ИКТ компетентность педагогов как фактор успешной реализации образовательных стандартов

Снежана Чиркова
ИКТ компетентность педагогов как фактор успешной реализации образовательных стандартов

Основная цель перехода на федеральные государственные стандарты второго поколения состоит в достижении нового качества образования – качества, отвечающие современным социально-экономическим условиям России. Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды необходимы изменения в системе образования, ее информатизация. Масштабные национальные проекты в сфере образования ставят задачи активного внедрения информационно-коммуникационных технологий во все звенья образовательной сферы.

2 слайд:

В «Конвенции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его качество.

В законе об образовании в первой главе указаны средства обучения и воспитания необходимые для организации образовательной деятельности.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ гласит:

Глава 1. Статья 2. Средства обучения и воспитания – приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты, учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-коммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел, «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, предписывает педагогу, знать среди прочего основы работы с мультимедийным оборудованием.

Среди необходимых умений для осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования согласно профессиональному стандарту «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)», который утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года №544н и вступает в действие с 1 января 2015 года, также отмечается владение педагогом ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. Таким образом, ИКТ-компетентность педагога присутствует во всех компонентах профессионального стандарта.

В ФГОС ДО определены также требования к педагогам,вот некоторые из них:

• владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

• выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (с законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения.

3 слайд:

Каким должен быть современный педагог на этапе внедрения ФГОС ДО? Педагог должен вступать не только в роли носителя знаний, но и в роли организатора учебно-познавательной, учебно-поисковой, проектной, продуктивной деятельности с использованием новых технологий.

Это означает, что современный педагог обладает способностью искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем (информационная компетенция); умеет сотрудничать с людьми (коммуникативная компетенция); умеет ставить цели, планировать, использовать личностные ресурсы (самоорганизация); готов конструировать и осуществлять собственную образовательную тракторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность (самообразование). Но для этого самому педагогу надо быть очень компетентным во многих вопросах образования, в том числе и в области ИКТ.

4 слайд:

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ?

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

Информационная технология - комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации, ориентированных на повышение эффективности и производительности труда.

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой. В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику, необходимо отметить, что происходит адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Поэтому повышение и самосовершенствование ИКТ-компетентности педагогов является одной из важных задач, стоящих перед нашим коллективом, для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятия с детьми на качественно новом уровне.

5 слайд:

В данном случае основной целью методической деятельности с педагогами является: повышение качества педагогической компетентности через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий.

6 слайд:

Для реализацииэтой цели нами поставлены следующие задачи:

1. создавать условия для эффективного профессионального развития педагогов по освоению и использованию ИКТ.

2. совершенствовать техническое оснащение ДОУ.

Мы считаем, что чем активнее педагог использует в своей работе новые современные технологии, тем выше его уровень профессиональной компетентности.

7 слайд:

По оснащению образовательного пространства средствами ИКТ нами приобретена интерактивная доска. Мы остановили выбор на многопользовательской доске Смарт борт, что в переводе обозначает умная доска (с интернета) нового поколения.

Интерактивная доска – это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входит компьютер и проектор.

Компьютер посылает изображение проектору;

• Проектор передает изображение на интерактивную доску;

Чем хороша эта доска? У нее есть программное обеспечение Смарт Ноутбук. Большой плюс программы состоит в том, что ее можно установить на компьютер, к которому интерактивная доска даже не подключена. Это преимущество позволяет готовить материал к занятиям и на домашнем компьютере.

Интерактивную доску, возможно, использовать в двух направлениях. Во-первых, в реальном времени, т. е. во время самого занятия. Но не стоит этим ограничиваться. Доска дает широкие возможности для создания интересных красивых презентаций, которые необходимо создавать педагогам заранее. Это, второе направление использования доски, которое позволяет, повысит уровень качества образования, и накопить огромный интереснейший материал для занятий.

Также в ее состав входит обширная коллекция готовых объектов (картинок, фонов, интерактивных элементов и т. д., которую можно постоянно пополнять собственными коллекциями.

8 слайд:

Повышение уровня компетентности педагогов, обучение и внедрение интерактивного средства проводилось при профессиональном сопровождении ведущего специалиста.

Во время,которого мы научились:

-работать с интерфейсом программы SMART Notebook;

-создавать интерактивные упражнения «с нуля»;

-находить ссылки на ресурсные обучающие сайты;

9 слайд:

В помощь педагогам существует сайт Смарт ехщенщь, для самостоятельного изучения возможностей доски.

10 слайд:

Перед педагогами, которые хотят включить в практику своей работы использование интерактивной доски,стоят последовательно следующие задачи:

• Научиться (технически) работать в среде Smart Notebook;

• Освоить практические приемы работы непосредственно с доской;

• Методически грамотно применить полученные умения и навыки при подготовке и проведении занятий или иного мероприятия.

11 слайд:

Таким образом, педагоги осваивают работу с интерактивным оборудованием, алгоритм разработки собственных интерактивных ресурсов, которые активно применяются при реализации всех образовательных областей.

Педагогам, начинающим осваивать компьютерную грамотность, доступен самый простой способ работы с интерактивной доской – демонстрация готовых презентаций, скаченных с интернета или подключаясь непосредственно к нему. Способы использования интерактивной доски могут ограничиваться лишь только фантазией педагога.

Важно, чтобы педагогипридерживались точки зрения: компьютер – это средство решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс.

12 слайд:

Кроме того, при использовании компьютера должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03», утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.05.2003.

Согласно данному документу непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5-6 лет не должна превышать 10 – 15 мин. Игровые занятия с использованием компьютера рекомендуется проводить не более одного раза в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей. После занятия с детьми необходимо проводить гимнастику для глаз или релаксационные упражнения.

13 слайд:

В настоящее время мы имеем положительный результат:

-в ДОУ создается творческая работоспособная команда, состоящая из педагогов-новаторов;

-в процессе творческой деятельности у педагогов появляется потребность поделиться своим опытом, обменяться собственными разработанными ресурсами;

-отмечается личный рост педагогов, нацеленность на развитие и успех;

-педагогисвободно используют для отражения своего опыта работы различные формы и методы:

14 слайд:

Неоднократно педагоги ДОУ презентовали свой опыт работы на городских методических объединениях.

15 слайд:

Семинар-практикумы для слушателей республиканских курсов

16 слайд:

Внедрение интерактивного оборудования в образовательныйпроцесс нам позволяет:

-поставить перед коллективом принципиально новые задачи по повышению ИКТ-компетентности педагогов;

- обогатить и изменить техническое оснащение детского сада.

17 слайд:

Перспективу дальнейшего повышения ИКТ-компетентности педагогов мы видим в:

-обеспечения непрерывности самообразования и роста профессионального мастерства педагогов в области использования интерактивных технологий СМАРТ.

-участии в конкурсах по созданию занятий с помощью интерактивной программы SMART Ноутбук.

-повышении информационной компетентности и культуры всего педагогического коллектива;

18 слайд:

Таким образом, можно констатировать, что в современном мире предъявляются высокие требования к ИКТ-компетентности педагога. При этом ему отводится большая роль в повышении качества образовательного процесса путем использования информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми, их родителями, а также в процессе собственного профессионального роста.

«…технологические достижения ничего не значат, если воспитатели не знают, как их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а воспитатели». Председатель директоров Intel Крейг Баррет

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг»Фоторепортаж об областном конкурсе художественного творчества педагогов образовательных организаций «Шире круг» 26 – 27 марта в Областном центре дополнительного образования детей имени Ю. А. Гагарина в городе Калуге, проходил областной конкурс художественного.

Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми»Игра-тренинг для педагогов «Здоровый педагог — залог успешной работы с детьми» Цели: Профилактика и сохранение психологического здоровья педагогов в образовательной среде. Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте»Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Из опыта работы. Консультация для педагогов на методическом часе на тему «Коммуникативная компетентность в дошкольном возрасте» Коммуникативная.

Библиотека изображений:
  • Обитатели водоемов
  • Детские писатели
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
ИКТ компетентность педагогов как фактор успешной реализации образовательных стандартов
Опубликовано: 26 октября 2020 в 17:49
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 ноября. Международный день сапожника

Очередной тематический день посвящен профессиональному празднику мастеров по пошиву и ремонту обуви. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы вызвать у детей интерес и уважение к...

26 ноября. День льдин на МААМ

26 ноября исполняется 126 лет со дня рождения знаменитого советского полярника Ивана Дмитриевича Папанина. Предлагаем посвятить очередное тематическое занятие этой героической личности, а заодно –...

Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной...
Мастер-класс по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования «Пуантилизм». Тема: «Золотая рыбка». Цель...
«Юные эколята-молодые защитники природы»
Сегодняшние дошкольники- это завтрашние природопользователи, и только от нас взрослых зависит будут ли они разумными природопользователями или неразумными...
Сценарий досуга для детей 5–6 лет по основам пожарной безопасности «С пожаром...
ВЕДУЩИЙ Здравствуйте, ребята! Как хорошо, что вы сегодня пришли ко мне в музыкальный зал. Ведь у нас в зале сегодня будет очень интересно. Я...