Приложение МААМ

«Коммуникативное развитие дошкольника»

Ольга Сигаева
«Коммуникативное развитие дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы

«Коммуникативное развитие дошкольника»

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: «Важнейшие задачи воспитания — формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе». Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения. В связи с этим проблема социально-коммуникативного развития — развития ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится особо актуальной на данном современном этапе.

Публикация «„Коммуникативное развитие дошкольника“» размещена в разделах

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.

Таким образом, являясь приоритетным, социально — коммуникативное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования, в том числе и дошкольного.

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, и осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для определенного общества, социального слоя и возраста. К ним можно отнести: формируемые бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, в разных видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.

Обучать и воспитывать, направлять развитие и и корректировать поведение без насилия, уважая свободную личность ребёнка, внимательно и чутко выявляя, поддерживая, развивая его способности и склонности, и всё это делать в игре – пожалуй, именно эти принципы описывают суть личностно – ориентированной педагогики. Придерживаясь этих правил, педагог вступает в особые взаимодействия с ребёнком, которые основаны на понимании его основных интересов, уровне развития и актуального состояния.

Педагог в группе – самый главный человек для дошкольника, поэтому на педагога ложиться огромная ответственность за построение того типа общения, которое выступит в качестве наиболее благоприятного для него. Что надо сделать, чтобы ребёнок вырос любящим и внимательным к окружающим, способным к пониманию и сопереживанию, творчески и самостоятельно мыслящим, уверенным в себе, готовым проявлять инициативу. В наших ли это силах, или, всё зависит от природных задатков?

В педагогике и психологии эта классическая проблема носит название проблемы соотношения обучения и развития, возникает вопрос: можно ли с помощью обучения и воспитания развивать у ребёнка психические и личностные качества, которых у него до этого не было? В истории психологической науки можно найти два ответа на этот вопрос. Первый из них заключается в том, что психическое развитие ребёнка протекает по заранее заданным законам, проходя через строго определённые стадии, разворачивающие в определённой последовательности. Из этого следует, что образование не может оказать никакого существенного влияния на психическое развитие ребёнка.

В современной психологии существует другая точка зрения на проблему обучения и развития, согласно которой образование способно оказывать определяющее влияние на психическое развитие человека. Это означает, что не смотря на безусловную необходимость учитывать при обучении и воспитании фундаментальные законы развития ребёнка, можно построить такое образование, которое будет иметь эффект, т. е. развивающее обучение.

Основы теории развивающего образования были разработаны великим советским психологом Л. С. Выгодским, дальнейшее развитие эта теория получила в работе В. В. Давыдова, Д. Б Эльконина, А. В. Запорожца, Л. А. Венгера идр. По мнению Л. С. Выгодского, развивающее обучение не «плетётся в хвосте развития», а опережает его: «Обучение только тогда хорошо, когда оно идёт впереди развития».

Закладывая основы теории развивающего образования, Л. С. Выгодский опирался на такое понимание общения взрослого с ребёнком, которое было им обозначено как сотрудничество. Сотрудничество предполагает равную заинтересованность и педагога и ребёнка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы понимая и уважая интерес ребёнка к определённой деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным участием, деликатно помогать ребёнку тогда, когда ему действительно требуется помощь, предоставляя ему свободу в принятии решений и выполнении этой деятельности.

Ярким примером сотрудничества является работа педагога в зоне ближайшего развития ребёнка. Основной смысл понятия «зона ближайшего развития» заключается в том, что ребёнок может совершать некоторые действия или решать определённые задачи только совместно со взрослыми.

Уровень актуального развития ребёнка показывает нам, какие психические процессы у него уже сложились. Однако целью образования является перспективное развитие ребёнка, поэтому развивающее образование использует не только результаты развития, которые уже достигнуты, но и те его п роцессы, которые находятся в его становлении.

Важна также игровая деятельность, дающая ребенку возможность усваивать ценностные ориентации, социальные и нравственные установки, нормы и знания, выражать свое отношение к усвоенному, приобретать практические навыки взаимодействия с окружающим миром. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, они учатся самостоятельно выходить из конфликтных ситуаций, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимопомощи и др.

По мере взросления игра приобретает все более усложненный характер. При этом особое значение отводится коллективным играм (длительные, устойчивые, с разнообразным сюжетом). Ребенок учится в них умению вести себя в зависимости от игровых ситуаций. Игра становится школой социальных отношений, в которой он моделирует способы человеческого общения, наблюдаемого в окружающей действительности. Общественная жизнь, в свою очередь, детерминирует содержание детских игр, и под влиянием этого содержания при целенаправленном педагогическом воздействии формируется личность, нравственные качества которой соответствуют моральным ценностям общества.

Таким образом, игровая деятельность развивает способность видеть свое собственное поведение во взаимосвязи с другими индивидами и ощущать на себе их реакции. Благодаря этому закладывается фундамент социальной зрелости ребенка в период дошкольного детства.

Общение с детьми требует определённых умений, знаний, как строить процесс общения в том или ином случае, понимания, к чему приводит тот или иной стиль общения, постоянного внимания к тому, какаю реакцию мы вызываем у своего партнёра. Обладание такими средствами взаимодействия называется компетентностью в общении. Взрослый который в глазах дошкольника обладает высокой компетентностью в общении – наиболее вероятный образец для подражания. Компетентность во взаимодействии с ребёнком является одной из основных составляющих профессионализма педагога, так как именно в общении происходит развитие ребёнка. От, того как построен процесс общения, зависят результаты образования, т. е. направление и уровень развития дошкольника.

Публикации по теме:

Современные аспекты развития речи дошкольника. Речевое развитие дошкольника 5–6 лет «Современные аспекты развития речи дошкольника» Тема: Речевое развитие дошкольника 5-6 лет. Воспитатель: Кожемякина Ксения Иосифовна МБДОУ.

Социально-коммуникативное развитие детей Мир детства - это чудесный и таинственный остров в мире взрослых. Но сегодня мы живём в очень непростом мире. Современная социальная среда,.

Социально — коммуникативное развитие дошкольников посредством сказки В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-коммуникативного развития и воспитания дошкольников, которое является одним.

Опыт работы «Социально-коммуникативное развитие» Когда думаешь о детском мозге, представляешь нежный цветок розы, на котором дрожит капелька росы. Какая осторожность и нежность нужны, чтобы,.

Перспективное планирование «Игры на коммуникативное развитие» 1 развитие слухового внимания Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай (авторы — О. Хухлаев, О. Хухлаева) В группе взрослый называет предложения,.

Перспективное планирование «Социально — коммуникативное развитие» в старшей группе Перспективное планирование «Социально – коммуникативное развитие» в старшей группе (представление о мире людей и рукотворных материалах;.

Социально- Коммуникативное Развитие по ФГОС Социально-коммуникативное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Её актуальность возрастает в современных условиях в связи.

Социально-коммуникативное развитие в дошкольном учреждении Социально-коммуникативное развитие ребенка – это процесс, в результате которого он учится устанавливать и поддерживать необходимые контакты.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах дня. Режим дня-оказывает положительное влияние на процесс усвоения дошкольниками социальных норм:они учатся подчиняться общим правилам,выполнять.

Социально-коммуникативное развитие во второй младшей группе Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Коммуникативное развитие дошкольника»
Опубликовано: 9 мая 2017 в 20:12
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Коммуникативное развитие дошкольника»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Сигаева (УИ 889312) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД