Папки-передвижки

Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками «Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»

Ольга Вашукевич
Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками «Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Опыт работы учителя – логопеда, дефектолога

с младшими школьниками

«Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»

Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедической работы высокий. Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему на самотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т. к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время. Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.

Публикация «Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками „Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ“» размещена в разделах

Работая учителем-логопедом, дефектологом при постановке звуков использовала различную последовательность:

1. Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А. И. Богомолова.

2. Свистящие, шипящие, соноры по методике Т. Б. Филичевой.

Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на

своем: начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.

Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.

Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.

Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по - разному:

1. Карточки с картинками.

2. Зарисовки в тетрадях.

3. В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок.

Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.

При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок, радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.) : Ла, ла, ла; Со, со, со и т. д.

Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается» : ла, ла, ла.

С большим удовольствием использую в своей работе игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный мешочек», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом мешочке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку. Этот мешочек всегда находится на полочке с логопедическими играми. Ребята ежедневно наугад вытаскивают карточку-игру, в которую сегодня будем играть.

Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.

На других коррекционных занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить младших школьников правильно произносить звуки. Я искала сказочных героев в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.

В моем логопедическом кабинете «живет» плюшевый медведь, который боится разговаривать, т. к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми. У него получается быстрее, чем у детей и мишка очень этому радуется, что придает уверенности ребятам в том, что они быстро научатся говорить.

Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:

1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.

2. Постановка звука.

3. Введение звука в открытые и закрытые слоги.

4. Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).

5. Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).

6. Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).

7. Дифференциация звуков.

8. На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха.

Исходя их вышесказанных методов и приемов логопедическая работа приносит хорошие результаты. И когда от ребят, обучающихся в 5-6 классах, слышишь, что у ребят по русскому языку все хорошо- это дорогого стоит!

Материал подготовила: учитель – логопед, дефектолог

Вашукевич Ольга Николаевна,

МБОУ «ОСОШ №1»

Публикации по теме:

Основные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООПОсновные направления работы учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с ООП Сообщение из опыта работы «Основные направления учителя-дефектолога по подготовке к обучению грамоте детей с особыми образовательными.

Формы работы учителя-логопеда с семьей Наиболее эффективные формы работы учителя – логопеда с семьей: - коллективные формы работы учителя-логопеда с семьей; 1. Групповые родительские.

Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Опыт работы «Педагогическая коррекция моторики руки ребёнка» Актуальность: Понимание педагогами и родителями значимости своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции помогут.

Особенности логопедической работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях инклюзивного образования «Если у меня заберут все мое имущество, разрешив забрать только одну вещь, я выбрал бы возможность сохранять силу речи, поскольку, имея.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми»Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Развивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДООРазвивающая предметно-пространственная коррекционная среда кабинета учителя-дефектолога, учителя-логопеда ДОО Пояснительная записка Паспорт кабинета – основной документ, который отражает материально-техническое оборудование, состояние и оснащённость.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками «Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 22:35
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками «Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Вашукевич (УИ 795912) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД