Лучший педагог года

Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста

Надежда Кунгурцева
Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста

"Игровые технологии как основа развития детей младшего

дошкольного возраста"

Ведущей деятельностью детей – дошкольников, и тем более младших,

является игра. Поэтому в последнее время наиболее актуальным

определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных

учреждений современных игровых технологий. Известно, что сюжетно-

ролевая игра в классификации игровой деятельности считается наиболее

Публикация «Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

сложной, но и наиболее значимой для личностного развития детей при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими их людьми,

природой.

У ребенка 3-го года жизни имеются два источника игровых целей.

Первый источник – действия взрослого, которые вызывают у малыша

вспышку интереса, привлекают его внимание и побуждают к похожим

действиям.

Второй источник – это цели, которые специально ставятся перед ним

взрослым.

Н. Ф. Тарловская предлагает такой путь организации игры, при

котором основным побудителем ребенка к действию является не подражание

взрослому, а общение с ним.

В качестве первого шага на этом пути она предлагает совершать

игровое действие относительно самого ребенка, а не игрушки: «понарошку»

покормить малыша, вымыть ему руки, измерить температуру, покатать на

машинке и пр.

Вторым шагом на этом пути является смена ролей. Теперь

воспитатель предлагает детям самим осуществлять те же самые игровые

действия относительно взрослого. Основная задача воспитателя состоит в

том, чтобы игровые действия, которые осуществляют дети относительно

педагога, доставляли им максимум удовольствия, позволяли пережить

чувство успеха, радости, удовлетворения.

Итак, чтобы ребенок овладел сюжетно-ролевой игрой, он должен

быть готов к принятию той или иной роли. Отсюда очевидна и основная

задача педагога – подготовка детей к принятию роли.

Используются такие термины «руководство», «формирование», «управлениеигрой»

«Управление игрой» – тип педагогического воздействия, направленный на передачу детям способов игровой деятельности.

«Руководство» – включение взрослого в процесс игры, участие в

детском игровом творчестве.

«Формирование» ролевого поведения детей в игре. Основным

педагогическим средством автор считает сюжет (действия, роли, события).

Сюжет можно использовать по-разному, в зависимости от этапов развития

игры, возрастных особенностей. Для младших детей в совместной со взрослыми игре предлагается использовать несколько ролей

Для детей 3 – 4-го года жизни методист предлагает следующие

приемы руководства:

- обучение игровым действиям через развертывание игровой

деятельности;

- исполнение воспитателем главной роли;

- организация игр по сюжету, разработанному воспитателем;

внесение кукольного персонажа, постановка правил поведения от его

лица;

сюрпризное появление игрушки;

создание воображаемой ситуации;

совет, напоминание;

обновление игровых уголков;

введение игрового тренинга, правил поведения;

разыгрывание воображаемой ситуации;

внесение образных игрушек.

Таким образом, проанализировав теоретические основы современной

педагогики развития игры дошкольников, особенности формирования и

развития сюжетно-ролевой игры младших дошкольников, можно сделать

следующие выводы:

Во-первых, игровая деятельность является ведущей деятельностью

дошкольников. В процессе игры дети познают себя, окружающий мир, у них

формируются основные понятия человеческих взаимоотношений;

Во-вторых, именно сюжетно-ролевые игры, совместно с играми с

правилами, являются вершиной игровой детской деятельности. Все

предыдущие формы игры являются подготовительным этапом к освоению

сюжетно-ролевых игр, к осмысленному принятию на себя той или иной

социальной роли;

В-третьих, именно проблема грамотного введения ребенка в ту или

иную роль представляется наиболее сложной из педагогических проблем на

сегодняшнем этапе, решаемых в технологиях, связанных с дошкольной

игровой деятельностью.

И, наконец, в-четвертых, освоение детьми младшего дошкольного

возраста различных социальных ролей в сюжетно-ролевых играх во многом облегчит им адаптацию к новым условиям проживания в начальном звене

школы.

2.

Методические рекомендации по применению игровых технологий в

образовательном процессе ДОО

Рекомендации педагогам по организации игровой деятельности

малышей:

Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для

игры детей, другими видами деятельности.

Моделировать игровую среду в соответствии с возрастными

особенностями, учитывать уровень развития детей, их интересы, половые

различия. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-

ролевой игры располагаем в легкодоступном для детей месте. Иногда

атрибуты формируются в специально установленном порядке, детям

предоставляется возможность создавать игровую среду самостоятельно.

Эффективным приемом руководства играми детей младшего

дошкольного возраста является прямое участие педагога в игре детей на

главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать

индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни

рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей.

В руководстве детей большое место занимает косвенные приемы

руководства, чтобы не мешать ребенку, играть самостоятельно, т. к. только

самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует

развитию ребенка.

Руководство игрой должно строиться на основе результатов

наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей.

Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию

«взрослого». Это способствует развитию самостоятельности детей. В составлении перечня методов и приемов, способствующих

развитию сюжетно-ролевой игры детей младшего дошкольного возраста,

использованы рекомендациями Михайленко Н. Я., Тарловской Н. Ф. ,

Бабуновой Т. М., Турченко В. И. и др. авторов. ,

Методы и приемы способствующие

обогащению содержания игры.

-Исполнение воспитателем главной роли;

-Индивидуальная игра воспитателя с ребенком, при этом воспитатель исполняет ведущую роль (Н. Я.

Михайленко);

-Внесение образных игрушек (Т. М. Бабунова);

-Прием параллельной игры (Н. Ф. Тарловская);

-Прием ролевой игры с продолжением (Н.

Палагина);

Активизирующее общение взрослого с детьми в

процессе их игры, направленное на пробуждение и

самостоятельное применение детьми новых способов

решения игровой задачи, на отражение в игре новых

сторон жизни (Новоселова С. Л.);

-Игра в телефон (Н. Палагина);

-Обыгрывание с помощью кукол сюжетов жизни

детей в детском саду;

-Разыгрывание с детьми воображаемых ситуаций.

Методы и приемы, способствующие регулированию игровых взаимоотношений :

-Игры, облегчающие адаптацию («приходите ко мне в гости») (Н. Ф. Тарловская);

-Участие воспитателя в игре (главная роль) (Михайленко Н. Я.);

--Использование многоперсонажного сюжета (2

врача, 2 шофера) (Михайленко Н. Я.);Внесение кукольного персонажа, постановка

-правил поведения от его лица;

-Создание разновозрастных игровых триад (В. И. Турченко).

Косвенные приемы руководства:

-Обновление игровых уголков

(внесение предметов-заместителей, съемных панелей) (Т. М. Бабунова);

-Изменение игровой среды (С. Новоселова);

-Наблюдение, экскурсия;

-Создание воображаемой ситуации

(Т. М. Бабунова);

-Объяснение по воображаемому радио или телевизору об открытии новых

«больниц», «магазинов».

Публикации по теме:

Игра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаИгра «Цветочная полянка» для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста У малышей третьего года жизни мелкая моторика развивается также быстрыми темпами, только она уже связана с формированием познавательных.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствамИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Консультация «Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ» Технология — от греческих слов technл (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). В словаре иностранных слов: «технология — совокупность.

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Значение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возрастаЗначение раскрасок для развития детей младшего дошкольного возраста Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии как основа развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 февраля 2020 в 12:57
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД