Яна Владимировна Крылова
Кинезиология как эффективный метод развития моторики и головного мозга детей
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к увеличению числа детей с общим недоразвитием речи. Речевой дефект у этих детей, как правило, связан с отклонениями в общей и артикуляционной моторике и отрицательно влияет на темп психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций – внимания, восприятия, памяти, мышления. У части детей дефицит речевых средств создаёт проблемы в адаптации, общении и социализации.
Публикация «Кинезиология как эффективный метод развития моторики и головного мозга детей» размещена в разделах
- Головные уборы. Шляпы, панамки, шапочки
- Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
А так как современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы, что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации, ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным, то проблема подготовки к школе детей с общим недоразвитием не теряет своей актуальности. И корригировать системное нарушение речи необходимо, поддерживая познавательную активность детей, развивая их психические процессы: восприятие, мышление, память и воображение, не перегружая логопатов излишней информацией.
По мнению нейрофизиологов, кинезиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, неспособность правого и левого полушария к интеграции.
Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология – это ключ корректировки таких важных психических аспектов как внимание, работоспособность, саморегуляция, контроль за собственной деятельностью, восприятие, речевая сфера, память, межполушарное взаимодействие, мыслительные операции, зрительно-моторная координация.
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.
Кинезиологические упражнения и гимнастика мозга активизирует у детей дошкольного возраста межполушарные взаимодействия и пластичность мозга, помогают оздоровить детский организм, снижают утомляемость, повышают умственную деятельность, память и внимание. Гимнастика у детей поднимает все заложенные психические способности, помогает максимально их использовать в развитии.
Новизна проекта заключается:
• в наличии психофизиологической основы, опирающейся на собственные компенсаторные возможности высших психических функций ребенка;
• в универсальности самой технологии, ее способности на любом этапе, независимо от психолого-педагогических характеристик обучаемых, быть органично включенной в любую комплексную образовательную программу;
• в практически полном отсутствии «барьера» при внедрении данной технологии (в основе своей коррекционной) в повседневную практику на любом этапе педагогического сопровождения;
• в легкости (и даже крайней желательности) включения родителей в педагогический процесс.
Паспорт проекта
Вид проекта – инновационный, практико-ориентированный.
Тип проекта – долгосрочный.
Срок реализации проекта – 1 год (с сентября 2021 г.)
Образовательная область – «Речевое развитие».
Участники проекта – дети 5-7 лет, воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Цель проекта:
Развитие межполушарного взаимодействия, способствующее активизации мыслительной и речевой деятельности.
Задачи проекта:
Для детей :
Развитие межполушарной специализации.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Развитие межполушарных связей.
Синхронизация работы полушарий.
Развитие мелкой моторики.
Развитие способностей.
Развитие памяти, внимания.
Развитие речи.
Развитие мышления.
Предупреждение дислексии и дисграфии.
Для педагогов:
Создать информационную базу.
Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей.
Повышение профессиональной компетентности.
Поддерживать достижения детей, воспитывать чувство гордости за достигнутые результаты.
Для родителей:
Познакомить родителей (законных представителей) с современными кинезиологическими методиками, их целями и задачами.
Научить родителей (законных представителей) применять эти методики на практике.
Условия реализации проекта:
1. Упражнения проводятся ежедневно в рамках непрерывной образовательной деятельности и в режимных моментах.
2. Задания проводятся ежедневно в доброжелательной обстановке.
3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
4. Упражнения проводятся стоя, сидя и лёжа.
5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз, сначала одной рукой, затем другой рукой, а в завершение – двумя. Все указания даются чётко, спокойно. Педагог следит за правильностью выполнения заданий.
Все упражнения педагог выполняет вместе с детьми, постепенно от занятия, к занятию увеличивая время и сложность предлагаемых упражнений (с учетом возраста детей).
Предполагаемый результат:
Для детей :
-адаптация детей к образовательной деятельности через формирование познавательной активности на основе игровых методик;
-интенсификация развития речи (и коррекция речевых нарушений, в первую очередь – просодического компонента, фонематического слуха, звукопроизношения;
-активизация развития неречевых процессов : слухового внимания и памяти; пространственных представлений и навыков зрительной ориентировки; тонкой и общей моторики, координации движений (в том числе - мимической мускулатуры); произвольного внимания.
Для педагогов:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и педагогов;
- повышение педагогической компетентности по данному вопросу.
Для родителей:
- создание системы развивающего игрового взаимодействия детей и родителей.
Этапы работы над проектом
1. Подборка комплексов кинезиологических упражнений.
2. Работа с педагогами.
Ознакомить педагогов с проектом, рассказать о значимости кинезиологических упражнений. Предложить педагогам презентацию и игровой тренинг. Раз в месяц в журнал взаимодействия размещать информацию о новом комплексе.
II этап – Практический
1. Использование кинезиологических упражнений на занятиях.
2. Использование элементов из кинезиологических комплексов в других режимных моментах (прогулки, подъём после сна, в свободной деятельности.
III этап – Рефлексивно-диагностический
1. Анализ профессиональной компетентности педагогов.
Педагогам провести самооценку опыта в сфере кинезиологических упражнений.
2. Информация для родителей в приемных.
IV этап – Заключительный
1. Подведение результатов.
2. Презентация работы над проектом.
Продукты проекта для детей :
Картотека кинезиологических упражнений.
Игровой кинезиологический тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия.
Кинезиологические тренажёры по автоматизации звуков.
Продукты проекта для педагогов:
Семинар-практикум для педагогов «Кинезиологические упражнения для дошкольников».
Продукты проекта для родителей:
Презентация проекта на собрании.
Буклет «Гимнастика мозга».
Знакомство с кинезиологией и комплексами упражнений,информация в приемных.
Заключение
Под влиянием кинезиологических тренировок у детей с нарушением речи происходит расширение зрительных горизонтов, развивается творческое воображение и целостное восприятие, значительно улучшается состояние здоровья в целом, повышается двигательная активность. Возрастают показатели коррекции звукопроизношения, фонематического и слухового восприятия, лексико-грамматического развития речи, а значит, применение метода кинезиологии в коррекционной работе является достаточно эффективным