Папки-передвижки

Использование творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи

Елена Клименко
Использование творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый ребенок открыт для музыки с рождения, надо только помочь ему увидеть богатство и разнообразие мира, познать себя и тогда, став частью души, музыка поселится в нем навечно. Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе со словом, слушанием, игрой и движением. Музыкальное искусство оказывает несомненное воздействие на личность ребёнка, тем более с ограниченными возможностями здоровья, уже в дошкольном возрасте. Знакомство с музыкальными произведениями помогают детям с общим недоразвитием речи обобщать их мир, расширять горизонты воспринимаемых звуков, превращая каждого ребёнка с ранних лет в любителя музыки. Я - музыкальный педагог, работающий с особенными детьми. Мои воспитанники - дети с общим недоразвитием речи. В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Работая с особенными детьми, я поняла, что просто заниматься с ними музыкой, мало. Я стала изучать и использовать современные, инновационные методики работы с детьми с ОВЗ своих коллег, которые успешно внедряются в работу с детьми уже не один год. Мои занятия включают в себя элементы сказкотерапии, куклотерапии, музыкальной терапии, сенсорной интеграции, игры на детских музыкальных инструментах. В своей работе использую детские музыкально-коррекционные песни, игры и упражнения. Они направлены на преодоление разнообразных речевых и не речевых расстройств, помогают развивать у детей правильное дыхание, музыкальность, способствуют развитию эмоциональной включенности, волевых качеств, мелкой моторики, речи, общего физического развития. А самое главное - создается благотворная, радостная атмосфера, побуждающая детей к активности. На занятиях, своевременно обеспечивается смена различных видов музыкальной деятельности : ритмическая гимнастика, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, подпевание, игры, танцы. В результате моя музыкальная деятельность с детьми становятся разнообразной, интересной, доступной в понимании, а самое главное, эмоционально ярко окрашенной. Когда ребёнок испытывает радостные эмоции, у него возникает интерес к музыке, формируется музыкальная восприимчивость, развивается активность, музыкальная память, слух, речь. Предлагаю вашему вниманию занимательный массаж и пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики, музыкальные динамические паузы, музыкальные игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей. И нет лучшей эмоциональной настройки на проведение занятия с детьми, как музыкальное приветствие!

Публикация «Использование творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Музыкальное приветствие (Музыка и слова Елены Матвиенко)

Педагог: Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте!

Педагог: Как ваше настроение?

Дети: Очень хорошо!

Педагог: Пора нам заниматься

Дети: Да, да, да.

Педагог: Вы будете стараться?

Дети: Да, да, да. Мы будем танцевать и песни распевать.

Педагог: Прошу, ребята, вас, за мною повторять (показ движений педагога)

Проигрыш А теперь у нас в гостях щенята.

Педагог: Здравствуйте, щенята.

Дети: Гав, гав, гав!

Педагог: Как ваше настроение?

Дети: Очень хорошо!

Педагог: Пора нам заниматься

Дети: Да, да, да.

Педагог: Вы будете стараться?

Дети: Да, да, да. Мы будем танцевать и песни распевать.

Педагог: Прошу, щенята, вас, за мною повторять (показ движений педагога)

Проигрыш А теперь у нас в гостях котята.

Педагог: Здравствуйте, котята.

Дети: Мяу, мяу, мяу!

Педагог: Как ваше настроение?

Дети: Очень хорошо!

Педагог: Пора нам заниматься

Дети: Да, да, да.

Педагог: Вы будете стараться?

Дети: Да, да, да. Мы будем танцевать и песни распевать.

Педагог: Прошу, котята, вас, за мною повторять (показ движений педагога)

Педагог: Очень рада от души, хорошо, что вы пришли!

Не одно моё музыкальное занятие не обходится без пальчиковой гимнастики. Что же даёт пальчиковая гимнастика? Конечно - же, она помогает развивать речь, а так же развивать мелкую моторику пальцев. Развивает у детей психические процессы, такие как мышление, память, воображение, внимание. Снимает напряжение, тревожность, повышает работоспособность коры головного мозга.

Музыкальная разминка Е. Макшанцевой

Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, (хлопки перед грудью)

Похлопаем в ладошки. Очень хорошо!

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут, (вращение кистями рук)

И пальчики попляшут у маленьких ребят.

И пальчики попляшут, и пальчики попляшут,

А девочки и мальчики все ровненько сидят.

Тут-тук молотком, мы построим птичкам дом (стучат правым кулачком по левому)

Тук-тук молотком, поселяйтесь птички в нём!

Бум-бум барабан, что за шум и тарарам? (стучат кулачками попеременно по коленям)

Бум-бум барабан просыпайтесь по утрам!

Ду -ду -ду, ду - ду - ду вот какая дудка (имитируют игру на дудке)

Ду-ду-ду, ду-ду-ду вот какая дудка!

По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку… По-е-ха-ли по-ти-хо-неч-ку (ладонями попеременно слегка касаются колен)

И быстренько, и быстренько…4-6 раз (весело хлопают в ладоши и попеременно касаются колен)

И приехали! (слегка наклоняют голову и опускают руки на колени)

Пальчиковая гимнастика-массаж для пальчиков. Методика Дины Степанчишиной

Мы массаж сейчас начнем, каждый пальчик разотрем.

Этот всех красивей (растираем мязинчек)

Этот всех ленивей (растираем безымянный пальчик)

Этот пальчик всех длинней (растираем средний пальчик)

Этот пальчик всех умней (растираем указательный пальчик)

Этот пальчик всех сильней (растираем большой пальчик)

Вместе это 5 друзей (обнимаем всю ладошку)

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Мы погладим пальчики да-да-да (гладим по всей ладошке ребёнка)

Мы погладим пальчики да-да-да

Этот пальчик папа да-да-да (гладим по большому пальчику)

Этот пальчик мама да-да-да (гладим по указательному пальчику)

Этот пальчик дедушка да-да-да (гладим по среднему пальчику)

Этот пальчик бабушка да-да-да (гладим по безымянному пальчику)

Этот пальчик - я, этот пальчик – я (гладим пятый пальчик).

А это вся моя семья! (хлопаем по всей ладошке)

Пальчиковая гимнастика с сопровождением музыки «Твоя ладошка»

Для гимнастики используется : ватный диск, ватная палочка, карандаш, игрушка-кошка.

Твоя ладошка- это пруд, по ней кораблики плывут. Поплыли кораблики, поплыли кораблики (ватным диском гладим ладошку)

Твоя ладошка как лужок, а сверху падает снежок. Падает снежок, падает снежок (ватной палочкой слегка ударяем по ладошке)

Твоя ладошка как тетрадь. В тетради будем мы писать. Будем писать, будем писать, будем писать («пишем» карандашом по ладошке)

Твоя ладошка, как окно. Его помыть пора давно. Помоем окно, помоем окно, помоем окно (гладим своей рукой по всей ладошке ребёнка)

Твоя ладошка, как дорожка, а по дорожке ходят кошки. Пошли по дорожке, пошли наши кошки, пошли наши кошки (игрушкой кошка водим по всей ладошке ребёнка)

Пальчиковая гимнастика с использованием шишек «Ходит ёжик без дорожек»

Ходит ёжик без дорожек по лесу, по лесу (катаем большой шишкой по всей ладошке). И колючками своими колется, колется

А я ёжику-ежу, ту тропинку покажу. Где катают мышки, маленькие шишки (катаем маленькой шишкой по ладошке ребёнка)

Пальчиковая игра «Ёлочка в лесу жила» методика Ольги Воеводиной

Ёлочка в лесу жила, очень маленькой была (качаем ёлочку в обеих ладошках)

Вот такая ёлочка колкая иголочка

Очень холодно стоять, стала ёлочка плясать. Села нам на пальчик, прыгала как зайчик (выполняют движения на втором пальчике)

На другой теперь садись и красиво поклонись. Радуется детвора, к деткам ёлочка пришла (выполняют движения на третьем пальчике)

Чтобы ёлке не скачать, надо пальчик поменять. Ёлочка ты покружись, огоньками засветись (выполняют движения на четвертом пальчике)

Ёлочка скорей расти, на мизинчике сиди. Мы подуем на тебя, быстро вырастишь тогда (выполняют движения на пятом пальчике)

С помощью этой игры: Формируются певческие навыки, активизируется речь ребёнка, развивается мелкая моторика, что очень полезно для развития мозга, развивается речевое дыхание у ребенка и формируется правильная воздушная струя. А ещё малыши, с помощью этой игры, легко и увлекательно познакомятся с названиями пальчиков рук, потому что ёлочку, мы можем «садить» каждый раз на разные пальчики. Сделать такие ёлочки можно из синельной проволоки, это самый бюджетный вариант, да и по времени не затратный!

Пальчиковая игра «Червячки» Автор методики Екатерина Железнова

Раз, два, три, четыре, пять. Червячки пошли гулять (пальчиками «шагать» по ножкам снизу вверх)

Вдруг ворона прилетает, головой она кивает (раскрыть пальчики и кивать головой)

Каркает, а где обед? Глянь, а червячков уж нет (ручки спрятать за спинку)

«Игра с бусами» Автор Дина Степанчишина.

Это музыкальное упражнение-игра на каждый день.

Отличная логоритмическая песенка, подарит детям много положительных эмоций и разовьёт у них способность хорошо ориентироваться в пространстве, мелкую и крупную моторику, координацию движений.

Проигрыш (хлопаем в ладошки)

Это что такое, яркое цветное (вытаскиваем бусы из коробочки)

Что так здорово звучит

Тарахтит, гремит, трещит

Яркие, цветные. Бусы озорные

Так забавно стучат и играть с собой велят (играем бусами на столе, выкладываем из них змейку, всевозможные фигуры)

Собери в ладошки (собираем бусы в ладошку и трём их в ладошке)

Поиграй немножко

Ты в ладошках их потри

Бусами потарахти (перекладываем бусы из одной руки в другую)

Ведущую роль в работе с детьми занимает игротерапия. Это одна из разновидностей терапии, являющаяся психотерапевтическим методом коррекции, который базируется на применении ролевой игры в качестве одной из наиболее интенсивных методик воздействия на личностное развитие. Игра является не только одним из самых любимых занятий детей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. Также игра является главным методом обучения для ребенка. Для детей она представляет собой основную возможность взаимодействия с окружением, вследствие чего выполняет и функцию социализации.

Очень занимательная песенка - игра «Курочки и лиса»

Автор Дина Степанчишина

Материал для игры: игрушка Курочки, Лисички и забор.

Эта игра развивает у детей воображение, образное мышление, фантазию, тренирует психику, а так же творческие способности.

Ко-Ко-Ко-Ко- курочки пеструшки (взять в руку игрушку курочки)

Ко-Ко-Ко-Ко- курочки несушки

Ко-Ко-Ко-Ко- по двору гуляют

Ко-Ко-Ко-Ко - зёрна собирают (имитируют игрушкой сбор зёрнышек)

Ко-Ко-Ко-Ко- лапками гребут (лапками гребут)

Ко-Ко-Ко-Ко- крылышками бьют (хлопки в ладошки)

Поскорее убегайте курочки пеструшки (пальчиками погрозить)

Поскорее прячьтесь курочки несушки

За забором прячется рыжая лиса (из за забора достать игрушку Лисы)

Убегайте курочки, а не то беда.

Проигрыш (курочка убегает и прячется)

Музыкальная игра Е. Железновой «Краб»

Ветер дует- задувает, пальму

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит

Чайка над волной летает и за рыбками ныряет

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне

А под пальмой краб сидит и клешнями шевелит

Важное место в моей работе занимают логопедические распевки. Это набор вокальных песенок-упражнений, которые помогают разогреть голосовой аппарат и мышцы ребёнка.

Они применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова. Разучивание этих упражнений, способствует развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Систематическое использование распевок поможет выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Текст и мелодия распевок вызывают у детей радость и хорошее настроение, дети с огромным удовольствием поют, что позволяет педагогам быстрее добиться нужных результатов. Мне очень нравятся логопедические распевки музыкальной методики Дины Степанчишиной. Они объедены в отдельные музыкальные альбомы с красочными иллюстрациями. «Осень», «Весна», «Лето», «Зима».

«Осень»

А- А- А - А - А - А - А - осень жёлтая пришла

А- А- А - А - А - А- А- урожай собрать пора

Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - очень осень я люблю

Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - яркую и жёлтую

Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю-Ю - песни осени пою

Ю-Ю-Ю

Логопедические распевки - «чистоговорки» Дины Степанчишиной

Альбом «Чистоговорки» на согласные Р-Л, Д-Т, Г-К, З-С, Ж-Ш. Благодаря сочетанию музыки, ярких иллюстраций и добрых текстов, материал лучше усваивается и закрепляется в сознании ребёнка.

При помощи чистоговорок можно отрабатывать четкость дикции, силу и координацию воздушной струи, правильный темп речи, интонационную выразительность.

Жа - Жа -Жа - Жа - я увидела ежа

Жа - Жа- Жа - Жа – прилетели два стрижа

Жа - Жа- Жа - Жа –за забором три ужа

Жа - Жа- Жа - Жа -Жа - Жа -Жа -Жа -Жа - Жа

Игра на детских музыкальных инструментах

Есть оркестр у нас хороший

Посмотри – посмотри

Дружно – весело играем

Раз, два, три. Раз, два, три.

Проигрыш (хлопаем в ладошки)

Погремушки поднимаем

Пусть звенят, пусть звенят

Добавляем, добавляем всех ребят, всех ребят

Проигрыш (звеним погремушкой)

Ну а ложки отвечают: Тук, тук, тук

Всюду слышен, всюду слышен громкий стук, громкий стук

Проигрыш (играют на ложках)

А мы бубен в ручки взяли. Ля-ля-ля

И закрутится быстрее вся земля, вся земля

Динамическая пауза «Ручки- ручки, ножки-ножки»

Огромное значение в нашей работе имеет активное участие родителей в процессе проведения музыкального занятия. Родитель с ребёнком не только поёт, играет, танцует, но и эмоционально поддерживает, подбадривает ребёнка, хвалит за успехи. А на основе полученных занятий, родители легко смогут организовать музыкальную деятельность в домашних условиях. Такая эмоционально-значимая совместная деятельность родителя и ребёнка способствует формированию положительных эмоциональных отношений в семье.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Использование инновационных методов и приёмов в развитии мелкой моторики рук у дошкольников с нарушением речи «Не интеллектуальные преимущества сделали человека властелином над всем живущим, но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 февраля 2023 в 18:14
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Клименко (УИ 195800) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД