Получи документы

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

Юля Игнатьева
Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛАСТОЧКА»

ОПЫТ РАБОТЫ

учителя-логопеда Игнатьевой Ю. О.

по теме:

«Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР»

Варгаши, 2019г.

«Терпение и творчество,

Упорство и победа-

Вот главные этапы

В работе логопеда»

Введение

Публикация «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР» размещена в разделах

В нашем дошкольном учреждении ведет свою работу группа компенсирующей направленности, которая решает основные проблемы коррекции речи детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Специфика речевого дефекта ребенка с ОВЗ и возникающие вторичные отклонения (нарушения в развитии высших психических функций, общей и мелкой моторики, ориентировки в пространстве, эмоционально-волевой сферы, творческой активности, процессов общения, индивидуальные особенности ребенка, среда обучения и воспитания вносят свои коррективы в известные традиционные методики и требуют поиска новых форм работы и новых решений для успешного коррекционно-образовательного процесса.

В различных методических и научно-популярных изданиях дефектологи, логопеды, педагоги и психологи представляют новые нетрадиционные формы работ с детьми с ТНР в дополнении к традиционным методам. Над этими работами трудились такие авторы как М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, Е. А. Пожиленко, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие.

Какие же методы и приемы будут способствовать эффективной коррекции речи у детей с ТНР? Как обеспечить полноценное эмоциональное и психическое развитие дошкольника с ОНР? Эти вопросы интересуют меня на протяжении всего учебного процесса.

Проанализировав современные инновационные подходы, техники и методы в области логопедии, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР может быть действенный способом решения этой проблемы.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ приобретает особую актуальность и значимость. Это связано, прежде всего, с тем, что традиционные технологии не могут в полной мере обеспечить эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями. В то время как нетрадиционные технологии вызывают положительный эмоциональный отклик у детей, поддерживают познавательный интерес к деятельности, предупреждают переутомление, способствуют более активному включению в деятельность.

Цель – создание цикла коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий, обеспечивающих эффективную коррекцию звукопроизношения, фонематических процессов, формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Задачи:

- Изучить современные подходы к использованию нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе.

- Развивать все компоненты речевой системы ребенка с ТНР (коррекция звукопроизношения, развитие фонематического слуха, обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи.

- Развитие мелкой моторики, мимики, воздушной струи.

- Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

- Совершенствовать зрительно-пространственную ориентировку.

- Развитие мотивации к логопедическим занятиям.

- Распространить опыт использования нетрадиционных методов в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Новизна опыта заключается в сочетании традиционных и нетрадиционных технологий использования в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР.

Отличительная особенность представленной работы – авторские дидактические пособия и рекомендации по их использованию в коррекционно-логопедических занятиях.

Представленные методические рекомендации, дидактические пособия, игры и упражнения с ними рекомендованы учителям-логопедам, дефектологам, педагогам ДОУ.

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР.

В 2018 – 2019 учебном году я осуществляла коррекционно-образовательный процесс в старшей группе компенсирующей направленности. Для определения использования нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе было проведено логопедическое обследование детей с ОВЗ в количестве 6 человек. Обследование проводилось по следующим параметрам:

Звукопроизношение

Фонематический слух

Лексический строй

Грамматический срой

Связная речь

Для диагностики использовались следующие методики :

Речевая карта О. Крупенчук

Демонстрационный материал к речевой карте О. И. Крупенчук для обследования детей страшего дошкольного возраста (сост. Е. Михайлова).

В. С. Володина «Альбом по развитию речи».

Кроме логопедического обследования, было проведено диагностическое обследование уровня развития у детей мимической мускулатуры, мелкой моторики.

Результаты диагностических обследований детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявили нарушения звукопроизношения, нарушение фонетико-фонематических процессов, ограничение словарного запаса, несформированность лексико-грамматических средств языка, нарушение звукослоговой структуры слов, несформированность связной речи, мелкой и общей моторики, мимики и пантомимики.

Для получения наиболее эффективных результатов, с детьми был организован цикл индивидуальных коррекционно-логопедических занятий с использованием нетрадиционных технологий.

Каждое занятие с использованием нетрадиционных технологий выстраивалось по структуре:

1. Организационный момент;

2. Сообщение темы логопедического занятия;

3. Артикуляционная гимнастика

4. Развитие дыхания и воздушной струи.

5. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам;

6. Автоматизация звука изолированно в слогах, словах.

7. Физкультминутка.

8. Автоматизация звука в предложении

9. Формирование ЛГС речи

10. Развитие ВПФ

11. Итог логопедического занятия.

1. Организационный момент в логопедическом занятии.

Его цель – введение в тему занятия, создание мотивации к предстоящей деятельности, пробуждение интереса к познанию новых звуков. Для этого использовую релаксационные, мимические и имитационные упражнения. Например, «отправимся в гости», «пойдем в цирк», «посетим зоопрак».

2. Сообщение темы логопедического занятия. Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно для детей перейти к теме занятия. Я демонстрирую куклу, или загадываю загадку, предлагаю найти лишнюю из предложенных картинок и прошу определить первый звук в названии этой картинки.

Игровая форма сообщения темы занятия не только пробуждает у детей интерес к занятию, мотивирует их на дальнейшую деятельность, но и способствует достижению главной задачи этого этапа – сосредоточить внимание детей на изучаемом звуке, восприятии новых или повторении пройденных звуков.

3. Выполнение артикуляционной гимнастики.

Цель – формирование полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

По мимо традиционных артикуляционных упражнений, я использовала игры с элементами биоэнергопластики и «гастрономической логопедии», которые помогли разнообразить ежедневное выполнение артикуляционных упражнений.

4. Развитие воздушной струи и речевого выдоха.

Для формирования длительного и плавного выдоха использую разнообразные игры-вертушки, упражнение с полоской салфетки, ваты и мини-песочницу.

5. Характеристика звука. На этом этапе уточняется артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука и акустические признаки звука.

6. Изолированное произношение звука.

Упр. «Заведем мотор самолета», «Шар сдулся», «Тигр рычит», а также звуковые дорожки.

Используя мини-песочницу предлагаю ребенку нарисовать полет самолета, следы животных, дорожку и пр. Ребенок рисует пальцем на песке одновременно изолированно произносит звук громко, обычным голосом и шепотом.

Также использую камешки Марблс, предлагаю ребенку выложить звуковую дорожку повторяя поставленный звук.

Автоматизация изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.

Упр. «Здравствуй пальчик» - большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слоги.

Упр. «Пианист». Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз. Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

Используя песочницу предлагаю ребенку нарисовать вертикальные и горизонтальные линии и одновременно произносить заданные слоги.

«Су – джок» Ребенок катает ребристую палочку (ребристый мячик) рукой, проговаривая слоговые ряды, слова.

«Посчитаем на счетах»

Ребенку нужно произнести речевой материал одновременно передвигая колесико на счетах. Второй ребенок произносит слово столько раз, сколько колесиков отложено на счетах.

5. Произношение звуков в словах, чистоговорках.

Предлагаю ребенку заполнить дорожку камешками, проговаривая картинки на поставленный звук.

Выложи рисунок и проговори чистоговорку, стихотворение на поставленный звук.

В таких играх, как «Наряди красавицу - елку», детям предлагается подбирать картинки, в названиях которых есть заданный звук.

6. Физкультминутка на логопедических занятиях с использованием нетрадиционных технологий тесно связана с темой занятия и призвана не только снять усталость и напряжение, эмоциональную нагрузку, но и совершенствовать общую моторику, способствовать выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.

Формами проведения физкультминуток могут быть подвижная игра, имитация трудовых действий, произношение чистоговорок, сопровождающихся действием, а может быть направлена на развитие мимики и пантомимики.

На этом этапе я использую упражнения и игры, направленные на развитие мимики и пантомимики. Мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Например, покажи радость когда ты идешь в цирк, удивление – увидели огромного слона, испуг – на арене волк, подмингни правым глазом клоуну клоуну.

7. Автоматизация звука в предложении. По мимо традиционной логопедической методики я применяю нетрадиционные игры Н. Коняхиной с фонариком и без него. В основе этих игр лежит идея использования фонарика в качестве подсветки обратной стороны. Эти игры производят эффект волшебства и чуда.

Данные пособия решают задачи автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов, и еще много каких педагогических задач можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Игры представляют собой игровое поле с набором карточек. При первом взгляде эти карточки пусты, но стоит только поднести их к фонарику как происходит «волшебство» и появляется картинка. Эти игры производят эффект чуда.

Обязательным условием при выборе заданий на этом этапе работы является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Для достижения высокого уровня результатов коррекционно-логопедической работы и сопровождения занятий с использованием нетрадиционных технологий мною создано комплексное авторское пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

Пособие представляет собой мягкие буквы (звуки, которые сшиты из ткани и синтепона. На буквы (звуки) нашита лента велкро («липучка»). Каждая буква изготовлена из соответствующего цвета, обозначающего гласность, согласность твердость и мягкость. Для обозначения звонкости к соответствующим буквами пришит колокольчик.

Дополняют это пособие плоские фетровые игрушки, с обратной стороны которых нашита лента велкро («липучка»). Эти игрушки изготовлены как в соответствии с лексическими темами, так и нужных мне игрушек для автоматизации звука.

За счет «липучки» пособие можно использовать как горизонтально, так и на вертикально.

Данное пособие помогает решать следующие задачи:

Закрепление характеристики звука и буквы.

1. Обогащать словарный запас.

2. Упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями он, она, оно, они.

3. Формировать навыки образования относительных и притяжательных прилагательных.

4. Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и суффиксами увеличения.

5. Упражнять в согласовании существительных и числительных.

6. Развитию ориентировке в простарнстве.

7. Закрепление образа буквы.

По мимо традиционных техник использую свое авторское комплексное пособие «Мягкие буквы-звуки» и плоские фетровые игрушки.

На этом этапе знакомлю ребенка с образом буквы, которой на письме обозначается новый звук. Мы рассматриваем из каких элементов состоит буква и на что она похожа. Продолжая работать с пособием «Мягкие буквы-звуки», демонстрирую ребенку набор плоских игрушек, в основном в рамках изучаемой лексической темы, и прошу ребенка выбрать только те, в названии которых есть автоматизируемый нами звук и приклеить их на букву.

7. Далее переходим к формированию лексико-грамматического строя речи.

На этом этапе работы моя задача обогатить и закрепить словарный запас ребенка, упражнять в умении соотносить существительные с местоимениями.

Упражнять в употреблении слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами и в согласовании существительных и числительных.

Для этого применяю следующие игры и упражнения: «Жадина», «Назови ласково», «Посчитай до 5», «Один много» и др.

8. Развитие психических процессов.

Цель – развитие внимания, памяти, мышления.

На этом этапе я применяю следующие игры «Кого не стало, «Кто спрятался», «Вспомни и назови». Прошу ребенка закрыть глаза и убираю с буквы одну игрушку, а в конце прошу ребенка назвать всех «героев» буквы.

9. Итог логопедического занятия. Итог занятия может быть предложен в игровой форме, где гость занятия приготовил для детей сюрприз. Например, клоун спрятал в волшебном колпаке подарок для ребенка и предлагает задать вопросы, чтобы узнать, что там лежит.

В процессе рефлексии результатов мне важно узнать оценку детьми прошедшего занятия через ответы на вопросы: «Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным?» и т. д.

Использование нетрадиционных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми с ТНР старшей группы компенсирующей направленности позволило достичь следующих результатов:

Учебный год Уровень развития компонента Компоненты речи

Звукопроизношение Фонематический слух Лексический строй Грамматический строй Связная речь

Н. г К. г. Н. г К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г. Н. г. К. г.

2018-2019 Высокий 0% 17% 0% 50% 0% 17% 0% 17% 0% 17%

Средний 0% 50% 17% 50% 17% 50% 17% 67% 17% 50%

Низкий 100% 33% 83% 0% 83% 33% 83% 16% 83% 33%

В таблице видно, что дети имеющие низкий уровень развития речи на начало учебного года повысили результаты, и перешли на средний уровень развития речи, а дети со средним уровнем поднялись на высокий уровень. Значительно улучшилось звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, а также артикуляционная моторика, общая и мелкая моторики.

Проанализировав данные, я пришла к выводу о том, что уровень развития речи некоторых детей хотя и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без положительной динамики речевого развития детей нет. У одного воспитанника уровень развития звукопроизношения остался на низком уровне ввиду сложного врожденного анатомического дефекта.

Проводя мониторинговое исследование эффективности коррекционно-развивающей работы, можно сделать вывод, что грамотно организованная образовательная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяет достичь высоких результатов работы.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Теоретический опыт работы по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ТНР» представлен мною на международном сайте «МААМ»

В феврале 2019 года в ГАОДПО ИРОСТ г. Курган. на курсах повышения квалификации для учителей-логопедов по теме «Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ в процесс реализации ФГОС», я представила свой практический опыт работы, проанализировала опыт коллег по данному направлению и пришла к следующему выводу.

Использование в работе учителями – логопедами нетрадиционных технологий формирует у детей правильное звукопроизношение, развивает навыки грамматического строя и связного оформления собственного высказывания, обогащает и активизирует словарный запас детей с нарушением речи, нормализует произносительную сторону речи и, конечно, является эффективной формой воздействия на эмоциональную сферу дошкольника.

Публикации по теме:

Использование игровых технологий в лого-коррекционной работе с детьми дошкольного возраста (3 слайд) Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая.

Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи Использование игровых технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи. учитель-логопед Лощилина Е. Б. Понятие «игровые.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование LEGO — технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи Ни для кого не секрет, что количество детей, имеющих различные речевые нарушения, за последнее время резко увеличилось. Это связано с ухудшением.

Использование новых технологий в работе с детьми дошкольного возраста по программе дополнительного образования «Знайка» СОГБУ «ДЕМИДОВСКИЙ СОЦИАЛьНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ «ИСТОК». ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С.

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста. Смирнова Е. А., воспитатель.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста АКТУАЛЬНОСТЬ Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически.

План самообразования «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» План самообразования Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» 2018– 2019уч. г..

Проект «Использование нетрадиционных технологий в изобразительной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста» Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатель, родители воспитанников. Тип проекта: творческий. Продолжительность: долгосрочный.

Использование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речиИспользование квест-технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по развитию речи Мастер – класс для педагогов. Тема: «Использование квест – технологий в развивающей работе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР
Опубликовано: 10 ноября 2019 в 12:59
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД