Папки-передвижки

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (6 фото)

Кирюшкина Наталья Сергеевна
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Сенсорная комната – специально оборудованное пространство, в котором человек, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, испытывает необычные ощущения и чувства, эмоционально раскрепощается, расслабляется и отдыхает от негативных воздействий внешней среды. Метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление») путем свето-, цвето-, звуко-, и ароматерапевтического воздействия.

Публикация «Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Сенсорная комната предназначена для индивидуальной и подгрупповой коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста, имеющими различные трудности в развитии и поведении.

Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Применение сенсорной комнаты :

Психоневрологические нарушения;

Неврозы и неврозоподобные состояния;

Задержка психомоторного и речевого развития;

Аутизм, адаптационные расстройства;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Развитие двигательных функций.

В процессе занятий дети должны: прежде всего, расширить свой жизненный опыт, обогатить чувственный мир, пробудить познавательную и исследовательскую активность. Для этого необходима специальным образом организованная, психологически безопасная среда, позволяющая ребенку ощутить себя в волшебном мире цвета, звука и ощущения.

Особенно важна интеграция для детей, ведь их сенсорная система только формируется и от ее слаженной работы зависит способность ребенка к обучению. Занятия в сенсорной комнате развивают адаптивные функции воспитанников и повышают его познавательную активность. А именно:

Развитие и гармонизация эмоционально – волевой сферы детей:

- психоэмоциональное развитие;

- снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);

- развитие навыков саморегуляции и самоконтроля, умения расслабляться, освобождаться от напряжения;

- развитие умение управлять своим телом, дыханием;

- развитие умение передавать свои ощущения в речи;

- тренировка стрессоустойчивости;

- формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях;

- развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;

- развитие уверенности в себе.

Развитие коммуникативной сферы воспитанников:

- развитие эмпатических чувств, желания оказывать друг другу эмоциональную и физическую поддержку;

- формирование мотивации к общению и развитие коммуникативных навыков;

- коррекция негативных эмоций по отношению к сверстникам (агрессивность).

Развитие психических и познавательных процессов дошкольников :

- развитие произвольности внимания, его устойчивости и переключаемости;

- развитие памяти, мышления, воображения, восприятия (зрительное, тактильное, слуховое, умственных способностей;

- развитие координации, в том числе зрительно – моторной.

- сенсорное развитие (цвет, форма, величина);

- формирование пространственных представлений.

Фото №1 Сенсорная комната

Для осуществления поставленных задач применяться методы работы в сенсорной комнате такие как :

- игры и игровые упражнения на развитие восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- игры и игровые упражнения со специальным оборудованием для развития восприятия, памяти, внимания, речи, воображения, мышления;

- дыхательные упражнения;

- психогимнастика;

- коммуникативные игры;

- релаксационные упражнения;

- наблюдения, беседы;

- элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;

- ролевые игры, театрализации, драматизации;

- элементы психодраммы;

- песочная терапия;

- музыкотерапия со звуками природы и животных.

Фото №2 Метод релаксации от лат

Сенсорная комната оборудована по модульному принципу, что позволяет использовать их для релаксации и развития детей, с ограниченными возможностями здоровья.

Проведение занятий в сенсорной комнате осуществляется по назначению врача невролога, по решению ПМПК, по наблюдению педагогов и психолога, а также по запросу родителей.

Занятия имеют следующую структуру:

вводная часть – ритуал начала занятия (ритуал приветствия, разминка);

основная часть – игровое задание на развитие психических процессов;

основная часть – релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;

завершающая часть – ритуал окончания занятия (ритуал прощания, подведения итогов, рефлексия).

Занятия проводятся в 2 этапа:

1. Подготовительный (2 занятия) – спонтанная игра, знакомство с сенсорной комнатой, другими детьми.

2. Основной – коррекция неадекватных эмоциональных и поведенческих реакция, посредством использования сказкотерапии, сюжетно – ролевой игры, разыгрывания проблемных жизненных ситуаций.

Длительность занятия – 20 – 25 минут.

Фото №3 облегчение расслабление путем свето цвето звуко и ароматерапевтического воздействия

Рекомендации по проведению работы в сенсорной комнате с детьми, имеющими нарушения в развитии:

- Необходимо детей познакомить с правилами поведения и работы в сенсорной комнате;

- Ограниченное число детей;

- Отсутствие внешних шумов во время проведения занятий;

- Системность и структурированность занятий.

Фото №4 Публикация Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ размещена в разделах Работа с Особыми детьми

Занятия в комнате с дошкольниками проводятся и начинаются с ритуального приветствия, после чего в разных последовательностях (в зависимости от особенностей сценария) применяются такие методы как тематические ролевые игры, сказкотерапия, песочная терапия, драматизация, игры и упражнения со специальным оборудованием. Ролевые игры в сенсорной комнате активизируют познавательную деятельность воспитанников, а упражнения для релаксации стабилизируют нервную систему и способствуют ее более гармоничному развитию. Игры и упражнения со специальным оборудованием позволяют значительно расширить диапазон работы психолога для достижения поставленной цели каждого занятия.

Если целью занятий в сенсорной комнате является снятие эмоционального, физического напряжения, стресса и восстановление состояния душевного покоя, то занятия рекомендуется начинать с активационного блока и постепенно переходить к более релаксирующим упражнениям. Световые эффекты и подвижные конструкции стимулируют активность ребенка, а все оборудование блока направлены на подвижные игры с повышенной активностью.

После активационного блока занятия продолжаются в релаксационном бассейне с шариками, которые снимают мышечное напряжение. Все действия происходят под успокаивающую музыку, звуки природы или пение птиц, что создает особенную атмосферу, которая обладает целительными свойствами.

Занимающиеся на занятиях, это дети с ограниченными возможностями здоровья. Таким деткам трудно адаптироваться к условиям детского сада, сложности вызывает общение со взрослыми и сверстниками, развивающие занятия не заинтересовывают и быстро утомляют ребенка. В отличие от традиционных методов педагогической коррекции, для которых характерно однообразие материала, в оборудование сенсорной комнаты заложено разнообразие стимулов.

Дети среднего и старшего дошкольного возраста также нуждаются в занятиях в сенсорной комнате, в основном, в связи с трудностями поведения и общения.

Для этого возраста характерными трудностями являются: страхи, тревожность, агрессивность которые часто не поддаются педагогическим и воспитательным воздействиям педагогов и родителей. В работе с такими детьми сенсорная комната является незаменимым местом.

Фото №5 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Сенсорная комната

В процессе занятий, при использовании различных световых и шумовых эффектов (пузырьковая колонна, сухой душ, ребенок расслабляется, успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и физическое напряжение, снижаются проблемы эмоционально – волевой сферы. Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие.

Самым важным и уникальным, моей работы в сенсорной комнате, является то, что независимо от направлений работы и планируемых результатов, сложности нарушения развития или поведения, наши занятия позволяют повысить функциональные и адаптивные возможности организма и активизировать индивидуальный ресурс каждого ребенка, создавая тем самым возможность успешной интеграции в социуме.

В результате опыта использования потенциала сенсорной комнаты для работы с детьми, имеющими нарушения развития, можно говорить о неоспоримых преимуществах наличия такого оборудования в арсенале педагога-психолога и других специалистов ДОО. Понятно, что сенсорная комната является лишь одним из инструментов психологического воздействия, однако ее роль, без преувеличения, очень велика и подтверждена эффективными результатами совершенствования сенсорных представлений, перцептивных действий, формирования аналитического восприятия и познавательных психических процессов, улучшения эмоционального состояния детей, что делает сенсорную комнату незаменимой в дошкольной организации.

Публикации по теме:

Использование интерактивных технологий при работе с детьми с ОВЗ В наше время, когда произошла электронизация и компьютеризация всех сфер жизни общества, а мы не можем это игнорировать, перед нами встала.

Использование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗИспользование методов арт-терапии в работе с детьми с ОВЗ Получение воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых.

Опытно-исследовательская деятельность в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Выступление на тему: «Использование условных обозначений и мнемосхем в опытно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного.

Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗИспользование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. С целью обеспечения необходимого уровня развития детей современная общая.

Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗИспользование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ Использование пластилинографии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Доброго времени суток посетители моей странички. Сегодня.

Использование сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Сказка - это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был.

Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно — развивающей работе с детьми с ОВЗ Использование темной сенсорной комнаты в коррекционно – развивающей работе с детьми с ОВЗ Мир вокруг нас наполнен красками, звуками, запахами,.

Презентация «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ»Презентация «Использование кинетического песка в работе с детьми с ОВЗ» Цель: Знакомство со свойствами кинетического песка Задачи: -Развитие осязательного чувства ребенка и мелкой моторики рук; -Формирование.

Использование интерактивной песочницы в работе с детьми с ОВЗ В последнее время активно разрабатываются определенные направления работы, которые связаны с увеличением детей с ограниченными возможностями.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование ресурсов сенсорной комнаты в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 10 февраля 2018 в 18:04
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД