействия участников образовательного процесса и формирования общего образовательного пространства, в качестве основного используется модульный принцип (использование парциальных программ по нескольким образовательным направлениям) .

С учётом особенностей климата, природных условий, состояния экологической обстановки, здоровья населения определяется использование здоровьесберегающих технологий.

Характеристика возрастных особенностей развития дошкольников необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения. В ходе разработки рабочей программы учитывались возрастные характеристики программы дошкольного образования.

1.6. Характеристика макросоциума

1.7. Характеристика особенностей организации образовательного процесса

Реализация Программы осуществляется во всех видах музыкальной деятельности :

• Слушание (восприятие, слуховые дифференцировки)

• Пение (восприятие, исполнение: упражнения, песни; песенное творчество)

Музыкально-ритмические движения (восприятие, исполнительство:упражнения, танец, танцевальные движения, хоровод,

музыкальная игра, танцевально-ритмическое творчество)

•Игра на музыкальных инструментах (восприятие, исполнительство)

Культурно-досуговая деятельность: вечера досугов, музыкальные развлечения, праздники.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Цели и задачи по музыкальному воспитанию

для детей 1, 6 - 3 лет:

• Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения Слушание

Развивать умение детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется).

Развивать умение различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение

• Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню.

Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем).

• Постепенно приучать ребенка к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения

Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения.

• Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.).

Развивать умение детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет).

• Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом, выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

для детей 3-4 лет :

• Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку.

• Познакомить с тремя музыкальными жанрами : песней, танцем, маршем.

• Способствовать развитию музыкальной памяти, формировать умение узнавать знакомые песни, пьесы, чувствовать характер музыки (веселый, бодрый, спокойный, эмоционально на нее реагировать.

Слушание

Развивать умение детей слушать музыкальное произведение до конца, понимать характер музыки, узнавать и определять, сколько частей в произведении (одночастная или двухчастная форма, рассказывать, о чем поется в песне.

Развивать способность различать звуки по высоте в пределах октавы — септимы, замечать изменение в силе звучания мелодии (громко, тихо).

• Совершенствовать умение различать звучание музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов (музыкальный молоточек, шарманка, погремушка, барабан, бубен, металлофон и др.).

Пение

• Способствовать развитию певческих навыков : петь без напряжения в диапазоне ре (ми) —ля (си); в одном темпе со всеми, чисто и ясно произносить слова, передавать характер песни (весело, протяжно, ласково, напевно).

Песенное творчество

Развивать умение допевать мелодии колыбельных песен на слог «баю-баю» и веселых мелодий на слог «ля-ля».

• Формировать навыки сочинительства веселых и грустных мелодий по образцу.

Музыкально-ритмические движения

Развивать умение двигаться соответственно двухчастной форме музыки и силе ее звучания (громко, тихо); реагировать на начало звучания музыки и ее окончание (самостоятельно начинать и заканчивать движение).

• Совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег).

Развивать умение маршировать вместе со всеми и индивидуально, бегать легко, в умеренном и быстром темпе под музыку.

Улучшать качество исполнения танцевальных движений: притопывать попеременно двумя ногами и одной ногой.

Развивать умение кружиться в парах, выполнять прямой галоп, двигаться под музыку ритмично и согласно темпу и характеру музыкального произведения, с предметами, игрушками, без них.

• Способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички, едут машины, летят самолеты, идет коза рогатая и др.

• Формировать навыки ориентировки в пространстве.

Развитие танцевально-игрового творчества

• Стимулировать самостоятельное выполнение танцевальных движений под плясовые мелодии.

• Активизировать выполнение движений, передающих характер изображаемых животных.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Знакомить детей с некоторыми детскими музыкальными инструментами : дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой, барабаном, а также их звучанием.

• Способствовать приобретению элементарных навыков подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах.

для детей 4-5 лет :

• Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений.

• Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры.

Слушание

• Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).

Развивать умение чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления.

• Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро.

Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

Пение

• Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы).

Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами.

• Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки.

Развивать умение петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя).

Песенное творчество

• Побуждать самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»).

• Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша.

Музыкально-ритмические движения

• Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки.

Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах.

Развивать умение двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно, подскоки.

• Продолжать совершенствовать навыки основных движений ( ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный).

Развитие танцевально-игрового творчества

• Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица).

• Побуждать к инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне.

для детей 5-6 лет :

• Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой.

• Продолжать развивать музыкальные способности детей : звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность.

• Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Развивать умение различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня).

• Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза).

• Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента ( клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка).

Пение

• Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова,

• Своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо.

• Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него.

• Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.

• Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.

• Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку.

Развивать умение играть на детских музыкальных инструментах.

• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями.

Слушание

• Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память.

• При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения.

• Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха.

Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения.

• Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и оркестровая музыка; исполнитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт, творчеством композиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта,

М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др.

• Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации.

• Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию.

• Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах отдо первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию).

• Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Песенное творчество

• Побуждать самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы;

• Самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы.

Музыкально-ритмические движения

• Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание.

• Знакомить с особенностями национальных плясок (русские, белорусские, украинские и т. д.) и бальных танцев.

Развивать танцевально-игровое творчество; формировать навыки художественного исполнения различных образов при инсценировании песен, танцев, театральных постановок.

Музыкально-игровое и танцевальное творчество

• Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.).

Развивать умение импровизировать под музыку соответствующего характера движения людей (лыжник, конькобежец, наездник, рыбак и т. п., образы животных (лукавый котик и сердитый козлик); характерные движения русских танцев.

• Побуждать самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни, вариации элементов плясовых движений; выразительно действовать с воображаемыми предметами, самостоятельно искать способ передачи в движениях музыкальных образов.

• Стимулировать формирование музыкальных способностей, мышления, фантазии, воображения; содействовать проявлению активности и самостоятельности.

Игра на детских музыкальных инструментах

• Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке.

Развивать умение играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах : трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле

2.2. Интеграция содержания образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

Образовательная область Задачи, содержание и средства организации образовательного процесса

Социально-коммуникативное

развитие -Формировать потребность общаться, делиться своими впечатлениями с воспитателями, родителями и сверстниками, поощрять желание задавать вопросы.

-Вовлекать дтей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций.

-Развивать и активизировать словарный запас детей.

-Развивать образную речь детей в подборе эпитетов, рисующих тот или иной музыкальныйобраз. — -Развивать невербальные средства общения (мимика, жесты).

-Формировать умение отчётливо произносить слова в песне, в игре-драматизации, петь и говорить спокойно, естественным голосом без напряжения.

-Формировать умение вести диалог с педагогами: слушать и понимать заданный вопрос. -Обеспечивать уловия для нравственного воспитания детей.

-Формировать доброжелательное отношение друг к другу.

-Создавать игровые ситуации, способствующие формированию внимательного, заботливого отношения кокружающим.

-Формировать первичные представления о себе, своих чувствах, эмоциях, а также окружающем мире. -Стимулировать детей к посильному участию в изготовлению масок, атрибутов, костюмов, декораций.

Познавательное развитие -Формировать представления о многообразии музыкальных форм и жанров, композиторах и их произведениях.

-Обогащать музыкальные впечатления детей -Развивать умения элементарног музыкального анализа.

-Формировать представление о связи результата деятельности и собственной целенаправленной активности, т. е. об авторстве продукта.

-Знакомить с театром через мини-спектакли, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы.

Речевое развитие -Исполнять песни, хороводы, игры под тексты стихотворений, потешек.

-Знакомить с литературными произведениями в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

-Использовать музыкальные произведения как средство обогащения образовательного процесса, усиления эмоционального восприятия художественных произведений.

Физическое развитие -Формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни, начальных представлений о здоровом образе жизни.

-Осуществлять постоянный контроль за формированием правильной осанки -Обеспечивать в помещении отимальный температурный режим, регулярное проветривание. -Развивать координацию движений, мелкую моторику, умение согласовывать движения,

Художественно-эстетическое

развитие -Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения продуктивной деятельности.

-Использовать продуктивные виды деятельности для закрепления результатов восприятия музыкальных произведений.

2.3. Формы образовательной деятельности

Одной из форм организации процесса музыкально-творческого развития детей дошкольного возраста являются музыкальные занятия, которые проводятся в партнёрском взаимодействии педагога со всей группой (фронтально) или с подгруппой (что является наиболее предпочтительным вариантом) детей.

Кроме музыкальных занятий, особое внимание уделяется организации свободной, самостоятельной музыкальной деятельности детей, которая включает в себя:

- проведение музыкально-дидактических игр на развитие музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, ладового чувства, тембрового и динамического восприятия, творческих и музыкально-двигательных игр;

-организацию музыкально-творческих игр-забав, игр-импровизаций, игр-хороводов, включающих исполнение на детских музыкальных инструментах;

-танцевальные импровизации с использованием сюжетного оформления;

-чтение сказок с выполнением музыкально-творческиз заданий.

Предусматривается также и организация музыкальной среды в семье. Она заключается в информировании родителей относительно задач, содержания, средств музыкально-творческого развития детей на каждый месяц и рекомендациях совместного посещения детьми и родителями различных концертов для детей (в детских музыкальных школах, концертных залах, вовлечение родителей в подготовку и проведение праздников, развлечений, а также в посещении детских музыкальных спектаклей в театрах, в формировании у родителей умения выстраивать собственную оценочную деятельность в ходе наблюдения за достижениями ребёнка в музыкально-творческой деятельности.

Публикации по теме:

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в домашних условиях Природа – источник радостных переживаний, эстетических чувств. В современном мире интерес к произведениям изобразительного искусства постоянно.

Художественно-эстетическое развитие детей 2–3 лет Художественно-эстетическое развитие необходимо для разворачивания перед ребенком истинной картины мира: чтобы он учился видеть интересное.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста как условие их позитивной социализации В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию, как главному условию.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в соответствии с требованием ФГОС ДО 1. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда.

Художественно-эстетическое развитие детей современными средствами предметно-пространственной среды Статья «Художественно – эстетическое развитие детей современными средствами предметно-пространственной среды в соответствии с требования.

Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортной обстановки в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г Вязьмы Смоленской области Педсовет «Художественно-эстетическое.

План самообразования на тему «Художественно-эстетическое развитие детей в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение I детский сад «Ромашка» села Базарные Мат аки Алькеевского муниципального.

Сообщение из опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы» Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Нетрадиционные методы и приемы. Большое значение в воспитании и образовании.

Тематическое планирование для детей подготовительной группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» Тема Период Развернутое содержание работы Итоговое мероприятие Сентябрь Путешествие в мир знаний. Детский сад. 1. - создать условия.

Опыт работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» "Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие детей дошкольного возраста
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 20:02
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД