Шмидт Елена Владимировна
Использование цифровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Одними из источников первых знаний у ребенка является познание родной природы. Чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими окружающего мира, создавая все условия для этого. Экологическое воспитание дошкольников влияет на всестороннее развитие личности и является основой формирования образа жизни, способствует у него воспитанию многих положительных качеств, как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность.
Публикация «Использование цифровых технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста по формированию экологического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
Поэтому обеспечивая систематическую, целенаправленную, методически правильно организованную деятельность экологического содержания с использованием информационно-коммуникационных технологий, то уровень любознательности и познавательной активности детей будет достаточно высоким.
Использование современных информационно-компьютерных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в современной дошкольной педагогике. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечение большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Так как компьютер является необходимым атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и важнейшим средством обучения детей, бесспорным является вопрос об использовании информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе в рамках введения ФГОС ДО. Современные дети знакомятся с ИКТ зачастую даже раньше, чем приходят в дошкольные образовательные организации.
Считаю, что в условиях детского сада необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности, в том числе и в деятельности экологической направленности. Образовательный процесс в детском саду имеет свою специфику: он должен быть эмоционально насыщен, с привлечением большого иллюстративного материала, с широким использованием звуковых импровизаций и видеозаписей. Такие возможности нам может предоставить только ИКТ. Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
ПРЕИМУЩЕСТВА ИКТ:
- вызывает непроизвольный интерес, происходит активизация непроизвольного внимания.
- повышение качества знаний за счёт наглядной демонстрации образца деятельности
ИКТ – мощное средство развития детей, требующее тщательной подготовки и организации в соответствии с возрастом детей и требованиям САНПина.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Общая продолжительность занятий с детьми младшего дошкольного возраста должна составлять от 15 до 20 минут. Из них 3-5 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентации, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5-10 минут.
После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.
Я считаю, что нет необходимости использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как у детей теряется особый интерес к таким занятиям.
Освоив работу на компьютере, я поставила перед собой задачу сделать компьютер своим помощником. Приоритетным направлением своей работы считаю «Использование инновационных технологий в экологическом воспитании младших дошкольников».
По моему мнению, для проведения деятельности по экологическому воспитанию дошкольников необходимо использование увлекательной информации и обширный наглядный материал. В работе с дошкольниками можно использовать специализированные или адаптированные обучающие компьютерные программы, творчески применять ресурсы глобальной сети интернет. Такие, как:
• Звуковые материалы – записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, моря, дождя, ветра и т. д. ;
• Экранные материалы – серия отдельных кадров или слайдов, посвященных отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
• Мультимедийные презентации – это обучающие материалы, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно привлекает внимание дошкольников, улучшает восприятие информации.
• Мультимедийные экологические игры можно включать как в содержание занятий, так и в свободную деятельность: игры - путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины и др. Предпочтение отдается небольшим по объему играм, либо играм, предполагающим выполнение задания.
• Использование электронного персонажа. Дети в дошкольном возрасте очень восприимчивы. И гораздо больший интерес у них вызывают ситуации, когда диалог от имени героя с ними ведёт не педагог, а сам герой ситуации. На занятиях по экологии к детям приходит электронный персонаж – Тетушка Сова, Экошка и др. Они ведут с детьми заранее записанный диалог, беседуют с ними, загадывают загадки и т. д. Данный приём способствует формированию мотивации к деятельности, позволяет ребёнку почувствовать себя нужным, вселяет уверенность в свои силы.
Использование ИКТ позволит сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными. И пытливый ум воспитанников испытывает истинное наслаждение в познании окружающих явлений и получении знаний. Дети становятся активными, проявляют живой интерес, что способствует хорошей результативности занятия.
Можно выделить ряд преимуществ использования компьютерных технологий в работе с дошкольниками:
1. Предъявление информации экологического содержания на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей младшего дошкольного возраста.
3. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
4. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
5. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
6. Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
7. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Применение ИКТ позволяет сделать образовательный процесс экологической направленности более привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Для определения уровня экологического воспитания моих воспитанников мной была использована диагностика по экологическому воспитанию детей.
Диагностика по экологическому воспитанию детей младшей группы
Характерные особенности времён года
Задание «Осень».
Цель: выяснить знания детей об осени, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди осенью на огороде, в саду, в поле.
Материал: картинки осени, панно «Осень», картинки осенних деревьев, животных в лесу.
1. Расскажи, что ты видишь на картинке, назови время года.
2. Какие приметы осени ты знаешь.
3. Что убирают в поле, на огороде, в саду?
4. Что происходит с растениями?
5. Что делают животные?
Инструкция к проведению
На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Зима».
Цель: выяснить знания детей о зиме, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди зимой на улице.
Материал: картинки зимы, панно «Зима», картинки зимних деревьев, животных в лесу.
1. Какое время года нарисовано на картинке.
2. Назови простейшие зимние явления природы?
3. Что человек делает зимой?
4. Почему уснул медведь?
5. Каковы особенности существования растений зимой?
Инструкция к проведению
На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Весна».
Цель: выяснить знания детей о весне, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди весной на улице.
Материал: картинки весны, панно «Весна», картинки весенних деревьев, животных в лесу.
1. Покажи, на какой картинке нарисована весна.
2. Назови приметы весны?
3. Какими видами труда заняты люди весной?
4. Почему вернулись птицы?
5. Что делают животные весной?
Инструкция к проведению
На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1 Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2 Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3 Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Лето»
Цель: выяснить знания детей о лете, изменениях происходящих в природе и жизни животных. Знают ли о том, что делают люди летом на улице, в огороде, в саду.
Материал: картинки лета, панно «Лето», картинки летних деревьев, животных в лесу.
1. Узнал ли ты лето?
2. Знаешь ли ты приметы лета?
3. Знают ли, каким трудом заняты люди летом?
4. Что делают птицы летом?
5. Чем заняты животные летом?
Инструкция к проведению
На столе лежат картинки, ребёнок рассматривает их и отвечает на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
«Живая природа»
Задание «Растительный мир».
Цель: выяснить знания детей о растительном мире, знают ли отличия живого от неживого, называют овощи и фрукты.
Материал: картинки с изображением разных растений, овощей, фруктов.
1. Расскажи, что ты видишь на картинке.
2. Что будет если растение не поливать?
3. Живое ли растение? Как догадался, что живое?
4. Назови фрукты и овощи, которые ты знаешь?
5. Посмотри на картинку и ответь, чем дерево отличается от кустика?
6. Покажи на картинке части растения (лист, стебель, цветок).
Инструкция к проведению
Перед ребёнком выкладываются картинки, ему необходимо рассказать, что он видит, назвать растение, как он догадался, что это растение.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.
Задание «Животный мир».
Цель: выяснить знания детей о животных, знают ли названия животных и их детёнышей, имеют ли понятие о том, чем питаются.
Материал: картинки с изображением диких и домашних животных, карточки из серии «животные и их детёныши», иллюстрации – зимний лес, заяц на снегу, медведь, спящий в берлоге, деревенский двор.
1. Назови части тела животного.
2. Как называются детёныши разных животных?
3. Почему одних животных называют «домашними»?
4. Почему других животных называют «дикими»?
5. Чем питаются разные животные? (кролик, козочка, кошка).
6. Как «говорят» животные? (кошка, собака, корова, козочка, петушок).
Инструкция к проведению
Проводится в виде беседы по картинкам, ребенку предлагается рассказать, что он видит на картинке и ответить на вопросы воспитателя.
Критерии оценки:
1. Ребёнок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл
говорящего – 3 балла.
2. Ребёнок затрудняется с ответом, может ответить только с помощью
наводящих вопросов – 2 балла.
3. Ребёнок не может ответить на поставленный вопрос – 1 балл.
Высокий уровень – 12 – 15 баллов.
Средний уровень – 8 – 10 баллов.
Низкий уровень – 4 – 6 баллов.