Папки-передвижки

Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста

Светлана Чопа
Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт в дошкольном образовании направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Публикация «Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Тема моего педагогического исследования «Использование макетов для развития познавательных способностей детей и формирования представлений об окружающей действительности»

Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент будущей личности. Именно дошкольное детство является периодом первоначального познания окружающей действительности. Исследования отечественных и зарубежных психологов говорят об очень ранних сроках проявления познавательных способностей у детей.

Познавательные способности включают в себя как сенсорные способности (восприятие предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные, обеспечивающие относительно легкое и продуктивное овладение знаниями, сущностью предметов и явлений окружающего мира.

Для успешного развития познавательных способностей необходимо развитие познавательной активности.

Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является макетирование.

Главной характеристикой макета является то, что он отражает, содержит в себе существенные особенности натуры, в доступной форме воспроизводит самые значимые стороны и признаки макетируемого объекта.

В образовательном пространстве макеты способствуют развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка. Макетирование способствует развитию речи детей. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, повествует о различных явлениях и объектах природы, рассуждают, тем самым пополняют свой запас. Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:

Знакомство с условиями жизни, какой-либо ситуацией или средой обитания (человека, животного и т. д.).

Закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме.

Решение конкретных задач на основе макета (моделирование ситуации).

Развитие монологической и связной речи.

Развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии.

Развитие общей и мелкой моторики рук.

Развитие коммуникативных навыков

Активизация лексического словаря.

Формирование навыков сочинительства.

- Формирование творческих способностей.

Воспитание доброжелательности.

Умения работать в коллективе.

Требования к макетам : они должны быть устойчивы и легко перемещаться с места на место; удобными в обращении, доступны дошкольникам для свободного выбора и игры; должны быть эстетически оформлены; служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры.

По Н. А. Коротковой, макеты условно делятся на два типа модели и карты.

Макеты-модели представляют собой уменьшенные целостные объекты, направляющие воображение ребенка в основном на события, происходящие «внутри» этих объектов на небольшой плоскости с закрепленным на ней устойчивым сооружением-зданием.

Макеты-карты - это плоскости (не менее50x60 см) с планом — схемой и объектами-маркерами пространства, отображающие определенную территорию, направляют ребенка на развертывание сюжетных событий, «снаружи», вокруг оформляющих эту территорию объектов.

При реализации работы по использованию макетов я определила следующие задачи:

- развивать познавательный интерес у детей, который влечет за собой развитие познавательных и творческих способностей (умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, искать аналоги);

- расширять кругозор и знания детей;

- развивать навыки исследовательской деятельности;

- формировать мотивы собственных действий, ставить цель, отбирать необходимые средства, определять последовательность действий;

- развивать умение договариваться о совместных действиях. Сотрудничать в группе.

- формировать созидательную направленность ребенка.

Формы работы:

- игровая деятельность;

- коммуникативная деятельность

- трудовая деятельность;

- продуктивная деятельность;

- познавательно-исследовательская деятельность;

- чтение художественной литературы.

Выявила виды деятельности, в которых можно использовать макеты :

- НОД

- совместная игровая деятельность с воспитателем;

- дидактические, сюжетно – ролевые игры;

- художественно – конструктивная деятельность.

Планирование работы осуществляла с помощью технологической карты, которая позволила четко организовать работу по теме.

Структура карты такова:

-Тема;

-Возраст;

-Цели и задачи;

-Организация предметно – развивающей среды;

-Создание условий для развития творчества;

-Участие детей в изготовлении антуража;

-Обыгрывание и свободная импровизация.

Для разработки и изготовления макета выделила 3 этапа.

I этап – подготовительный

- Обогащение личного опыта детей (проведение бесед, рассматривание картин, иллюстраций, прогулки и экскурсии, чтение художественной литературы и т. д.).

- Подготовка и сбор материала для создания макета. Макет должен максимально правильно отражать реальный мир, на основе качественного, реалистичного макета воспитанники могут изучать характерные особенности какой-либо среды, развивать свой кругозор и познавательную деятельность. Детали для любого макета играют очень важную роль, на основе деталей, создается характерный образ, сущность макета, именно это привлекает детей. Также, макет действует как демонстрационный материал, педагог в начале занятия на его основе может продемонстрировать варианты выполнения заданий, или разыграть какой-либо сюжет или действие. Можно использовать макеты для ознакомления детей с лексической темой, и тем самым расширять их знания об окружающем мире. Надо отметить, что все объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета.

II этап – основной

- Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом (многие объекты не прикреплены к макетам, дети могут свободно их перемещать по всей поверхности макета).

III этап – активизация работы с макетами

Для формирования у детей младшего дошкольного возраста представлений о диких и домашних животных мы изготовили макеты «Ферма», «Лес», «Лес. Времена года». Заселение макетов «Ферма», «Лес» животными проводили вместе с детьми. Каждому ребенку заранее приготовили игрушку – животное. Рассказывали, кто из животных живет на деревенском дворике, а кто – в лесу. Данные макеты использовали для проведения дидактических игр с детьми по лексическим темам «Дикие животные», «Домашние животные». Использование макетов позволило активизировать мыслительную деятельность детей, развить их любознательность. Мы начинаем задавать малышам вопросы проблемного характера: «Кого из животных мы возьмем в лес за грибами?» «Можно ли увидеть на снегу следы медведя?»

Макет «Лес. Времена года» использовали для закрепления знаний детей о жизни животных в разные времена года.

Рассматривая макет учили детей сравнивать :

- зимой в лесу много снега, а летом много травы

- летом заяц серый, зимой белый.

- зимой медведь спит, а летом собирает корешки, ест малину и т. д.

Игровые задания при работе с макетами «Лес», «Ферма».

- «Что не так?»

- «Где кто находится?»

- «Кто ближе, кто дальше?»

- «Расставь по памяти животных в лесу, на ферме»

- «Загадай нам объект на макете, а мы его отгадаем»

- «Помоги разместить животных (с опорой на ориентировку в пространстве)»

- «Что лишнее на макете? Объясни почему»

- «Кого из животных Маша возьмет с собой в лес»

- «Придумай свою историю»

- «Один – много» и т. д.

- «Наведём порядок в лесу»

Макет «Времена года» многофункциональное, мобильное и очень легкое в использовании. Простота конструкции позволяет нам использовать пособие в разных видах организованной деятельности, как с подгруппой детей, так и индивидуально. При использовании макета «Дерево. Времена года» решали следующие задачи:

- расширение представлений детей о сезонных изменениях в природе, характерных признаках зимы, весны, лета, осени;

- овладение умением сравнивать, находить сходства и различие;

- формирование навыка составления короткого рассказа о сезонных изменениях в природе,

- развитие у детей интереса к природе;

- воспитание у детей эмоционального, положительного отношения к природе, умение видеть прекрасное в разном времени года.

Используя макет «Времена года», провожу дидактические игры:

- «Выбери нужный предмет»

(среди предметов дети выбирают те, которые относятся к зиме (лету, осени, весне) и объясняют свой выбор. Затем прикрепляют к макету)

- «Назови цвет времени года» (воспитатель вращает макет, выбирает сезон года, дети называют цвета и оттенки времени года).

- «Большие и маленькие листочки» (воспитатель прикрепляет на макет дерева большие листочки и предлагает ребёнку, около большого листочка прикрепить еще один большой листочек, около маленького листочка – маленький).

- «Путаница» (воспитатель размещает на макете предметные модели, не соответствующие времени года. Предлагает детям рассмотреть дерево, определить все ли карточки размещены правильно).

- «Когда это бывает?» (воспитатель предлагает детям, рассмотреть предметные картинки с признаками времен года, выбрать картинки, которые ему понравились (объясняя свой выбор) расположить их у основания дерева.

- «Угадай время года» (воспитатель зачитывает детям стихотворные тексты, а дети должны отгадать о каком времени года говориться в стихотворении и показать на макете).

Закрепляем лексические темы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето»

В результате практической деятельности на основе работы с данным макетом дети закрепили понятия: «времена года», «признаки времен года», «погода», «растительный мир», «животный мир». У детей расширились знания о признаках времён года, о последовательности жизненных циклов в природе, о тех закономерных изменениях, которые с ней происходят.

Макет «Сад. Огород» способствует

- закреплению знаний о фруктах и овощах,

- развитию познавательного интереса к окружающему миру,

- введению новых понятий - сад и огород,

- развитию внимания, памяти, пополнению словарного запаса детей,

- воспитанию уважения к труду взрослых, к своему труду, благодарных чувств

к природе.

Разработали дидактические игры: «Что растет в саду, огороде?», «Чей плод?», «С какой ветки детки», «Собери корзинку овощей, фруктов».

Игровые задания для макета «Сад. Огород»

- «Что растёт на грядке» (воспитатель загадывает загадки об овощах, и предлагает отгадать загадку, найти отгадку на макете и положить отгадку в корзину.

- «Наш огород» (воспитатель предлагает ребёнку разместить на «грядке» определенный вид овощей).

- «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» (воспитатель показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя.

- «Найди по описанию» (воспитатель описывает один из овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать.

- «Собираем урожай» (сажать овощи на грядку пальчиками рук. Собирать овощи с грядки прищепкой и складывать в корзиночку.)

Блок «Город»

Макет «У нас во дворе» (в него входят макеты - модули «Площадка для выгула собак», «Детская площадка, макет «Дом», макет «Квартира», макет «Комната», которые могут быть использованы отдельно, как в образовательной, так и в игровой деятельности детей)

При работе с макетом решаем следующие задачи:

- Уточнять знания детей о строении дома, его частях, назначении.

- Расширять представления об объектах территории вокруг дома, их назначении.

- Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода – мебель, посуда.

- Познакомить детей с предметами домашнего обихода, которые могут представлять для них опасность.

- Расширять знания о безопасном поведении в быту, вне дома.

- Развивать пространственные представления о направлениях, употребление наречий «направо», «налево» и предлогов «перед», «за».

- Устанавливать причинно-следственные связи в зависимости между объектами.

- Совершенствовать умения ориентироваться на макете.

Игровые задания к макетам «Квартира», «Дом», «Детская площадка», «Площадка для выгула собак»

- «Загадай нам объект на макете, а мы его отгадаем»

- «Что находится справа, слева, впереди, за и т. д.» (ориентировка в пространстве)

- «Расставь мебель по плану»

- «Наведи порядок в квартире»

- «Чего не хватает» (предметы мебели)

- «Найди лишний предмет мебели»

- «Расставь предметы по образцу» (собачья площадка)

- «Помоги собачке пройти лабиринт, барьер и т. д.»

- «Посади куклу на качели, на карусель и т. д.»

- «Что лишнее?»

- «Опасно – неопасно»

Макет «Улицы города»

Задачи:

- обогащать активный и пассивный словарь детей, знакомить с понятиями «тротуар», «пешеход», «проезжая часть», «водитель», «светофор», «пешеходный переход»;

- актуализировать первоначальные знания о правилах безопасного поведения на улице, видах транспортных средств, дорожных знаках, видах переходов, сигналах светофора;

- формировать умение моделировать дорожно - транспортные ситуации на макете;

- свободно ориентироваться на плоскости.

Дидактические игры и задания к макету «Улицы города» : «Вопросы и ответы», «Собери знак», «Почини светофор», «Проложи путь», «Дорожное лото», «Расставь по плану», «Как проехать?», «Найди безопасный путь», «Помоги бабушке перейти дорогу», «Наша улица», «Подбери знак», «Подумай – отгадай», «Путаница».

Итог.

Использование макетов позволило нам активизировать мыслительную деятельность детей, развить их любознательность, что свидетельствует об эффективности использования технологии макетирования в познавательной деятельности дошкольников.

В чем же эффективность и целесообразность использования технологии макетирования в воспитательно-образовательном процессе дошкольников?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Макет могут изготовить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности, помогающие оптимизировать работу педагога в познавательно-исследовательской работе с детьми дошкольного возраста.

В-третьих, является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала.

В-четвертых, он гармонично вписывается в познавательную деятельность дошкольников, в общепринятую систему воздействия на развитие дошкольника и обеспечивает ее логическую завершенность.

И в-пятых, носит характер комплексного воздействия, не только развивает познавательные способности, но и способствует развитию памяти, внимания, мышления, творчества.

Я убеждена, что макетирование займет достойное место в процессе познавательной деятельности детей в детском саду.

Публикации по теме:

Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников»Мастер-класс «Использование конструктора Тико для развития познавательных способностей дошкольников» Мастер-класс для родителей старшей группы Тема: «Использование конструктора ТИКО для развития познавательных способностей дошкольников».

Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возрастаИспользование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста».

Предметно-пространственная среда как условие развития познавательных интересов у детей среднего дошкольного возраста В настоящее время актуальность проблемы развития познавательной активности дошкольника можно объяснить общими тенденциями гуманизации образования,.

Применение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возрастаПрименение макетов как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста "Применение макетов, как средства формирования познавательных интересов детей с нарушениями зрения дошкольного возраста"Современными научными.

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Игротерапия, как средство развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. «Игра — это огромное светлое окно, через которое.

Проект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возрастаПроект «Пуговичный мир» как одна из форм развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста Познавательно-творческий проект Задачи: Образовательные познакомить детей с историей возникновения пуговиц, их разнообразием, спектром.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Создание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование игровых макетов в работе с детьми дошкольного возраста Одним из перспективных способов развития интеллекта у дошкольников является макетирование. Макет служит как объектом и средством деятельности.

К проблеме развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОО Проблема исследования заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование макетов для развития познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 марта 2022 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД