Лучший педагог года

Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы)

юлия малькова
Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы)

В последнее время у дошкольников часто выявляются трудности при произношении сложных слов.

В процессе работы приходится сталкиваться с тем, что воспроизведение сложных слов даётся детям тяжело и растягивается на длительное время. Требуются многократные повторения. Однообразие утомляет детей. Снижается эффективность коррекционной работы.

Публикация «Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы)» размещена в разделах

Возникла необходимость создания такой системы работы, которая позволяла бы преодолевать недостатки произношения слов со сложной слоговой структурой, повышать детскую активность и создавать положительную мотивацию.

Мною была составлена картотека дидактических игр и упражнений по формированию слоговой структуры речи по следующим направлениям:

Игры, направленные на работу над ритмом :

Игра «Музыкант»

Упражнение направлено на воспроизведение ритма при отхлопывании, отстукивании или подаче звука на любом инструменте.

Игры, направленные на развитие слуховой памяти.

В данных играх детям предлагается послушать слова. А затем в зависимости от выбранной игры назвать все слова; слово, которое появилось, пропало или изменилось.

Игры, направленные на формирование фонематического восприятия

Данные игры я выбрала из логопедической тетради Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа».

1. Если ребёнок услышит правильное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильное – красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, чё тко произносит звукосочетания:

Баман паман банан банам; витамин митанин фитамин виталим.

2. Ребёнку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке. Мак-бак-так, бык-бак-бок.

3. Из четырёх слов, отчётливо произнесённых взрослым, ребёнок должен назвать то, которое отличается от остальных: канава-канава-какао-канава, ком-ком-кот-ком.

4. Из каждых четырёх названных взрослым слов ребёнок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальных 3:Мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом

5. Взрослый, не торопясь, внятно произносит три слова, а затем просит ребёнка определить, на какое из названных трёх слов больше похоже четвё ртое: Мак-дом-ветка (слова для сравнения : сетка, ком, бак, метка, клетка).

6. Воспроизведение различных слоговых рядов :

-со сменой ударного слога :Та-та-та, та-та-та, та-та-та; па-па-па, па-па-па, па-па-па.

-с одним согласным и разными гласными звуками: Та-то-ту, ты-та-то, му-мы-ма.

-с общим гласным и разными согласными звуками: Та-ка-па, ка-на-па, фа-ха-ка, ба-да-га, ма-на-ва, па-ка-та, га-ба-да, ка-фа-ха, ва-ма-на и т. д. То же с гласными О, У, Ы.

-с согласными звуками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по два слога :

па-ба, по-бо, пу-бу, пы-бы,

затем по три слога :Па-ба-па, по-бо-по.

-с согласными звуками, различающимися по мягкости/твё рдости: Па-пя, ма-мя, ва-вя.

-с наращиванием стечения согласных звуков: Па-тпа, та-пта, фа-тфа, та-фта.

-с общим стечением двух согласных звуков и разными гласными: Пта-пто-пту-пты и т. п.

-со сменой позиции согласных звуков в их стечении: Пта-тпа, пка-кпа, фпа-пфа.

Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне слогов

Игра «Хлопки».

Повторите сложные слова с ребёнком по слогам, делая хлопки или шаги на каждый слог. (Библиотека. Температура)

Игра «Гусеница».

Ребёнок играет с кружочками и собирает из них гусеницу. Вместе с ребёнком выкладывайте в ряд кружки, называя слова. На каждый кружок по одному слогу.

Игра «Цветок».

Предложите ребёнку вырастить цветок. Подбирайте лепестки, и с каждым лепестком называйте по одному слогу. Произнесите слово полностью. Посчитайте сколько лепестков – столько и слогов.

Аналогичные игры: «Цепочки, Колечки, Волшебный сундучок, Кирпичики, Бусы, Солнышко, Какое слово сказала Рыбка, Аквариум, Радуга, Матрёшки, Слоговички, Пирамидка, Снеговик, Лягушка-Путешественница, Ёлочка, Яблоня, Резиночки, Домики, Поезд, Ступеньки, Клеточки, Цифры, Слогоежка».

Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры на уровне слова

Игра «Один – много».

Для закрепления сложных слов можно изменять данные слова по числам.

Игра «Расколдуй слово».

Предложите ребёнку «расколдовать» слова, превратить их из сложных в простые и наоборот. (Самовар – сам варит)

(Сам варит – самовар и т. д.)

Игра «Найди пару».

Ребёнок выбирает и называет подходящие картинки. (Часы – часовщик, фотоаппарат – фотограф, водопровод – водопроводчик и т. д.)

Игра «Рыбаки».

Нужно поймать рыбу и назвать картинку со сложным словом на обратной стороне рыбки.

Игра «Собери урожай».

Дети собирают яблоки в ведёрки или, наоборот, развешивают на яблони. Для этого крутят стрелку и в соответствии с количеством яблок на картинке, которую укажет стрелка, называют слово с тем же количеством слогов. Выигрывает тот, кто быстрее соберёт или развесит все яблоки.

Игры, направленные на коррекцию слоговой структуры слов на уровне предложения

1. Игра «Придумай предложение».

Для закрепления сложных слов можно придумать предложения со сложными словами с предлогами (на, под, над и т. д.) («На велосипеде катается Карина», «За велосипедом бежит собака») и т. д.

2. Игра «Путаница».

Попросите ребёнка исправить ошибки в предложениях. («На Карине катается велосипед» - «На велосипеде катается Карина») и т. д.

3. Игра «Составь предложение».

Ребёнок составляет предложения из слов. («Павел, библиотека, в, читает» - «Павел читает в библиотеке») и т. д.

4. Игра «Доскажи слово».

Нужно повторить предложение и добавить подходящее слово. («Водопроводчик чинит.»)

5. Игра «Попугай».

Ребёнок повторяет предложения с «похожими звуками» и сложными словами. (Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас).

6. Игра «Мультяшки».

Ребёнок произносит предложения со сложными словами от имени разных сказочных героев, с различной интонацией.

7. Игра «Микрофон».

Попросите ребёнка произнести предложения со сложными словами с различной громкостью (громко, тихо, шёпотом).

Прикреплённые файлы:

malkova-yu-o_ovt9i.ppt | 16650,5 Кб
 
Публикации по теме:

«Использование игр-активаторов на родительских собраниях» (из опыта работы). Главная задача любого родительского собрания- искать совместные пути решения всевозможных проблем. В своей группе мы проводим родительские.

Описание опыта работы «Развитие мелкой моторики у дошкольников в процессе пальчиковых игр и упражнений» 1. Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса. Вопрос развития.

Использование народных игр для совершенствования двигательной активности детей (из опыта работы) Право на игру зафиксировано в конвенции о правах ребёнка среди других жизненно важных прав. Детская игра всё чаще рассматривается как развлечение,.

Из опыта работы «Использование дидактических игр в обучении декоративному рисованию детей старшего дошкольного возраста» В связи с утверждением и введением в действие Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования к структуре.

Из опыта работы учителя-логопеда «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР»Из опыта работы учителя-логопеда «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР» Данная работа будет интересна, как начинающему логопеду, так и логопеду с опытом. В ней последовательно отражены этапы коррекционной работы.

Использование дидактических игр и упражнений при ФЭМП у детей с общим недоразвитием речи В процессе своей трудовой деятельности, я выбрала для себя тему, над которой работаю много лет,постоянно совершенствуя себя и детей. "Использование.

Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов и успешного овладения грамотой «Использование дидактических игр и упражнений для развития фонематических процессов – залог успешного овладения грамотой детьми старшего.

Опыт работы «Использование дидактических игр в развитии внимания детей» С каждым днём жизнь современного человека становиться все более сложной и насыщенной. Поток информации, расширение человеческих контактов,.

Особенности использования дидактических игр в процессе ФЭМП у дошкольников. Выступление из опыта работы «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий» В. А. Сухомлинский.

Развитие математических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр — из опыта работы воспитателя Работа детского сада над формированием элементарных математических представлений является одним из средств умственного воспитания ребёнка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование дидактических игр и упражнений для работы над слоговой структурой слова (из опыта работы)
Опубликовано: 27 марта 2017 в 17:31
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД