Ольга Алексеенко
Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Алексеенко О. Ю.
Воспитатель
МАДОУ д/с №369
г. Новосибирск.
«Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков».
«Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Использование логопедических дорожек для отработки автоматизации и дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
В настоящее время у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание. Следствие слабого развития моторики, и в частности - руки, это общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. Если с речью не все в порядке, часто это проблемы с моторикой. Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. К сожалению, о проблемах с мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается двойной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах ручку. Своевременная коррекция нарушений моторной сферы может предупредить трудности освоения письма. Особое внимание необходимо уделять развитию общей и мелкой моторики.
Ряд исследователей доказали (М. М. Кольцова, А. В. Антакова - Фомина и др., а практикой подтвердили, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении речи всех детей, в том числе с ОНР (Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева).
Взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих ученых (И. П. Павлов, А. Р. Лурия). Они пришли к выводу, что особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами. И наоборот ребенок сосредоточенно пишущий или рисующий помогает себе, непроизвольно высовывая язык. Исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет о том, что движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Поэтому развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук в коррекционной работе с детьми должно быть приоритетным.
Недавно я побывала на одном из методических объединений, на котором я познакомилась с новой для меня методикой – это сенсорные дорожки для мелкой моторики. Меня очень заинтересовала данная методика, и мне захотелось включить её в процесс коррекции нарушений речи в нашей логопедической группе.
Конечно, всё началось с подбора информации о разнообразии сенсорных дорожек. Из чего и как их лучше сделать. Мне приглянулся вариант изготовления дорожек из фетра, а уж, почему шагать….
Существует огромное разнообразие материалов. Я выбрала на данный момент: пуговицы разной текстуры, шнуровки, цепочки металлические, поролон, мех, помпоны, наждачку, различные ленты и это ещё не конец списка, что можно использовать для данных ковриков.
Знакомство деток с дорожками мы начали с методики пальчиковых шажков. Данную методику я нашла в книге Черновой Е. И. "Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики". Методика автора данной книги заключается в следующем. Ребенок знакомится с дорожкой с самого легкого начального варианта – «шаги» указательным и средним пальцами. Обязательно каждое прошагивание сопровождается стишком или приговоркой.
В дальнейшем вводиться усложнение в такой последовательности: шагают указательный и безымянный пальчики, указательный палец и мизинец, большой и указательный пальчики, большой и средний пальчики, большой и безымянный, средний и безымянный, средний и мизинец, безымянный и мизинец. Ребенок будет испытывать трудности, работая безымянным пальчиком и мизинцем, т. к. в быту используются движения преимущественно первых трех пальцев и смежной с ними частью ладони. Поэтому очень важно прорабатывать все варианты работы с пальчиками, несмотря на трудность выполнения.
Шагая пальчиками важно подключать к работе кисть руки. Движение кисти руки в запястье помогут выполнять сложные в воспроизведении шаги.
Дальше усложнением является содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук и выполнение одновременно разнотипных движений пальцами рук. Эта работа требует более высокого уровня регуляции, воспитывает у ребенка сосредоточенность, умение сконцентрироваться, удерживать внимание и способствует расширению резервных возможностей функционирования головного мозга.
Несмотря на сложности выполнения, данные дорожки вызывают у деток огромный восторг, ведь они яркие, интересные, и самое главное – это разнообразные тактильные ощущения
Конечно, мы не могли не использовать данную методику и для другой разновидности коррекционной работы – это автоматизация и дифференциация звуков. Для интереса на дорожку с помощью липучки можно прикреплять предмет в названии, которого есть отрабатываемый звук. Это деткам очень нравиться и сразу понятно, какой звук им нужно произнести.
Здесь я придумала вариант предметов-слов на пуговицах, которые являются сменными, т. е. одна и та же дорожка может работать для любого звука. Кроме единичного звука произносим слоги, как прямые, так и обратные.
В дальнейшем я планирую продолжить работу над многообразием сенсорных дорожек, потому что у детей отметился интерес в работе с ними и это положительно сказывается на их речевом развитии.
Список литературы
1. Е. И. Чернова,Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги. Упражнения для развития мелкой моторики. СПб: «Корона-Принт»,2017.
2. Инфоурок. Библиотека материалов. [Электронный ресурс].