МААМ-картинки

Использование окружающей природы в эстетическом воспитании дошкольников

Ирина Анатольевна
Использование окружающей природы в эстетическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Природа полна поэзии, которая наиболее свидетельствует о ее жизни; в ее вечном движении, в колыхании ее лесов, в трепете серебристого листа, на котором любовно играет луч солнца, в ропоте ручья, в веянии ветра, волнующего золотистую жатву, разлит для человека таинственный блеск и слышатся ему живые голоса, то грустные и одинокие, как звуки золотой арфы, то веселые и радостные, как песнь взвивающегося в небеса жаворонка.» (В. Г. Белинский)

Публикация «Использование окружающей природы в эстетическом воспитании дошкольников» размещена в разделах

Эстетическое воспитание – необходимое условие для формирования человека высокой культуры. Под эстетическим воспитанием педагогика понимает воспитание способности воспринимать, правильно понимать, оценивать и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

В дошкольный период происходит процесс становления личности ребенка. Поэтому эстетическому воспитанию отводится значительное место. Мы должны развить у детей любовь к прекрасному, чтобы оно активно входило в жизнь и вызывало бы ответное стремление создавать прекрасное в окружающем. Мы должны также вооружить ребенка теми умениями и навыками, которые помогли бы ему осуществить это прекрасное на практике – в жизни, в быту, во всем поведении. Широчайшие возможности для осуществления этих задач представляет природа.

Прекраснее всего сама природа. В нее-то и вглядывайтесь как можно пристальнее. Для начала возьмите цветок, или лист, или узоры мороза на стекле и т. д. Все это произведения искусства величайшей художницы природы. Постарайтесь словами определить то, что вам в них нравится. Это заставит внимание сильнее вникать в наблюдаемый объект, сознательнее относиться к нему, при оценке глубже вникать в его сущность, стремясь научить детей видеть прекрасное в природе, нужно усиливать впечатления от природы поэтическими образами литературы, музыки, живописи.

В течение года надо отмечать каждое интересное явление в природе. Вместе с детьми находить причинную связь этих явлений, отмечать их красоту, учить присматриваться к окружающему.

Первый снег! Сколько радости доставляет детям первый зимний день! Мы наблюдаем с детьми блеск снега на солнце и вечером при электрическом свете, отмечаем красоту зимнего пейзажа при белоснежном покрове, сравниваем с картинами К. Ю. Юона, В. А. Серова, Ф. А. Васильева.

«Белый снег, пушистый, в воздухе кружится»; - и дети подхватывают и читают дальше. Если воспитателю удается хорошо, интересно и занимательно преподнести детям материал для наблюдения, то у детей надолго остаются впечатления, которыми они делятся между собой. Коллективность восприятия играет большую роль в развитии у детей чувства прекрасного, побуждает к обмену мнениями, к высказываниям о виденном. При наблюдении надо создать непринужденную обстановку, в которой ребенок мог бы свободно и охотно проявить свои эстетические чувства.

Однажды в один из мартовских солнечных дней мы вышли на прогулку. Внимание детей привлекли сосульки, которые как щетка спускались с крыши.

- Ух, какие длиннющие, - заметила Оксана.

- А как переливаются на солнышке, они как будто разноцветные, - сказал Сережа.

- Как бахрома у скатерти, сколько их! - добавила Варя.

- Блестят, как хрусталь на люстре, у нас есть такая. – подметил Саша.

- А я знаю загадку: «Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою, лишь солнце ее припечет, заплачет она и умрет» - добавила Оксана.

Задача воспитания состоит не только в том, чтобы научить ребенка воспринимать красивое, видеть его, чувствовать и понимать, но главным образом в том, чтобы эстетические впечатления вызывали в ребенке желание действовать, отвечать на прекрасное своим собственным посильным участием в создании прекрасного, чтобы чувство могло оказать действенное влияние на поведение ребенка.

На вечерней прогулке, любуясь закатом, обратила внимание детей на мягкие и нежные краски зимней природы. На занятии, выборочно, прочитала книгу Г. Скребицкого «Четыре художника». Дети сразу вспомнили вечерний закат, сравнили его с описанием и иллюстрациями в книге, подобрали эпитет «зима – художница». После они часто стали применять это в речи.

Наблюдая то или иное явление природы, стараюсь часто сопровождать его соответствующими стихами, песенкой, добиваясь, чтобы ребенок не только понял содержание стихотворения, а воспринял его, как произведение искусства.

Выйдя на прогулку, дети пришли в восторг от инея, разукрасившего наш участок.

- Деревья, как в сказке, - восхищались они.

«Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней -

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.» (А. Фет)

Детям очень понравились эти строчки. Непонятным было слово «тароватый». Когда они узнали, что это старинное слово «щедрый», Таня даже руками развела:

- Правда, щедрый, вот красота какая!»

Осенью дети собирали букеты из желтых и красных листьев, а зимой ставили веточки в вазу и наблюдали, как они оживали.

Показывала детям открытки с красиво оформленными композициями букетов, иллюстрации полевых цветов.

Однажды я предложила детям представить такую картину:

- Представьте тропинку в поле, всю залитую солнцем. Справа и слева цветы: васильки, гвоздики, ромашки. И в руках у вас цветы. И так нам радостно! Только очень жарко, хочется скорее в холодок, в лесную тень. А впереди еловый лес, зовет нас и манит к себе. Ну, а как будет в лесу? Кто сможет дальше рассказать?

Сережа: «Мы часто ездим в деревню к бабушке, а чтобы дойти от остановки до дома, мы идем через лес. В лесу очень прохладно, пахнет елочками, травой, цветами и тихо-тихо. Очень красиво! Иногда можно нарвать спелых красных ягод, они прячутся под листочками, надо только пониже наклониться и их увидишь».

Аня: «Есть песенка про ягоды:

Земляничка-ягода, как же ты красна.

Земляника-ягода, как же ты вкусна!»

Егор: «А я слышал, как в лесу куковала кукушка»

Вероника: «Мы пели песенку про кукушку

А я цветов нарвала

В лесу на бережку.

Березка мне кивала,

Кукушка куковала:

Ку-ку, ку-ку!»

Разучивая с детьми стихотворение Е. Благининой «Одуванчик», дети читают его выразительно, образно. Они выражают свое восхищение и очень радуются, когда я любуюсь вместе с ними красивым пейзажем, чудесным цветком, яркой бабочкой, мохнатым шмелем.

Надо стараться закреплять эти жизненные впечатления путем сопоставления с произведениями искусств – репродукцией художественных картин, сказкой, песенкой, стихотворением, загадкой, статуэткой и т. д.

Рассматривая картину И. И. Левитана «В лесу осенью», дети говорили: «Как будто грибами пахнет». Придумали сравнения: «елочка – как девочка», «пень – как Баба-Яга», «ветки, как лапы».

Природа не страшит, не пугает детей, как неизведанная темная сила, а вызывает у них восторг, интерес. Наблюдая за изменением погоды перед дождем, дети подметили: «Как небо потемнело! Деревья стоят черные, сейчас будет гроза».

Я объясняю детям, природа ждет дождя, все затихло в ожидании. Читаю стихотворение «Дождь» С. Маршака:

По небу голубому

Проехал грохот грома,

И снова все молчит.

Дети прислушиваются к первым каплям дождя, наблюдают за тем, как быстро образуются лужи. «Посмотрите, как деревья опустили ветки», - обращаю их внимание я. Алеша сказал: «Как мы на зарядке». После дождя дети любуются чистым, умытым садом, видят, как солнце пробивается сквозь тучи и заливает все ярким, торжествующим светом.

А сколько радости, когда видят дети радугу. Очень много загадывают загадок об этом явлении.

Так и должно быть! Богатство, разнообразие и красота окружающей природы, отражается в словесном творчестве детей. Они учатся к месту вспомнить знакомые стихотворения или строчки из них.

Эстетическое восприятие у ребенка чаще всего сопутствует каким-либо познавательным восприятиям и обогащают, углубляют их. В этом случае знания приобретают эмоциональную окраску, легче и глубже усваиваются детьми, особенно если эстетические впечатления не эпизодичны. Не нужно далеко ходить, наблюдать живописную природу. Она вокруг нас – золотой луг от одуванчиков, благоухание пионов и роз, яркость, пестрота и красочность летних георгинов, нежный аромат сирени. Вечером дети любуются розовым закатом, слушают пение птиц.

Поддерживайте этот интерес у детей, водите хороводы, слушайте произведения композиторов. Так красота природы совместно с произведениями искусств – песнями, музыкой, живописью, сказками – помогают ребенку глубже и осознанно воспринять явления окружающей его жизни, чувствовать и понимать их прелесть и красоту.

Публикации по теме:

Использование инновационных технологий в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников «…мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм…» Владимир Путин В проекте «Национальной доктрины.

Использование ИКТ в художественно-эстетическом развитии дошкольников Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. И это не случайно, на.

Использование информационно-коммуникативных технологий в музыкальном воспитании дошкольников Видеофрагменты занятия посредственная образовательная деятельность «Путешествие на Карнавал животных». подготовительная к школе группа.

Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников. Среди множества педагогических проблем, решение которых начинается с раннего детства, — формирование конструктивного взаимодействия ребенка.

Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников Использование проектного метода в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Из опыта работы воспитателя второй младшей группы.

Методические рекомендации: «Использование дидактических игр в экологическом воспитании дошкольников». Министерство социального развития Новосибирской области Государственное автономное учреждение Новосибирской области «Центр социальной помощи.

О роли рисования в эстетическом воспитании дошкольников (из опыта работы) Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами моим опытом работа по ИЗО деятельности. О роли рисования в эстетическом.

Сообщение из опыта работы «НРК в художественно-эстетическом воспитании дошкольников» (Выступление на семинаре для музыкальных руководителей, воспитателей по Коми языку, воспитателей изодеятельности) Актуальной темой на сегодняшний.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Взаимодействие семьи и Удод в эстетическом воспитании детей «Музыка – искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают» Б. Асафьев.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование окружающей природы в эстетическом воспитании дошкольников
Опубликовано: 5 июля 2017 в 10:19
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование окружающей природы в эстетическом воспитании дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна (УИ 1280) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД