Папки-передвижки

Игровое обучение чтению дошкольников

Ксения Люшина
Игровое обучение чтению дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Игровое обучение чтению дошкольников

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать,

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста, прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну, прочитай еще страницу».

Не надо звать,

Не надо ждать,

А можно взять

И почитать!

Публикация «Игровое обучение чтению дошкольников» размещена в разделах

В России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, из года в год снижается интерес детей к чтению классической детской литературы. Зачастую в настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми.

Одной из актуальных проблем на современном этапе развития общества является проблема массового детского чтения. Общепризнанным, бесспорным средством формирования и совершенствования духовных чувств и качеств личности ребенка выступает вдумчивое чтение литературы, размышление над книгами. Личность дошкольника формируется под воздействием тех книг, которые ему с самого детства читают родители. Именно литературе отводится роль транслятора духовно-нравственных ценностей от одного поколения к другому.

Между тем, замечено, что интерес к чтению в обществе неуклонно снижается: родители мало читают детям, сами дети больше увлекаются просмотром мультфильмов и играми на телефоне. Причины снижения читательских интересов различны: повсеместная информатизация, распространение телевидения, компьютера, изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, утрата традиций семейного чтения и др. В результате чтение литературы замещается просмотром мультфильмов, компьютерными играми.

А между тем, именно в дошкольном возрасте дети начинают овладевать навыком чтения : сначала узнают буквы, затем учатся прочитывать слова, потом предложения. К сожалению, многие родители спешат познакомить детей с буквами, в итоге ребенок знает весь алфавит, но не может прочитать слог «Ма», потому что в уме соединить «эм» и «а» ему трудно. Поэтому многие психологи советуют не учить с ребенком алфавит, а начинать со слогового слитого чтения.

Следует также участь, что чтение – сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный (тактильный – у незрячих, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, как пишет Б. Г. Ананьев, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем».

Способ чтения - важный компонент техники чтения, который влияет на другие ее стороны. К способам относят: побуквенное, отрывистое слоговое чтение, плавное слоговое, плавное слоговое с целостным почтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.

Первые два способа относятся к непродуктивным. Необходимо отрабатывать у детей продуктивные способы чтения. Скорость (темп) чтения находится в прямой зависимости от способа чтения и понимания.

Лучшим способом обучения детей чтению – является игра. Приведем примеры игр, позволяющих детям овладеть плавным слоговым чтением уже н первом занятии.

Игра «Буквы знакомятся» проводится на материале карточек слогов (ма-да-са-ва-ра-ва-на-ка-ша). Для начала используется 5 слогов. По мере освоения ребенку можно добавить еще 5 слогов. Педагог говорит: «Сейчас наши буквы будут ходить друг в другу в гости и знакомиться. Давай карточки распределим поровну». Далее карточки выставляются в столбик. Воспитатель говорит «Это мои слоги, а это твои». Сейчас я скажу, как нас зовут: «Ра-ма-да-са-ша». А теперь ты скажи, как зовут твоих?». Ребенок называет. В случае затруднения воспитатель помогает ему. Данный процесс является довольно легким, и все дети его осваивают по аналогии педагога. Затем педагог говорит: «Сейчас мои буквы пойдут к твоим знакомиться». Воспитатель выбирает слог и в игровой форме, размышляет вслух: «С кем бы мне познакомиться? Можно с вами познакомиться?». Если ребенок отвечает «Да» на выбранную карточку, то два слога выставляются рядом. Воспитатель: «Давайте назовем наши имена: «Меня зовут ма, а тебя?». Ребенок: «Ша». Воспитатель: «Получилось у нас слово?». Ребенок думает: «Да». Воспитатель: «Ура, у меня получилось слово, значит, я забираю вас к себе в гости. Теперь у меня уже больше букв. Теперь ты ходишь». Далее ребенок выбирает карточку слога и решает с кем бы ему «познакомиться». Если ребенок слабо мотивирован чтением, то лучше добавить больше игрового момента, оживляя буквы, заставляя их «разговаривать». Если ребенок уже знает какие-то буквы и проявляет интерес к чтению, то можно больше сосредоточиться на технической стороне процесса. Стимулировать интерес можно также соревновательным моментов: «У мен слогов больше, наверное, я выиграю…». В этой игре переходить к слогам с другими гласными рекомендуется только после освоения слогов на «А».

Данная игра представляет собой своеобразную слоговую таблицу, которую также можно предлагать детям для освоения слитного плавного слогового чтения. По мере освоения слогов на «А», добавляются карточки на гласную «О», «Ы» и т. д. Следует только не спешить и не вводить в одно занятие более одной гласной. Также необходимо учитывать индивидуальный темп овладения навыком чтения ребенком.

Другой игрой «Шифровка», которая также стимулирует ребенка к чтению, является оставление ему взрослыми (педагогами и родителями) записок-шифровок, в которых пропущены элементы букв (не буквы, а только их небольшие элементы). Например, утром папа оставляет сыну записку крупными печатными буквами «Подарок в холодильнике». Ребенок просыпается, а папа говорит, что какой-то волшебник оставил ему записку, но видимо некоторые части букв стерлись, сможет ли он восстановить эти буквы? Вначале ребенку это кажется сложным, но по мере рассмотрения, он начинает узнавать начертания знакомых букв и дописывать их элементы. Восстановив тест, ребенок с помощью взрослых (или сам) прочитывает фразу и отправляется на поиски сюрприза. Чтение подкрепляется интересом, игрой и сюрпризом. Такая игра особенно нравится детям и по мере освоения навыка чтения дети все больше составляют аналогичных шифровок для своих родителей и друг для друга.

По мере освоения навыка чтения детям в группе можно предложить следующую игру «Верю - не верю». На карточках картинки и слова. Ребенок берет карточку, прочитывает ее, например, «Глобус» и отвечает, что такое глобус. Если другие дети ему верят, они говорят «Верим» и ребенок оставляет карточку себе. Если ребенок не смог объяснить значение слова или ему не поверили дети, он карточку возвращает в колоду. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек. В этой игре совершенствуется навык чтения и навык развития речи. Также расширяется словарный запас, ребенок начинает понимать смысл слов.

С этими же карточками можно играть в игру «Три слова». Ребенок вытягивает из колоды три карточки, прочитывает их и придумывает с ними смешное предложение, чтобы все три слова были в нем использованы. Например «Кот читал книгу и крутил глобус». Детям такая игра нравится и доставляет немало веселья. К тому же они начинают узнавать, что наша речь состоит из предложений.

Детское чтение нуждается в поддержке, потому что оно приучает ребенка мыслить, развивает воображение, речь, мировоззрение. В процессе чтения ребенок приобщается к культуре, истории своего народа, овладевает не просто языком, а его красотой, глубиной, поскольку язык является одновременно и средством, и источником интеллектуального, нравственного, эстетического развития, он формирует ребенка как личность. Поэтому необходимо приобщать детей к чтению книг, начиная с дошкольного возраста.

Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования «. формирование общей культуры личности детей, развития их эстетических, интеллектуальных качеств.».

ФГОС дошкольного образования выделяет образовательную область «Художественно-эстетическое развитие», которая предполагает «развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы, фольклора, стимулирование переживания персонажам художественных произведений».

Чтение выступает своеобразным диалогом между ребенком и родителем, ребенком и книгой, требующим усердия, работы ума и сердца. Велика роль в этом процессе воспитателя. Именно от его грамотного руководства, рекомендаций по организации домашнего чтения зависит приобщение детей к миру литературы.

Список литературы

1. Ушакова О. С. Знакомим дошкольников с художественной литературой: конспекты занятий /О. С. Ушакова. – Москва : Сфера, 2007. –224 с.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).

3. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя / С. А. Шатрова // Начальная школа плюс до и после. – 2008. – №11. – 25 с.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

Игры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтениюИгры-тренажеры для обучения старших дошкольников чтению На протяжении многих лет веду дополнительные платные курсы по подготовке дошкольников 6 – 7 лет к школе по обучению грамоте "АБВГДейка".

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Обучение чтению: изучаем буквыОбучение чтению: изучаем буквы В возрасте 4-5 лет дети начинают проявлять интерес к грамоте, запоминают буквы алфавита и пробуют их писать. Необходимо поддерживать этот.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Консультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 летКонсультация «Обучение чтению. Знакомство с буквами» для детей 4–5 лет Дети в возрасте 4 - 5 лет начинают проявлять интерес к буквам, а в старшем дошкольном возрасте – и к чтению. Процесс обучения чтению у каждого.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Памятка для родителей по приобщению дошкольников к чтению Чтобы ребенок проявил интерес к чтению, надо родителям помнить некоторые правила. Для детей младшего возраста. 1. Подавайте своему ребенку.

Тренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольниковТренажер «Читаю сам» для обучения чтению дошкольников Тренажер для обучения старших дошкольников с ОНР послоговому чтению и формированию фонематического слуха «ЧИТАЮ САМ»Бутолина Марина учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровое обучение чтению дошкольников
Опубликовано: 2 октября 2022 в 17:47
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровое обучение чтению дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Люшина (УИ 1942098) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД