Получи документы

Проект «Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника»

Алевтина Михалева
Проект «Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника»

Актуальность.

Наши выпускники будущие школьники и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье. В последнее же время отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, различными нарушениями в организме, трудностями в адаптации, с недостаточной речевой активностью, незрелостью психических процессов.

Публикация «Проект „Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника“» размещена в разделах

Ребенок тратит порой колоссальные усилия и большое количество времени на выполнение заданий, но усвоение нового материала происходит медленно и тяжело. Пропадает интерес к образовательной деятельности в целом, формируется негативное отношение к познанию. Параллельно с этим, у ребенка складывается заниженная самооценка, формируются комплексы, появляется чувство вины и неверие в собственные силы.

Одним из актуальных направлений внедрения инновационных технологий в коррекционный процесс является использование кинезиологии. Она позволяет привнести восстановление работоспособности и продуктивности в непосредственно образовательную деятельность.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через определенные движения. Такие упражнения синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению долговременной и кратковременной памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма, адаптируют «леворукого» ребенка, развивают творческую деятельность ребенка, повышают стрессоустойчивость. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений. Кинезиологические упражнения совершенствуют механизмы адаптации детского организма к внешней среде, снижают заболеваемость и делают жизнь ребенка более безопасной благодаря таким качествам, как ловкость, сила, гибкость. Готовят ребенка к школе, постепенно приучают его выдерживать нагрузки, проявлять волю. Тем самым, помогают дошкольнику благополучно и гармонично развиваться. Вот поэтому я выбрала данное направление в своей работе, определила цель.

Цель: Формирование физического здоровья и развитие умственных способностей дошкольника, используя образовательную кинезиологию.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1. Создать условия, раскрывающие резервы организма ребенка, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья для успешной реализации образовательного процесса.

2. Развить способность к обучению и усвоению информации

3. Повысить эффективность выполняемых действий

И для себя составила план работы

1. Рассмотреть понятие и применение кинезиологии в развитии интеллекта детей дошкольного возраста;

2. Подобрать и адаптировать комплексы кинезиологических упражнений для развития умственных способностей детей своих групп,.

3. Организовать предметно-развивающую среду для реализации работы;

4. Пошаговое внедрение в практику кинезиологических упражнений от простого к сложномую.

Для эффективной результативности работы я учитывала определенные условия:

1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непосредственной

образовательной деятельности и в режимных моментах.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение - двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.

Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).

Несколько важных моментов в проведении подобных упражнений:

• Нецелесообразно прерывать кинезиологичекими упражнениями творческую деятельность детей.

• Если детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, то комплекс упражнений лучше проводить перед работой и в виде динамической паузы.

• В интегрированных занятиях кинезиологические упражнения можно использовать на протяжении всего занятия.

По исследованиям ученых кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и накапливающий эффект.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-30 минут в день.

В начале занятия нужно настроить ребенка на работу, поэтому

применяются растяжки. Они заключаются в том, что дети выполняют задания для максимального напряжения и расслабления мышц.

Когда ребенок в тонусе и старается выполнять все действия, которые ему предлагают, выполняются дыхательные упражнения. Они способствуют развитию самоконтроля у детей, а также появлению чувства ритма. (Задуй большую свечу, 5 маленьких свечек)

Работа по улучшению функций головного мозга продолжается с выполнением глазодвигательных упражнений. Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. “Глазки”

Нарисуем большой круг

И осмотрим все вокруг.

При выполнении телесных движений развивается межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

После активного развития следует расслабиться, для этого

применяются упражнения, приводящие к релаксации. Они способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Массаж – воздействует на биологически активные точки.

Часть материала предлагаю детям в стихотворной форме. Ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы). Например:

“Перекрестное марширование”

Любим мы маршировать, Руки, ноги поднимать.

Ладошка”

С силой на ладошку давим, Сильной стать ее заставим.

Кинезиологические упражнения я использую, как на самих развивающих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек, так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время занятий.

Широко использую в своей практике следующие приемы, которые вызывают у моих дошкольников особый интерес и положительные эмоции: плетение кос, лент, различные шнуровки, собирание счетных палочек пальцами одной и другой руки, скатывание тесьмы и прокатывание мячей по лабиринтам одновременно обеими руками, рисование в воздухе симметричных предметов, зеркальное рисование.

При разучивании кинезиологических упражнений, способствующих развитию мелкой моторики, вначале разучиваем технику движений. А затем, использую их в сюжете совместно придуманных сказок. В результате чего улучшается межполушарное взаимодействие, стимулируется работа головного мозга, развивается речь, активизируется словарь, развивается воображение, мышление.

Результативность использования кинезеологических упражнений с дошкольниками.

Проведя целенаправленную работу по развитию межполушарного взаимодействия с детьми на протяжении 3 лет, я могу сказать, что кинезиологические упражнения благотворно влияют не только на работу мозга, но и всего организма в целом. Они не требуют какой-то определенной подготовки, как от педагога, так и от детей. На мой взгляд, видны следующие результаты:

• снизилась тревожность, дети стали спокойнее и увереннее;

• улучшились навыки самообслуживания;

развивается устная речь;

• формируется логическое мышление;

• улучшаются коммуникативные навыки;

• улучшаются внимание, память, воображение.

Несколько лет я провожу со своими воспитанниками кинезиологические упражнения и могу с уверенностью сказать, что они оказывают благотворное влияние на развитие психических процессов, на развитие интеллекта, улучшение состояния физического здоровья и социальной адаптации детей.

Упражнения на развитие межполушарного взаимодействия просты, забавны, полезны, практически не требуют дополнительного времени для их проведения. Они могут занимать внимание детей, как в организованной деятельности в детском саду, так и в домашних условиях.

Список литературы

1. Бехтерев В. М. Умом и сердцем / В. М. Бехтерев. – М. : Издательство политической литературы, 1982. – 284 с.

2. Гиляровский В. А. Избранные труды. Медицина / В. А Гиляровский, - М. : 1973. – 301 с.

3. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг/ М. М Кольцова, М. С. Рузина. – СПб. : ИД “МиМ”, 1998. – 192 с.

4. Синицина Е. И Умные пальчики / Е. И. Синицина. – М. : “Лист”, 1998. – 144 с.

5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников /А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2002. – 48 с.

6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии / А. Л. Сиротюк. - М. : ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

7. Узорова О. В. Нефёдова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М., 2002.

8. Формы оздоровления детей 4-7 лет / авт. -сост. Е. И. Подольская. – Волгоград: Учитель, 2009. – 270 с.

Публикации по теме:

Многофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детейМногофункциональное пособие «Речецветик» как эффективное средство развития связной речи детей Выполнила: учитель-логопед первой квалификационной категории: Зимина Надежда Павловна. Конспект игровой методики ТРИЗ «Круги Луллия с детьми.

Конструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенкаКонструктор Lego Duplo, как средство гармоничного развития ребенка Конструктор Легo - это занимательный материал, развивающий детскую фантазию, воображение, творческое начало. Конструктор дает возможность.

Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка»Консультация для педагогов и родителей «Подвижная игра как средство гармоничного развития ребёнка» ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ГАРМОНИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребёнок готовится.

Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника».Консультация для воспитателей «Театральный уголок как средство развития дошкольника». Ни с чем не сравнить ту радость, которую вызывает у детей праздничное театрализованное представление. Радостное настроение повышает активность.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника.Песочная игротерапия как средство развития речевой деятельности дошкольника. Одна из тем моего выступления на Опорно методической площадке. Цветной песок вызывает все больший интерес в качестве материала для художественного.

Ролевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольникаРолевая игра — эффективное средство формирования личности дошкольника Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра, сущность которой состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Кинезиология как эффективное средство гармоничного развития дошкольника»
Опубликовано: 18 января 2022 в 21:22
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД