МААМ-картинки

Консультация «Как сохранить и укрепить зрение у дошкольников»

Стыценко Надежда
Консультация «Как сохранить и укрепить зрение у дошкольников»

Заметить у ребенка проблемы со зрением можно по трем основным признакам. Воспитатель может предотвратить у дошкольников появление близорукости. Как, вы узнаете с помощью специальной памятки.

По данным статистики, каждый четвертый ребенок имеет нарушения зрения. Близорукость (миопия) у детей – самая распространенная причина снижения зрения. Она встречается у 6–8 процентов дошкольников. Вовремя заметить и остановить снижение зрения у дошкольников, а также укрепить зрение у будущих учеников – задача воспитателя.

Публикация «Консультация „Как сохранить и укрепить зрение у дошкольников“» размещена в разделах

Как воспитатель может заметить, что у ребенка проблемы со зрением

Когда у ребенка возникнут проблемы со зрением, он объяснить этого не сможет. Однако воспитатели должны обратить внимание на некоторые особенности поведения ребенка, ведь при нарушении функции зрительного анализатора поведение меняется.

Ребенок пяти лет может жаловаться на головную боль, усталость, которые возникают, когда он долго рисует, лепит или собирает конструктор. Эти симптомы появляются из-за того, что он постоянно фокусирует зрение. Если ребенок видит что-то интересное для себя на расстоянии 1–2 метра, он начинает прищуриваться. Это основной признак близорукости. Дети постарше, чтобы облегчить задачу и рассмотреть интересный предмет, начинают оттягивать руками внешний уголок глаза в сторону или вниз. Также воспитатель может заметить низкий наклон головы ребенка над книгой или альбомом для рисования.

Если воспитатель пропустит эти сигналы, не начнёт оказывать коррекционную помощь, близорукость будет прогрессировать и ребенок может потерять зрение.

Почему у дошкольников возникает близорукость

Причин близорукости у детей много. Заболевание может быть приобретенным или врожденным. Один из основных факторов развития миопии – наследственность. Если у мамы и папы близорукость, то и ребенок подвержен риску этого заболевания. Это фактор основной в 12–30 процентах случаев. В детской медицинской карте врач всегда указывает, какое зрение у родителей.

Падение зрения обусловлено не только генетическими, но и внешними факторами – нагрузкой на органы зрения. Такую нагрузку в детском саду дети получают, когда неправильно сидят за столом во время занятий или привыкли наклоняться низко к объекту, желая его рассмотреть. Но главная причина, по мнению офтальмологов, заключается в том, что дети пользуются гаджетами сверх гигиенических норм. Ребенок может заниматься или играть на компьютере не более 30 минут в день.

Причины близорукости у дошкольников

1. Загрязненный воздух.

2. Нехватка продуктов с содержанием витамина, А, D, Е.

3. Токсическое воздействие лекарств.

4. Паразитарные инвазии (глисты).

5. Ослабление организма при инфекциях: токсоплазмоз, хламидиоз, герпесвирусные инфекции, в том числе цитомегаловирус.

6. Частое использование гаджетов, просмотр телевизора, чрезмерное количество занятий.

Как воспитатель может предотвратить нарушения зрения у детей

Если врожденные факторы нарушения зрения у детей устранить вряд ли получится, то избавить ребенка от внешнего негативного воздействия на зрение можно. От воспитателя зависит правильная организация занятий, которая может не только предотвратить близорукость, но и укрепить зрениеНеобходимо также узнать у родителей, созданы ли дома условия для занятий и отдыха ребенка: достаточное ли у него освещение в комнате, много ли он занимается с гаджетами, смотрит телевизор.

. Меры, которые должен принять воспитатель, чтобы не допустить у детей появления миопии, вы найдете в памятке. Как проводить зрительную гимнастику

___

Внимание!

Выполняя упражнения зрительной гимнастики, ребенок не должен поворачивать голову

___

Смягчить внешнее негативное воздействие на глаза и укрепить зрение помогает зрительная гимнастика. Она снимает зрительное напряжение и утомление, расслабляет наружные и внутренние мышцы глаз, улучшает кровообращение, усиливает циркуляцию внутриглазной жидкости.

Для зрительной гимнастики не нужно специальных условий и много времени. Интересные зрительные упражнения можно использовать в физкультминутках и во время прогулки. Но оздоровительный эффект будет, только если гимнастику проводить регулярно, желательно каждый день, включая выходные.

Сколько раз в день делать зрительную гимнастику

Упражнения нужно выполнять с детьми один раз в день по 5–7 минут стоя. Дети до трех лет движения зрительной гимнастики воспринимают труднее, поэтому время выполнения упражнений для них нужно сократить до трех минут. Если у ребенка есть уже нарушения зрения, врач должен составить ему индивидуальный режим зрительной гимнастики и подобрать свои упражнения. С такими детьми воспитатель должен проводить зрительную гимнастику отдельно.

Что потребуется для зрительной гимнастики

Зрительную гимнастику нужно проводить только в игровой форме, использовать легко запоминаемые стихи. Чтобы малышам не было скучно, можно включить подходящую по темпу и возрасту детей мелодию, только такую, чтобы она не отвлекала от упражнений.

Используйте во время гимнастики игрушки, которые нравятся детям. Фокусировать на них взгляд дошкольники будут с большим интересом. В качестве зрительной гимнастики можно использовать кукольный театр или просто взять за основу его принцип. Установите на палочку или руку ребенка персонаж или предмет и проводите упражнения.

Сколько упражнений и игр должно быть в одном комплексе

В комплекс зрительной гимнастики нужно включать не более пяти упражнений. Необходимо чередовать задания с открытыми и закрытыми глазами. Прежде чем дети начнут выполнять движение глазами, воспитатель должен сам показать его. В представленном комплексе зрительной гимнастики вы найдете варианты зрительных игр для младших и старших дошкольников.

Памятка для воспитателей

Правило 1. Обеспечить хорошее освещение

– В пасмурные дни освещение от лампы накаливания должно

быть 75 Ватт, или 150 люкс, от люминесцентной лампы – 300 люкс.

– Оконные стекла должны быть всегда чистыми.

– Подоконники не должны быть загромождены цветами, книгами.

– Если на детей светят прямые солнечные лучи, необходимо

закрывать окна шторами.

Правило 3. Проводить занятия правильно

– Разглядывать книги, рисунки, игрушки можно на расстоянии

не менее 25–30 см от глаз.

– Иллюстрации должны быть четкими, шрифт размером более 16 пунктов.

Дети должны сидеть правильно: ровная спина, расстояние

от глаз до тетради или книги не менее 30 см.

– Во время каждого занятия необходимо проводить физкультминутки или минутки отдыха.

– Заниматься с гаджетами дети могут не более зо минут в день.

Правило 2. Правильно оборудовать место

для рисования и занятий

– Для детей 1,1 м стол для занятий должен быть высотой 52 см, стул – 32 см; для детей 1,25–1, 3 м:

стол – 57 см, стул – 35 см

– Место для занятий должно быть дополнительно освещено

настольной лампой.

Правило 4. Проверить, ест ли ребенок продукты,

укрепляющие зрение

В ежедневном меню ребенка должны быть овощи или фрукты

оранжевого цвета: морковь, хурма, облепиха, персики.

Или: молоко, творог, мясо, черника, курага, грецкие орехи.

Правило 5. Каждый день делать с дошкольниками

зрительную гимнастику

Разминка

– Медленно переводите взгляд вправо-влево и обратно – 10 раз.

– Медленно переводите взгляд влево-вверх, вправовниз – 10 раз.

– Делайте круговые движения глазами по часовой стрелке

и против – 5 раз.

– Закройте глаза и слегка надавите тремя пальцами

на веко – 3–4 раза.

– На 5 секунд зажмурьтесь, затем откройте глаза – 10 раз.

Варианты игровых упражнений

«Далеко – близко»

Посмотрите на предмет, который расположен близко, затем на предмет, находящийся

далеко. Игра проводится 5 раз.

Для младших дошкольников

Стоя у окна: дети сначала смотрят на картинку, наклеенную на стекло, потом на объект,

расположенный максимально далеко за окном.

Для старших дошкольников

Дети смотрят на объекты 10 секунд. Воспитатель просит посчитать все предметы одного

цвета или формы.

Медицинское обслуживание и организация питания в ДОУ

«Жмурки»

Зажмурьтесь, посчитайте до пяти и откройте глаза. Повторите 5 раз. Не выполняйте упражнение быстро. Если торопиться, мышцы быстро устанут и эффекта от упражнения не будет.

«Крестики-нолики»

Посмотрите на правый верхний угол комнаты, переведите взгляд на левый нижний угол,

затем с левого верхнего угла – на правый нижний. Выполните круговое движение глазами.

Повторите упражнение с закрытыми глазами. Не крутите головой, только глазами.

Для младших дошкольников

Воспитатель указывает рукой, в какой угол смотреть.

Для старших дошкольников

Воспитатель просит детей «нарисовать» глазами пять крестиков и пять ноликов.

«Легкий отдых»

Прикройте глаза, посчитайте с закрытыми глазами до 15, откройте глаза. Повторите игру 6 раз.

«Найди вещь»

Встаньте рядом с книжным шкафом или столом. Найдите взглядом книгу, ручку, фигурку

(воспитатель называет предмет).

Для старших дошкольников

Попросите детей подробно описать, где находится названная вещь.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группыКонспект занятия «Органы чувств на службе у тебя. Зрение» для старшей группы Цель: закрепить представление детей об органах чувств человека, сформировать знания о значении глаз в жизнедеятельности человека, правилах.

Консультация для родителей «Этот День Победы… Как сохранить традиции» Консультация для родителей. 9 Мая 1945 года все дальше уходит от нас, все меньше остается ветеранов и очевидцев тех страшных событий. Как.

Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение»Интегрированное занятие в средней группе «Берегите зрение» Занятие по ФЭМП в средней группе с интеграцией образовательных областей : речевое, социально-коммуникативное,познавательное развитие. В соответствии.

Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей.Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Как укрепить иммунитет ребенка осенью. Основные правила. Консультация для родителей. Когда иммунная система ребенка плохо работает, это.

Консультация для родителей «Чтобы ребёнок был послушным, или Как сохранить душевное спокойствие» Консультация для родителей:"Чтобы ребёнок был послушным или как сохранить душевное спокойствие". Ваш ребёнок не слушается? Кажется, он.

Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка»Консультация для родителей «Физическая активность — способ укрепить здоровье ребенка» Быть в движении-значит укреплять здоровье! Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Наряду.

Консультация «Как сохранить здоровой психику ребёнка?» Каждый день ставит перед детьми новые проблемы, решение которых зависит, в том числе, и от их душевного равновесия, умения справляться с.

Лэпбук «Глаза и зрение»Лэпбук «Глаза и зрение» Пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста Актуальность темы: Глаза – орган зрения человека. Наш главный помощник,.

Консультация для родителей «Сохраним зрение у детей» Сохраним зрение у детей Профилактика нарушений зрения – одна из важнейших задач для родителей в современном мире. И чем раньше Вы начнете.

Удивительный дар — зрение!Удивительный дар — зрение! Как объяснить слепому, Слепому, как ночь, с рожденья, Буйство весенних красок, Радуги наважденье? Юлия Друнина Ни для кого не является открытием,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Как сохранить и укрепить зрение у дошкольников»
Опубликовано: 12 января 2021 в 11:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД