Лучший педагог года

«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Оксана Орлова
«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Каравай хлеба не свалится с неба"

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие

Возраст детей: 5-6 лет

Тип занятия : интегрированное

Публикация «„Каравай хлеба не свалится с неба“, Конспект интегрированного занятия в старшей группе» размещена в разделах

Тема: «Каравай хлеба не свалится с неба»

Цель: знакомство с процессом производства хлеба, формирование представления о том, почему хлеб нужно беречь

Задачи:

Обучающие: расширять знания детей о значении хлеба в жизни человека; закрепить знания детей о том, что хлеб – это один из самых главных продуктов питания в России; обратить внимание детей на содержание труда; познакомить детей с орудиями труда – плугом, серпом, цепом, мельницей

Развивающие: развивать познавательный интерес к окружающему миру; развивать любознательность, желание выполнять различные трудовые операции, мелкую мускулатуру рук.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение и уважение к хлебу и людям, его вырастившим, к народным традициям

Планируемые результаты: предполагается, что дети узнают – откуда появляется хлеб на нашем столе; дети увидят и исследуют колоски и зерна пшеницы; у детей сформируются навыки бережного отношения к хлебу и уважение к труду хлеборобов, каждый раз садясь за стол, дети будут помнить, каким тяжелым трудом достается хлеб

Предварительная работа: беседа о сборе урожая; рассматривание иллюстраций; заучивание пословиц, беседа, чтение литературных произведений по теме; рассматривание колосьев; изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста

Оборудование: интерактивная доска, колосья, серп, каравай, мука, костюмы для Колоска и Хозяюшки

Для практической работы: лоток, земля, зерна пшеницы, фартуки, косынки, тесто, доски для раскатывания теста

Формы организации деятельности: постановка проблемы, познавательно –исследовательская деятельность, рассказ воспитателя, рассматривание слайдов, работа с пословицами, ответы детей на вопросы, практическая деятельность

В гости к ребятам приходит Колосок.

Колосок: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Колосок: (видит на столе стоит тарелка с остатками хлеба после завтрака) Ой, ребята, а что это у Вас?

Дети: Это остатки хлеба, мы не доели в завтрак

Колосок: И куда Вы его денете?

Дети: Отдадим птичкам, выбросим

Колосок: Выбросите? Да Вы что, разве так можно. А вы знаете, что к хлебу надо относиться бережно и как тяжело он достаётся? (ответы детей)

А хотите узнать, откуда пришел хлеб? Я приглашаю вас в гости к Хозяюшке.

Дети идут в избу, где их встречает Хозяюшка (слайд №1)

Хозяюшка: Милости просим, гости дорогие!

Проходите, присаживайтесь,

Да рассказывайте, с чем пожаловали.

Колосок: Хотим, чтобы ты нам про старину рассказала

Дети: Да поведала, откуда хлеб к нам на стол пришел?

Слайд №2

Хозяюшка: Хорошо. Я предлагаю Вам перенестись на некоторое время назад. Как будто мы попали в старину. (Обратить внимание на слайд, накинуть платочки, подвязать пояски). Посмотрите и комната, в которую мы попали необычная. Сказ наш пойдет о том, как раньше люди хлеб выращивали. Работа эта очень тяжелая, и выполняли все вручную.

Слайд №3

Хозяюшка: Сначала люди подготавливают землю. Вот она, земля – матушка (показать детям миску с землей, потрогать ее) Потрогайте ее, какая она? (ответы детей). Правильно, мягкая, нежная, теплая. Люди очень бережно к земле относились, разговаривали с ней. Они верили, что если к ней относится с любовью, то и она ответит тем же, т. е. хорошим урожаем. Чтобы она «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Делали это при помощи плуга, который тянула лошадь. После того как поле вспахано, его боронили, т. е. разбивали все комья, и почва становилась рыхлой.

Слайд №4

Хозяюшка: Крестьяне подготавливали зерно, перебирали его. Затем наступало время сева. К этому делу относили очень ответственно. Выходил сеятель в белой или красной (праздничной) рубахе, на груди висело лукошко с семенами. Разбрасывал семена равномерно, при этом он читал молитву, после сева зерна нужно было заборонить. А хотите тоже хлеб посадить? Я подготовила для вас лоток. Возьмите землю, рассыпьте и разровняйте ее. А теперь сеем зерна. Но вот так их нельзя оставлять, склюют птицы. Надо заборонить, засыпать землей. А что нужно, чтоб хлеб вырос? (ответы детей) Правильно, вода, свет и тепло. Теперь польем, и вы заберете лоток в группу, поставите на окно и будете ухаживать за ним и наблюдать, как растет хлеб.

Слайд №5

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Слайд №6

Хозяюшка: Ну, вот в поле зёрна созрели. Начинается жатва, очень ответственная пора. Работа была очень трудная, самое главное вовремя собрать урожай. Собирали зерновые косами и серпами. (рассмотреть серп). Скошенные растения увязывали в снопы.

Слайд №7

Хозяюшка: Колоски все собраны. А как же нам отделить зернышки? (ответы детей). Правильно, обмолотить. И использовали для этого колотило или цепы (рассмотреть, люди ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Тяжелый это был труд? (ответы детей). Да, очень тяжелый.

Хозяюшка: (рассмотреть зерно) Как же из зерна получают душистый хлеб? (ответы детей)

Слайд №8

Хозяюшка: Правильно, зерно нужно отвезти на мельницу. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. (показ) Со временем зерно стали перетирать ручной мельницей – жерновами – (показ). Работа это тоже была очень трудоемкой и тяжелой. Давайте попробуем сами сделать муку. Засыпаем зерна в мельницу и молем. (выполняют дети, рассмотреть результат, сделать вывод)

Хозяюшка: Ну вот, наконец, получилась мука (показ, пощупать руками). Можно приступать к выпечке хлеба.

Слайд №9

Рецепт у каждой хозяйки свой. Замешивали тесто в квашне (показ) - деревянной кадушке. Тесто выстаивалось «гуляло» в теплом месте. Сформировав округлые хлеба, на хлебной лопате (показ) его отправляли в печь. В выпечке хлеба принимали участие все женщины в доме. Они вкладывали всю душу в это занятие. И получался каравай вкусным, воздушным. (Рассмотреть каравай). На что похож каравай? С чем его можно сравнить? (на круг, на солнышко)

А вы хотите поиграть в игру, в которую играли дети в старину?

Проводится русская народная игра «Бай, качи-качи-качи!»

Хозяюшка: А какие еще изделия из муки вы знаете?

Дети называют, рассматриваем слайд №10

Хозяюшка: А вы хотите стать пекарями? Давайте оденем фартучки, косынки и примемся за работу. Что нам надо, чтоб замесить тесто? (ответы детей, показ)

Тесто я уже замесила, выстаивала в теплом месте. Теперь оно готово к выпечке. Но нам надо и наши пальчики подготовить.

Пальчиковая гимнастика «Каравай»

(Сжимать руки в кулаки и по очереди совершать ими движения сверху вниз, как будто месим тесто).

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай, («перекладываем тесто» из руки в руку)

Переваливай, валяй. (2 раза)

Хозяюшка: Налепили вы разных калачей – бараночек, надо их выложить на противень и отнести на кухню, чтоб повара нам его выпекли.

Хозяюшка: Ну что ребята, легко ли достается хлеб? Много труда надо в него вложить? (ответы детей)

Слайд №11

Хозяюшка: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становились друзьями на всю жизнь. Хлеб был своеобразным послом мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Ведь недаром же самых уважаемых гостей до сих пор встречают традиционным хлебом с солью.

Колосок: А вы знаете пословицы о хлебе? (дети называют пословицы)

Ребенок: Вот он, хлебушко душистый,

С хрусткой корочкой витой,

Вот он – теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой!

В нем здоровье наше, сила,

В нем - чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна

хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

потрудились на земле,

в нем - Земли родимой соки,

солнца свет веселый в нем.

Уплетай за обе щеки!

Вырастай богатырем!

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил!

С. Погорельский

Колосок: Посмотрите, сколько много пословиц вы знаете о хлебе, о том, что его надо беречь и какое замечательное стихотворение прочитали. А тогда почему же вы его не бережете, небрежно относитесь к хлебу, в котором наша сила!

Слайд №12

Колосок: А у меня для вас есть кусочек черного хлеба. Но хлеб этот не простой. Это осьмушка хлеба, т. е. восьмая часть от целой буханки. Вы знаете, что в этом году наша страна отмечает 70-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Во время войны люди голодали, а в городе Ленинграде, который находился в блокаде у немецких захватчиков почти 3 года, эти 125 грамм были нормой хлеба на целый день. Возьмите в салфетке и подержите в ладошке. Это много или мало? (ответы детей) А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Давайте разделим его на всех и съедим. Вы наелись? (сделать выводы о значении хлеба в жизни человека) Вы поняли, как дорог каждый кусочек хлеба? Ребята, я надеюсь, что вы будете беречь хлеб, доедать все до последней крошечки?

Дети: Да

Воспитатель: Ну что ребята, теперь вам понятно, как же это трудно хлеб выращивать?

Дети: Да

Воспитатель: Давайте еще раз вспомним, какой путь проделывает хлеб, прежде чем он попадет к нам на стол (составить алгоритм выращивания хлеба, показать схему) Как много людей трудится, чтобы появился вкусный хлеб! Ребята давайте запомним простые правила.

• К хлебу нужно бережно относиться.

• Не крошить хлеб во время еды

• Не оставлять недоеденные кусочки хлеба

• Не выбрасывать хлеб

• Когда будете есть хлеб, вспомните, сколько труда вложено в каждый кусочек.

Воспитатель: Спасибо Вам, Хозяюшка и Колосок за столь интересную экскурсию. Я думаю, что мы с ребятами пересмотрим свое отношение к хлебу и будем беречь его.

Хозяюшка: Пожалуйста. Вот вам лоток, в котором мы посадили хлеб. Ухаживайте за ним, поливайте, наблюдайте, как растет хлеб. До свидания!

Колосок: До свидания!

Дети: До свидания!

Публикации по теме:

«Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!» Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста «Каравай, каравай, всех нас в гости приглашай!» Цели: Приобщать.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Моя Родина» "Моя Родина" Интегрированное занятие в старшей группе. Тема: «Моя Родина» Цель: Продолжать формировать понятие «Родина», закреплять знания.

«В гости к буквам». Конспект интегрированного занятия в старшей группе Тема: «В гости к букве Я». Цель: Закрепить знание знакомых букв, познакомить с буквой «Я», учить находить букву в специально подготовленной.

Конспект интегрированного занятия ко Дню космонавтики в старшей группе Конспект интегрированного занятия ко дню космонавтики в старшей группе Таинственный космос Обучающие задачи. Уточнить представление о космосе.

Конспект интегрированного занятия с использованием mimio «Плох обед, коли хлеба нет» Конспект интегрированного занятия с использованием ИКТ «Плох обед, коли хлеба нет» Цель: закреплять знания о процессе производства хлеба.

Конспект интегрированного занятия в старшей группеКонспект интегрированного занятия в старшей группе МКДОУ № 25 «Солнышко» г. Сысерть Воспитатель Кубрак Лариса Аркадьевна Интегрированное занятие в старшей группе по развитию речи. Интеграция.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мы помним эти дни»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Мы помним эти дни» Реализация образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима» Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимушка-зима»Цель:1. Обобщить, уточнить и расширить знаний детей о зиме и её характер-ных.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе НОД интегрированного типа в старшей группе (ФЭМП, речевое развитие, рисование) Задачи на развитие познавательных способностей: Закрепить.

Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Будет пышный каравай»Сценарий осеннего праздника для детей старшей группы «Будет пышный каравай» Автор: Верховцева Елена Валерьевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №148, г. Ульяновск Действующие лица: взрослые – Ведущая, Лошадь; дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Каравай хлеба не свалится с неба». Конспект интегрированного занятия в старшей группе
Опубликовано: 4 сентября 2015 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД