Папки-передвижки

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста

Ирина Уварова
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Уварова Ирина Викторовна

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №9

комбинированного вида» города

Орла, Россия

Аннотация: Речевое развитие у детей дошкольного возраста является одной из важнейших задач. В данной статье я постаралась раскрыть особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста через использования мнемотехники.

Публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: развитие речи; мнемотехника; мнемоквадраты; мнемодорожки; дошкольный возраст; перекодирование информации.

В федеральных государственных образовательных стандартах

к образовательным программам появляется ряд новых образовательных областей,

в том числе и «Речевое развитие». Область «Речевого развития» включает владению речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения

к грамоте.

«Учите ребенка каким – нибудь

Неизвестным ему пяти словам –

Он будет долго и напрасно мучиться,

Но свяжите двадцать таких слов с картинками,

И он их усвоит на лету.

Ушинский К. Д.

Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка. Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.

Именно поэтому огромная ответственность лежит на педагогах дошкольного образования, формирующих и развивающих связную речь малыша. Развитие связной речи является первым и важным условием полноценного развития ребенка.

В дошкольном возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит.

Чтобы достигнуть эффективных результатов, я решила использовать нетрадиционный метод работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию связной речи – мнемотехнику. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

Особенность мнемотехнике – применение не изображение предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятие мнемотаблиц. Методика мнемотехнике помогает в развитие : связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорение процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Первым этапом обучения для самых маленьких дошкольников является мнемоквадраты. Такая картинка представляет собой нанесенное изображение, которое обозначает одно слово или словосочетание, например: дом, дерево, цветок и т. д. Когда ребенок освоил мнемоквадраты, педагог усложняет задания, демонстрируя мнемодорожки. Они представляют собой таблицы, состоящие из четырех картинок. По изображению картинок, ребенок может составить два – три простых предложений. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Наиболее сложной структурой является мнемотаблица. Она состоит из блока схематических изображений, позволяющих составить целый рассказ или выучить стихотворение.

Этапы создания мнемотаблици.

1. Читаем стихотворение или рассказ и выделяем важные моменты.

2. Расчерчиваем лист бумаги на равные квадраты.

3. В каждом квадрате рисуем картинку, которая ассоциируется со словами.

4. Под каждым квадратом подписываем слова, которые необходимо запомнить.

Правила и требования мнемотехники :

1. Знаки и символы должны быть хорошо знакомы детям.

2. Знаки и символы должны отображать обобщённый образ предмета.

3. Знаки и символы предварительно обсуждаются с детьми и принимаются как ведущие.

4. Замысел графической схемы должен быть знаком и понятен ребёнку.

Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Их можно использовать для :

– обогащения словарного запаса;

– при обучении составлению рассказов;

– при пересказах художественной литературы;

– при отгадывании и загадывании загадок;

– при заучивании стихов.

Например, при заучивании стихотворений, я в своей практике использовала мнемотаблицы. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план – схема, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью мнемотехники, дети научатся планировать свою речь.

Работа на занятиях по мнемотаблицам строится в три этапа:

1этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: после перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме. В младших группах с помощью взрослого, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Накопленный опыт работы по использованию приемов мнемотехники в образовательной деятельности с детьми, позволяет сделать вывод о том, что дети стали активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторять за педагогом текст, некоторые самостоятельно проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать и зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилось внимание и усидчивость. Но и самое главное у дошкольников развивается память, внимание, воображение, образное мышление, формируются навыки перекодирование информации, развивается мелкая моторика рук, совершенствуются лексико – грамматические средства языка, что в свою очередь способствует речевому развитию детей.

Список литературы

1. Левшина Н. И., Градусова Л. В. Современные подходы к развитию связной речи дошкольников. // Фундаментальные исследования. – 2015. -№2. – 15 с.

2. Леушина А. М. Значение мнемотехники в развитии связной речи дошкольников - труды Всероссийской научной конференции по дошкольному воспитанию. – М., 2009.– 168 с.

3. Полькова Н. Н., Ефанкина О. А. Особенности использовании мнемотаблиц для развития связной речи старших дошкольников : стать в сборнике науч. конференции «Череповецкие чтения-2013», 2014. – С. 152-154.

4. Репина Т. А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. - 2014.- № 1. –14 с.

5. Усенко Ю. В. Использование мнемотаблиц в познавательно-речевом развитии дошкольника// Дошкольная педагогика. – 2013. – №7. – С. 18-19.

Публикации по теме:

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Актуальность здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. В современном мире всестороннее развитие детей невозможно.

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность.

Использование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазлИспользование в работе по ФЭМП с детьми дошкольного возраста математических пазл Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение огромных стараний не только наставником, но и учеником. Чтобы.

Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РоджиоИспользование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу Роджио Использование в работе с детьми дошкольного возраста провокации по методу РОДЖИО. Чтобы заинтересовать детей к художественной литературе.

Использование варежковой куклы «Жираф» в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование варежковой куклы «Жираф» в работе с детьми дошкольного возраста Варежка - это предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое — для всех остальных.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»Мастер-класс «Использование мнемотехники в заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста» Высказывание К. Д. Ушинского звучит так: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите.

Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста Методическая разработка "Использование кругов Луллия в работе с детьми дошкольного возраста. " Автор-составитель: Гаранина Елена Михайловна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 17 августа 2021 в 10:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Уварова (УИ 373171) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД