Ольга Вашукевич
Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками «Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Опыт работы учителя – логопеда, дефектолога
с младшими школьниками
«Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ»
Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого малыша, так и в жизни его родителей. Они сталкиваются с многочисленными трудностями, а если есть проблемы с нарушением звукопроизношения, то в растерянности и те, и другие. Хорошо, если родители заинтересованы в своевременной помощи своим детям. Работать с ними одно удовольствие, соответственно, и результат логопедической работы высокий. Но практика показывает, что большинство родителей из за нехватки времени, проблем со здоровьем и рядом других причин, пускают эту серьезную проблему на самотек, возлагая все на плечи учителя и логопеда. Это так называемые неблагополучные семьи и семьи, имеющие высокий достаток. Их подход довольно прост: «Мне просто некогда. Я заплачу за занятия деньги, только не трогайте меня». С такими родителями и детьми работать гораздо сложнее, т. к. поставленные звуки не закрепляются, в результате, процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков растягивается на долгое время. Необходимо искать такие пути, чтобы ребенок сам был заинтересован и мог дома работать самостоятельно. А если у него не один, а целый ряд нарушенных звуков, необходимо за тот короткий отведенный отрезок времени успеть много.
Публикация «Опыт работы учителя-логопеда, дефектолога с младшими школьниками „Коррекция звукопроизношения с обучающимися с ОВЗ“» размещена в разделах
- Дефектология. Материалы для дефектологов
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Опыт работы, практика
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Работая учителем-логопедом, дефектологом при постановке звуков использовала различную последовательность:
1. Шипящие, свистящие, аффрикаты, соноры, как рекомендует А. И. Богомолова.
2. Свистящие, шипящие, соноры по методике Т. Б. Филичевой.
Ежегодно, в ходе работы я искала и другие пути и остановилась на
своем: начинаю работать одновременно над всеми нарушенными звуками, чьи артикуляционные уклады очень близки.
Сначала пробую постановку и выясняю, возможно ли поставить тот или иной звук. Легче всего получается со звуком «Л». Пока закрепляю его в речи, одновременно работаю над формированием артикуляционного уклада остальных звуков и вызываю следующий.
Позднее, изучая опыт своих коллег по Интернету, обнаружила, что данную методику пробуют использовать и другие логопеды.
Большое внимание уделяю первому этапу работы артикуляционной гимнастике. Собрала в свою методическую копилку множество вариантов через различные источники. На каждом занятии использую ее по - разному:
1. Карточки с картинками.
2. Зарисовки в тетрадях.
3. В виде сказок про шаловливый и непослушный Язычок.
Детям очень нравятся такие варианты. Предлагаю им и самим придумать собственные сказки. Такие творческие задания развивают связную речь детей, обогащают словарный запас, воздействуют на эмоциональную сферу, развивают воображение.
При выполнении артикуляционных упражнений и постановки звуков, подключаю руку ребенка, которая показывает положение органов артикуляции. Мы называем его «пальчик контроль». Артикуляционную гимнастику продолжаю использовать и при автоматизации и дифференциации звуков, когда Язычок хулиганит, дразнится (проговаривание дразнилок и хулиганок, радуется и веселится (пропевание слогов с поставленными звуками на мотив любимых детских песенок: «Улыбка», «День рождения», «Вместе весело шагать» и др.) : Ла, ла, ла; Со, со, со и т. д.
Работаем в парах, что тоже очень нравится детям: один ребенок «ругается» заданным слоговым сочетанием: лы, лы, другой «оправдывается» : ла, ла, ла.
С большим удовольствием использую в своей работе игры различного плана. Наиболее полюбившиеся такие, как, «Волшебный мешочек», в котором находятся иллюстрированные карточки с описанием игр с обратной стороны. В этом мешочке вся картотека собранных мною увлекательных игр (из Интернета, из журнала «Логопед», придуманные мною). Каждая игра занесена на карточку с подробным описанием, а на лицевой стороне изображена картинка, соответствующая сюжету игры и определенному звуку. Этот мешочек всегда находится на полочке с логопедическими играми. Ребята ежедневно наугад вытаскивают карточку-игру, в которую сегодня будем играть.
Очень полюбились детям и уроки сказки, которые составлены по сюжетам известных детских сказок: «Колобок», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золушка», где представлены театрализованные фрагменты с введением отрабатываемого учебного материала.
На других коррекционных занятиях появляется какой либо сказочный персонаж с целью научить младших школьников правильно произносить звуки. Я искала сказочных героев в детских книжках, копировала через принтер, картонировала, и появилась коробка с названием: «Сказочные герои пришли на урок». С их помощью обыгрывается любая ситуация.
В моем логопедическом кабинете «живет» плюшевый медведь, который боится разговаривать, т. к. неправильно произносит звуки. Он учится правильному произношению вместе с детьми. У него получается быстрее, чем у детей и мишка очень этому радуется, что придает уверенности ребятам в том, что они быстро научатся говорить.
Работая над коррекцией правильного звукопроизношения, соблюдаю последовательность всех этапов:
1. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков. Выработка правильного речевого дыхания.
2. Постановка звука.
3. Введение звука в открытые и закрытые слоги.
4. Введение звука в слова (начало, середина, конец слова).
5. Автоматизация слов в предложении (чистоговорки, скороговорки, самостоятельно составленные предложения, составление предложений по картинкам).
6. Автоматизация звука в самостоятельной речи (стихи, рассказы, пересказы сказок).
7. Дифференциация звуков.
8. На всех этапах параллельно работаю над развитием фонематического слуха.
Исходя их вышесказанных методов и приемов логопедическая работа приносит хорошие результаты. И когда от ребят, обучающихся в 5-6 классах, слышишь, что у ребят по русскому языку все хорошо- это дорогого стоит!
Материал подготовила: учитель – логопед, дефектолог
Вашукевич Ольга Николаевна,
МБОУ «ОСОШ №1»