Лучший педагог года

Игровой комплект «Пертра» как средство психологического развития ребенка

валентина каширина
Игровой комплект «Пертра» как средство психологического развития ребенка

Цель: овладение педагогами-психологами современным игровым оборудованием в процессе формирования предпосылок тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти старших дошкольников. Повышение познавательной активности воспитанников.

Задачи:

1. Познакомить участников семинара с игровым оборудованием «Пертра».

Публикация «Игровой комплект „Пертра“ как средство психологического развития ребенка» размещена в разделах

2. Способствовать освоению участниками семинара способам практического и творческого использования игрового оборудования в формировании предпосылок расширения тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи.

3. Способствовать повышению познавательной активности участников семинара.

Ход проведения

Перед входом в зал участникам семинара предлагается выбрать понравившуюся фишку.

Психолог : "Для работы я вам предлагаю игровое оборудование, которое называется игровой комплект психолога «ПЕРТРА». Игровой комплект психолога разработан известным педагогом Марианной Фростиг. Концепция Марианны Фростиг обращена к возможностям творческого формирования как ребенка, так и самого педагога или психолога. Любая информация поступает к человеку через органы чувств, поэтому важно, чтобы в исследовании предметов, явлений и процессов участвовало как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая). Мыслительная деятельность основывается именно на этой информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. С развитием тактильного восприятия ребенка, с приобретением навыков исследовательской деятельности обогащается его словарь, ребенок учится сравнивать предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Расширение тактильных и кинестетических ощущений способствует обострению внимания, улучшению зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи. Способность к тактильному восприятию напрямую связана с развитием мелкой моторики ребенка. Работа с игровым комплектом «Пертра» развивает мелкую моторику ребенка, координацию движений пальцев, их силу, ловкость, скоординированные действия пальцев руки. Также формируются содружественные движения глаз и руки, что в дальнейшем позволит ребенку быстрее овладеть навыками чтения и письма. Отсутствие жестко заданной игровой последовательности при работе с комплектом пробуждает фантазию и любопытство детей и содействует их творческому развитию».

Состав комплекта : Комплект состоит из семи наборов игровых средств (в чемоданах, двух досок-основ и мобильного стеллажа, в котором размещаются чемоданы. Деревянное игровое поле с 28 отверстиями, которые по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей каждой детали из наборов 1–6. На поверхности доски-основы можно укладывать любые детали, достраивать начатые узоры, повторять или составлять зеркальное изображение узоров, созданных товарищами. Основа может располагаться на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу. Используется также в качестве крышки для чемоданов.

Материал: натуральное дерево

1. Игровой набор №1 (Konstruktion)

«Пространство на плоскости»

В набор входят: комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне; машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками; фигурки людей со штырьками и без штырьков.

Занятия с этим набором способствуют развитию :

• Содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;

• Силы и координации движений пальцев;

• Пространственной ориентации.

Располагая элементы дороги на доске-основе, можно «проложить» улицы и организовать движение «транспорта». При этом развивается восприятие положения в пространстве и взаимосвязи пространственных объектов. Во время «проезда» по улицам вырабатываются содружественные движения глаз и рук. Начинать работу лучше без использования фигур людей и машин, прослеживая путь по проторенной дороге сначаля взглядом, а затем сопровождая их движение: указательным пальцем правой, левой, обеих рук; «шажками»; навстречу друг другу и обратно и т. д., меняя направление по ходу движения. Затем вводится движение с использованием машин и человечков, а также бусин подходящего диаметра. Можно составить лабиринт из элементов дороги и попытаться провести по нему машины и человечков или бусины.

Задание №1 (красные фишки). Первый игрок строит лабиринт из элементов дороги, где имеется только один правильный путь, ведущий из пункта А в пункт В. А второй игрок провозит по правильному пути машинку, толкая впереди машинки шарик, с расположенным на ней человечком. Сначала правой, а затем левой рукой.

Задание №2 (синие фишки). Игроки с закрытыми глазами указательным или любым другим пальцем "проходят" путь от начала до конца. После этого каждому игроку нужно на листе бумаги нарисовать только что пройденную дорогу.

Задание №3 (зеленые фишки). На основу кладется форма, которая накрывается селектором. Психолог двигает селектор по основе, при этом в отверстии селектора виден только один фрагмент формы. Игроки должны в уме сложить все увиденные ими фрагменты формы и нарисовать их на бумаге по памяти.

2. Игровой набор №2 (Klassifikation)

«Упорядочение элементов»

В набор входят: маленькие квадраты, в центре которых изображены различные геометрические фигуры; равнобедренные треугольники; равнобедренные прямоугольные треугольники; большие квадраты; прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна большой и маленькой стороне соответствующего квадрата; деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.

Все геометрические фигуры сделаны из дерева. Цвета: синий, красный, зеленый, желтый.

Раскладывая разноцветные детали, дети раз за разом получают новые виды геометрических фигур. Они обнаруживают, что из одних и тех же деталей можно создавать разные фигуры, учатся различать основные геометрические формы.

Занятия с этим набором способствуют формированию:

• Представлений о геометрических формах, цвете и размере;

• Представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;

• Способности к классификации;

• Понимания пространственных отношений.

Задание №1 (желтые фишки). Игрокам задается вопрос и дается задание: "Какая фигура находится на доске?" (квадрат). Используя любые другие фигуры (кроме квадрата, соберите такую же фигуру. Задание на скорость и разнообразие вариантов.

Задание №2 (красные фишки). Какая деталь должна продолжить ряд? Игрок должен понять закономерность построения и продолжить его при помощи деталей из набора.

Задание№3 (синие фишки). Игроки обследуют все представленные фигуры на ощупь. Затем первый игрок из геметрических фигур составляет узор по своему желанию. А второй игрок, с закрытыми глазами, разбирает составленный узор на ощупь, классифицируя геометрические фигуры.

3. Игровой набор №3 (Diskrimnation)

«Одинаковое и разное»

В набор входят: бусины разных размеров, цветов и форм; деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром стержней; шнуры.

Умение выявлять признаки и классифицировать объекты – важнейшая предпосылка любой деятельности. Сортируя бусины, дети определяют их сходство и различие по цвету, размеру и форме.

Занятия с набором способствуют развитию :

• Представлений о форме, размере, цвете;

• Умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий;

• Способности к классификации;

• Пространственной ориентации, понимания пространственных отношений.

Задание №1 (зеленые фишки). На шнуре основе бусины разного размера и цвета. От игроков требуется составить узор в обратной последовательности: та бусина, которая в образце была первой, должна стать последней. Задание на скорость.

Задание №2 (желтые фишки). Один из игроков выполняет функции ведущего. Ведущий дает словесную инструкцию, а второй игрок выбирает нужные фигуры и нанизывает их шнур.

Задание №3 (для всех участников семинара). На плакате в любом порядке нарисованы разные бусины и под каждой из них указан ее порядковый номер. Команды должны собрать узор, нанизав бусины в нужной последовательности. Начинается игра одновременно. Один игрок команды нанизывает за один ход одну бусину и передает шнур следующему игроку. Выигрывает на команда, которая первой и правильно выполнила задание.

4. Игровой набор №4 (Relation)

«Пространство и преобразования»

В набор входят: деревянные шаблоны разных геометрических форм; деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе; воротца с большими и малыми отверстиями; резинки с пробками на конце.

Через осознание взаимного расположения трехмерных фигур воспринимаются пространственные взаимосвязи, сходство и различие фигур. Можно изучать сходство и различие как плоских, так и пространственных объектов. Занятия с набором способствуют формированию кинестетического образа разных геометрических форм; навыка скоординированных движений пальцев.

Занятия с набором способствуют развитию :

• Представлений о геометрических формах;

• Умения различать геометрические формы;

• Пространственной ориентации и понимания пространственных отношений.

Задание №1 (красные фишки). Стандартная доска-основа делится при помощи средней линии на два поля. Первый игрок в качестве образца прокладывает резиновую ленту вокруг деревянных штырей. Второй участник должен правильно повторить полученный образец. Тренировка представлений о положении в пространстве и пространственные связи.

Задание №2 (синие фишки). На доске-основе вставляются два ряда флажков, при этом красный флажок означает начало новой фигуры. Поворачивая флажки игрок повторяет заданную форму. Развивается умение планировать и создавать пространственные связи.

Задание №3 (зеленые фишки). На доске-основе установлена полоса препятствий. Игроку нужно провести все бусинки от начала игрового поля, через эту полосу и доставить их на другой конец игрового поля. Упражнение является комбинированным, так как используются элементы из разных чемоданов.

5. Игровой набор №5 (Grafomotorik)

«От каракуль к каллиграфии»

В набор входят: деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборной стороне; деревянные пластины-направляющие с желобом; разноцветные фигурки машинок, ленты.

В процессе строительства и эксплуатации «дороги и транспортных развязок» ребенок проходит через все этапы развития графомоторики : грубую и тонкую координацию движений и выработку автоматических навыков письма.

Упражнения с дорожками развивают содружественные движения глаза и руки, столь необходимые при овладении письмом.

Занятия с набором способствуют развитию :

• Содружественных движений глаз и руки;

• Навыка владения карандашом;

• Навыков письма.

Задание №1 (желтые и красные фишки). Играют две команды по 2 игрока. Из элементов пазл составить заданные буквы ( 1 команда: Г, З, С, Ф, Н; 2 команда: П, В, Е, Р, О). Выигрывает та команда, которая первая справится с заданием.

Задание №2 (синие фишки). Первый игрок на одной половине доски-основы выкладывает непрерывный узор из элементов прописных букв. Второй игрок должен на второй половине доски воссоздать такой же узор, в зеркальном отражении. Затем доска-основа накрывается плексиглассом и обводятся составленные узоры с помощью водяного маркера.

6. Игровой набор №6 (Handgeschiklichkeit)

«От хватания к схватыванию»

В набор входят: доска-основа с 280 отверстиями; деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штыри; цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями; блоки, шнуры, резинки, стальные шарики

Освоение всех видов хватательных движений – основа дальнейшего развития ребенка. Наличие в комплекте специальной доски-основы позволяет прорабатывать такие математические понятия, как количество, больше-меньше и др. С Игровым набором 6 используется доска-основа с 280 отверстиями.

Занятия с набором способствуют развитию :

• Дифференцированных хватательных движений;

• Представлений о числе;

• Навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма;

Развития навыков счета и классификации.

Задание №1 (зеленые фишки). Играют двое игроков. Вокруг доски – основы натянут шнур и расположены кегли в два ряда. Игрок натягивает шнур, контролируя натяжение и отпускает шайбу, которая должна сбить кегли, но при этом не улетев за пределы поля. Выигрывает тот игрок, кто собьет больше кеглей за один раз.

Задание №2 (желтые фишки). Участвуют два человека. Нужно вставить длинные стержни в отверстия и надеть на них бусинки. На какую цифру поставили стержень, столько и бусинок необходимо нанизать. Затем взять штырьки, цвет штырька должен соответствовать цвету бусинки. Необходимо выставить штырьки с головками в отверстия начиная от максимального количества бусинок на своем стержне, каждый раз уменьшая в новом ряду количество штырьков на один, до минимума. Штырьки вставлять друг в друга. Пересчитать.

Задание №3 (красные фишки) На доске основе при помощи резинового шнура и круглых штырей ограничивается игровое поле. С помощью деревянных штырей строятся ворота. Деревяной палочкой игроки пытаются забить шайбу в ворота соперника. Выигрывает тот, кто больше голов забьет в ворота соперника за определенное время (ориентир - песочные часы). Тренируется дозирование силы пальцев, координация зрения и действия рук.

7. Игровой набор №7 (Mathematik)

«Начальные математические знания»

Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки – сравнение, классификацию, пересчет, определение количества и выполнение вычислений; представления о числе, множестве, составе числа.

Детали из разных наборов можно использовать одновременно.

Занятия с набором способствуют развитию :

• Навыков сравнения, классификации;

• Математических навыков;

• Представлений о числе, множестве, составе числа.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенкаДидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка Возраст 3-х лет - важный этап в развитии психики ребенка, так как в этот период закладывается фундамент для формирования новых психических.

Игра как средство художественно-эстетического развития ребенкаИгра как средство художественно-эстетического развития ребенка Для развития детей в уголке художественного творчества были созданы различные игры по цветоведению. Эти игры развивают способности детей.

Индивидуализация предметно-пространственной развивающей образовательной среды как средство развития ребенка Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть.

Консультация для педагогов «Изготовление игр своими руками как средство развития ребенка» "Мы изготовили игры сами" Сегодня в магазинах представлено огромное количество самых разнообразных игр, созданных для детей. И, выбирая.

Консультация «Дидактическая игра как средство сенсорного развития ребенка» Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса,обращением к личности ребенка,развитию лучших его качеств,формированию.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экологическая тропа как средство развития у ребенка представлений о природе» Подготовила и провела:воспитатель МАДОУ "Детский сад комбинированного вида №10 г. Шебекино Белгородской области" Матушкина Ирина Викторовна,.

Невербальные способы взаимодействия как средство решения творческих задач развития ребенка. ВВЕДЕНИЕ. Еще с давних времен многих ученых волновала проблема эмоционального благополучия в творчестве, такие как яркие впечатления, живое.

Консультация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка»Консультация «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка» Второй год жизни ребенка характеризуется важнейшими особенностями. Малыш начинает говорить, ходить, овладевает разными способами действий.

Проект «Сказка как средство социально-коммуникативного развития ребенка» ГБДОУ № 135 Выборгского района г. Санкт-Петербург Проект "Сказка – как средство социально-коммуникативного развития ребенка" 2 младшая.

Среда образовательного учреждения как средство воспитания, развития и социализации личности ребенка Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет способности, которая находилась бы в прямой зависимости.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой комплект «Пертра» как средство психологического развития ребенка
Опубликовано: 18 января 2016 в 14:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД